Дети: не слишком ли много мы их развлекаем?

Некоторое время назад я обратила внимание на одну вещь, заставившую меня задуматься. Всё началось со статьи Дмитрия Губина о том, что, мол, взрослых, которые за свои деньги хотят чему-то научиться, нынче учат интересно, ярко, с придумкой, а детей продолжают бесплатно мучить скучной зубрёжкой, нечитаемыми учебниками и зубодробительной грамматикой. А ведь верно, подумала я и стала бояться, что моего ребёнка будут так же мучить. Но ребёнок пошёл в первый класс весьма продвинутой школы к молодой энергичной учительнице, которая только поражала нас своими бесконечными выдумками, наработками, позаимствованными у старших товарищей, и всевозможными программами и учебными наработками. Дети бежали в школу вприпрыжку, они, играя, овладевали письмом, чтением, счётом. Казалось бы, жить, да радоваться – но мы ж невротики, мы так не можем. Я стала размышлять о том, насколько такая мотивация имеет отношение к процессу учёбы и что будет потом, когда учёба – а рано или поздно это всё-таки случится – станет просто учёбой, а не игрой.
И тут случилась у меня беседа с учительницей английского. Она вела уроки у детей второй месяц, и я заметила, что если сначала ребёнок бежал на занятия вприпрыжку, то в последнее время всё чаще об английском она говорила с неохотой и вообще жаловалась, что там скучно. Я решила познакомиться с англичанкой и попытаться понять, что изменилось. Аккуратно и деликатно я донесла до неё мысль о том, что ребёнок стал с меньшим желанием ходить на уроки. Учительница – тоже энергичная и почти молодая – вздохнула и совершенно не обиделась.
- А что вы хотите? - риторически спросила она. – Конечно, вначале они все бежали на урок вприпрыжку, потому что мы проходили алфавит, и мы этот алфавит и пели, и рисовали, и играли с буквами, а сейчас мы начинаем читать, и тут я ну никак не могу обойтись без изучения правил и прочих скучных вещей!
Она говорила извиняющимся тоном, было понятно, что это давно занимающий её вопрос.
- Конечно, я стараюсь и поиграть с ними, и как-то разнообразить этот процесс, ну мы никуда без правил, просто никуда, понимаете? А современные дети учиться без игры не хотят!
Я понимала. Для меня утверждение о том, что далеко не все учебные процессы можно организовать в игровой форме, не требовало доказательств. Но домой я шла в задумчивости. Интересная картина, сказала я себе, получается, что эти дети, с которыми в первый год в школе, да и в саду, вероятно, а то и на каких-то развивающих занятиях из кожи вон лезли, чтобы чему-то их научить через игру, так к этому привыкли, что вообще не готовы к тому, чтобы учёба была просто учёбой! У нас-то этот вопрос вообще не возникал – я не помню никаких игр в школе, а память у меня – тьфу-тьфу-тьфу. Были прописи, учебники, оценки. За пять пятёрок на тетрадь клеили звёздочку – вот и вся мотивация, вот и вся игра. Поэтому когда надо было что-то выучить или монотонно нарисовать пять строчек каких-нибудь крючочков (а не нарисовать их для Деда Мороза, чтобы он нашёл дорогу на полюс), вопроса о том, скучно это или нет, не возникало. И это, не скрою, было важным шагом на пути к средней школе, где объём скучных – чего уж там скрывать – учебных действий на порядок больше. А теперь внимание, вопрос: насколько дальше будут успешными в учёбе дети, которых в младшей школе и до неё учат через игру? Или грамотная младшая школа сумеет так выстроить программу, чтобы к какому-то моменту дети всё-таки овладели «скучными» навыками, а главное, были готовы выполнять монотонную и даже бессмысленную на вид работу? Или всё-таки если начать «по-серьёзному» учиться раньше, то и результативность (способность выполнять неинтересные действия, без которых в учёбе никуда) будет выше?
Наблюдение №2. Поскольку я часто езжу с классом на экскурсии, волей-неволей обратила внимание на вот такой момент: чтобы облегчить детям дальнюю дорогу, мы, сопровождающие родители, всегда заготавливаем еду и питьё, стараемся развлечь их в пути и так далее. И вот по истечении некоторого времени я обнаружила, что дети стали относиться к этому не как к приятному дополнению к экскурсии, а как к нашей непосредственной обязанности. Я почувствовала себя стюардессой. «Яблок!» - кричат мне из одного конца автобуса. «Поправьте мне домик!» - не просят, а требуют из другого конца. Дети перестали говорить «спасибо» и «пожалуйста». Я забеспокоилась. Но, собственно, какие к кому претензии? Мы сами их к этому приучили. Я взбунтовалась и сказала, что никому и ничем помогать не буду, пока восьмилетние дети не научатся вежливо разговаривать. Помогло, но осадок остался.
Наблюдение №3: дни рождения. А ещё я заметила, что, поскольку многие из класса куда только не зовут на дни рождения – и в лазерный клуб, и на скалодром, и в музей, и зовут на уроки «Сумасшедшую науку» (по-моему, порядком всем надоевшую) или театр, - то теперь, когда возникает тема дней рождений, дети ждут не общения, а того, что их будут развлекать.
Вот оно – ключевое для всех трёх ситуаций: мы своими руками всё время приучаем их к тому, что их непрерывно развлекают. Они теперь этого ждут – и это какой-то очень, на мой взгляд, травматичный для их самостоятельности, самодисциплины и творческого мышления момент. Они не прилагают усилий, чтобы заставить себя делать монотонную работу – их учат через игру, они не хотят занимать себя сами в скучной поездке – их развлекают, они не желают прилагать усилия, чтобы самим весело поиграть в день рождения – они знают, что их организуют специально обученные люди. Мне кажется, они таким образом чего-то лишаются, не говоря о том, что я вовсе не уверена в том, что превращать жизнь человека в сплошной крутящийся вокруг него праздник – хорошо. Или так и должно быть, а я отсталый от жизни совок?
Ксения Кнорре-Дмитриева
+314 |
![]() |
354 комментария |
Комментарии
Да хорошо может быть детям из обеспеченных семей, когда после таких игр, они граючи пойдут учится в высшие аведения, а каково будет обычным как я детям, что они получат? Разочарование привышающее мое многократно, стрес от того что жизнь это труд, а праздник бывает редко, а иногда и не бывает его совсем.
Интересно что будет в армии.и вообще чего правительство задумало с таким подходом. и к чему приведет, сделают детей большими марионетками?
Да. Жизнь это труд. Это не стрессс. И только труд сделал с обезьяны человека. Маленьаийй ребёнок может собрать игрушки, первоклассник собрать портфель, сложить свою одежду. Ничего в этом запредельного нет. Поблагодарить, сказать спасибо. И это делает человека марионеткой? Или я не поняла?
Да. Жизнь это труд. Это не стрессс. И только труд сделал с обезьяны человека. Маленьаийй ребёнок может собрать игрушки, первоклассник собрать портфель, сложить свою одежду. Ничего в этом запредельного нет. Поблагодарить, сказать спасибо. И это делает человека марионеткой? Или я не поняла?
↑ Перейти к этому комментарию
Да. Жизнь это труд. Это не стрессс. И только труд сделал с обезьяны человека. Маленьаийй ребёнок может собрать игрушки, первоклассник собрать портфель, сложить свою одежду. Ничего в этом запредельного нет. Поблагодарить, сказать спасибо. И это делает человека марионеткой? Или я не поняла?
↑ Перейти к этому комментарию
Прыгают за " конфетку"
Да. Жизнь это труд. Это не стрессс. И только труд сделал с обезьяны человека. Маленьаийй ребёнок может собрать игрушки, первоклассник собрать портфель, сложить свою одежду. Ничего в этом запредельного нет. Поблагодарить, сказать спасибо. И это делает человека марионеткой? Или я не поняла?
↑ Перейти к этому комментарию
Да хорошо может быть детям из обеспеченных семей, когда после таких игр, они граючи пойдут учится в высшие аведения, а каково будет обычным как я детям, что они получат? Разочарование привышающее мое многократно, стрес от того что жизнь это труд, а праздник бывает редко, а иногда и не бывает его совсем.
Интересно что будет в армии.и вообще чего правительство задумало с таким подходом. и к чему приведет, сделают детей большими марионетками?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Встречный вопрос: для Вас любить работу и не воспринимать её, как каторгу - это значит играть и развлекаться?
Изначально Ваш ответ на адресованный не Вам вопрос немного не в тему. Поскольку он был к реплике о "каково будет детям, когда они поймут, что жизнь не праздник".
И да, жизнь не праздник, а работа не игра. И детям надо бы об этом представление давать. И не в 18-20 лет, а гораздо раньше.
естественно
И много Вы видите тех, кто считает работу игрой?
Мне как-то всё больше попадаются воспитанные в стиле "работа - не мёд с малиной, она не должна нравиться". Соответственно, человеку, которому с детства внушали, что работа - тяжёлая повинность, всё равно где работать, лишь бы работать поменьше, а платили побольше.
↑ Перейти к этому комментарию
Потому как "надоела" - это тоже сигнал, что данный род деятельности для меня и моего развития не имеет смысла
Потому как "надоела" - это тоже сигнал, что данный род деятельности для меня и моего развития не имеет смысла
↑ Перейти к этому комментарию
Согласна.
Мне нравится, когда есть смена обстановки, новые навыки и возможность выбора
Да хорошо может быть детям из обеспеченных семей, когда после таких игр, они граючи пойдут учится в высшие аведения, а каково будет обычным как я детям, что они получат? Разочарование привышающее мое многократно, стрес от того что жизнь это труд, а праздник бывает редко, а иногда и не бывает его совсем.
Интересно что будет в армии.и вообще чего правительство задумало с таким подходом. и к чему приведет, сделают детей большими марионетками?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Тем более что часто отдать позже значит не попасть в сад. Для некоторых это проблема вообще не преодолимая, сидеть с ребёнком дома. Даже если финансово можно себе позволить.
↑ Перейти к этому комментарию
Да и не для кого, если уж честно... Но это моё мнение.
Почему деятельность без внешней оценки Вам кажется пустой?
По-моему, гораздо хуже, что оценка перестала быть инструментом, а стала целью.
Безоценочная деятельность не кажется мне пустой - она таковой и является. Оценка может иметь разные выражения - от почётной грамоты до материального эквивалента. И оценка должна быть, иначе стимула делать не будет. Деятельность без стимула - пустая и часто (если не всегда) ни к чему не ведущая. Для того, кто этой деятельностью занимается.
Дети, развиваясь, требуют оценки своей деятельности - и это нормально. Если деятельность ребёнка (любого возраста) не оценивать, он будет добиваться всеми доступными способами того, чтобы взрослые таки оценили его деятельность. И уже неважно, положительной будет оценка или отрицательной.
Собственно, к чему это я? Если в Финляндии нет привычных нам оценок - это ещё не значит, что там не оценивают действительно. А вот если не оценивают действительно - грош цена этой цивилизации. Она сдохнет (грубо говоря) сейчас или маленько погодя.
Опять же, оценка внутренняя не менее важна, чем внешняя.
Безоценочная деятельность не кажется мне пустой - она таковой и является. Оценка может иметь разные выражения - от почётной грамоты до материального эквивалента. И оценка должна быть, иначе стимула делать не будет. Деятельность без стимула - пустая и часто (если не всегда) ни к чему не ведущая. Для того, кто этой деятельностью занимается.
Дети, развиваясь, требуют оценки своей деятельности - и это нормально. Если деятельность ребёнка (любого возраста) не оценивать, он будет добиваться всеми доступными способами того, чтобы взрослые таки оценили его деятельность. И уже неважно, положительной будет оценка или отрицательной.
Собственно, к чему это я? Если в Финляндии нет привычных нам оценок - это ещё не значит, что там не оценивают действительно. А вот если не оценивают действительно - грош цена этой цивилизации. Она сдохнет (грубо говоря) сейчас или маленько погодя.
↑ Перейти к этому комментарию
Разъединение оценки и цели получить знания идёт из семьи, а не от учителей (школы).
А вообще я не хочу ни с кем спорить и что-то доказывать. Я придерживаюсь своего мнения, обусловленного знаниями по психологии в том числе. И менять его не собираюсь. Наоборот - вижу ошибочность нынешнего подхода к воспитанию и обучению.
До свидания. Было интересно поговорить.
↑ Перейти к этому комментарию
общий информационный поток сейчас гораздо больше
но я вообще не склонна рассматривать учёбу как создание "склада знаний", важнее структура, умение установить связи и знать как с этим работать
Учить нескучно совсем не означает изображать клоуна, учиться нескучно совсем не значит всё время представлять себя в цирке
Вспоминаю алгебру, 10-11 классы.
Такие красивые дрказательства теорем нам учительныца показывала, такие приемы решений нестандартные, что мы выходили с горящими глазами и в полном восторге
Учить нескучно совсем не означает изображать клоуна, учиться нескучно совсем не значит всё время представлять себя в цирке
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
- Чтение сегодня было?
- Да, обязательно.
- И как, у тебя уже быстрее получается?
- Мама, мы сейчас стараемся добиться стабильной скорости чтения.Наращивать ее будем позже (Это изъясняется первоклассник
- Это как? (как раз идем мимо краеведческого музея)
- (читает) Областной музей кра-ве-кр-а-е-ведения... Видишь, несложные слова - музей, областной, я читаю быстро, а сложное - медленнее, а когда начинаю спешить, еще и ошибаюсь. Вот с этим мы сейчас и боремся. Скорость чтения должна быть стабильной.
- А что вы читали?
- Сегодня рассказ Сутеева, про краски. Каждый по предложению. По кругу. А потом мы старались запомнить свои предложения, и когда доходит очередь только подглядывать в книжку. А потом у нас получился спектакль, потому что мы уже не заглядывали в книжку, А потом мы по другому становились, но все равно говорили каждый свои предложения. Мама, было так интересно! (дитя начинает шпарить наизусть рассказ Сутеева про краски)
И математика, по-моему, интереснее сейчас.
А правила... Работала преподавателем в ВУЗе (и сейчас на четвертушку работаю). Так вот даже взрослые дяди лучше понимают материал на простых жизненных примерах (вроде понятия о матрице на примере ящика с водкой), и на счёт раз запоминают правила, если ему сопоставлен такой же простой пример из жизни. Дети же в игре способны таблицу Менделеева выучить.
А стимулы могут быть разными.
как нужно перед ним прыгать, если родители все лето не заставляли его читать, что в данном случае может сделать учитель-не представляю...
Сделать, чтобы было интересно и/или нужно.
Я ниже написала, повторюсь: Нет детей, которые ничем не интересуются вообще. Читать хоть комиксы, хоть инструкцию "как сделать самострел". Общаться записками.
Чтение - это не только художественная литература.
Ещё вариант:
Вспомнила на ФБ инструкцию, как выбраться, если вас похоронили заживо
↑ Перейти к этому комментарию
Видимо, вам это не нужно
опытом.И почему-то он отличается от рекомендаций....
↑ Перейти к этому комментарию
Не на всех действует мантра "надо потому что надо", это нормально. Они не получают удовольствия от процесса учёбы и не заинтересованы в результате (или не верят, что у них результат может быть достойным)
А можно пару вопросов:
1. Как часто Вы и старшие читаете и делитесь друг с другом эмоциями от прочитанного, узнанными интересными фактами?
Как часто обсуждаете что-то, аргументируя какими-то источниками и чем-то кроме "потому что я так сказал(а)"?
Есть в Вашей семье кто-то от кого младшие дети могут слышать "подожди, сейчас дочитаю, а то на самом интересном месте" и "классная книга, дорастёшь - обязательно прочти"?
Как часто они видят кого-то, увлечённого чтением художественной или профессиональной литературы?
Как часто вы читаете вслух интересные книги по возрасту не из школьной программы? Того же "Гарри Поттера", например, читали?
2. Как часто Ваши дети слышат от взрослых "как надоела работа-уборка-..."?
как нужно перед ним прыгать, если родители все лето не заставляли его читать, что в данном случае может сделать учитель-не представляю...
↑ Перейти к этому комментарию
Надо как-то донести до ребёнка зачем это нужно ЕМУ. Не учительнице, не маме с папой (тем более, если они сами не читают). И найти то, что ему читать будет интересно.
Нет детей, которые ничем не интересуются вообще. Читать хоть комиксы, хоть инструкцию "как сделать самострел". Общаться записками. Выдумывать квэсты с заданиями. Тут ведь главное начать.
Чтение - это не только художественная литература.
↑ Перейти к этому комментарию
Хотя... такими темпами отобьют все
↑ Перейти к этому комментарию
Только сложно приучить если у ребенка ЗПР. Но если и не делать ничего, то и ребёнок без ЗПР будет как ребенок с нарушением развития.
А так как это творится уже давно, то уже сейчас мы наблюдаем подросшее поколение, которое, не успев закончить школу, плавно перемещается в увеселительные заведения, без которых уже не представляет свою жизнь.
↑ Перейти к этому комментарию
а спрос рождает предложение
А так как это творится уже давно, то уже сейчас мы наблюдаем подросшее поколение, которое, не успев закончить школу, плавно перемещается в увеселительные заведения, без которых уже не представляет свою жизнь.
↑ Перейти к этому комментарию
Даже в игрушках...
Помню, каким чудом для нас был какой-нибудь китайский "маленький пони"
А уж Барби или кукольный домик
Последние пару-тройку лет вижу как раз детей, для родителей которых не внапряг купить все что угодно. У детей есть всё: пони, ручные обезьянки, любые поездки, любые развлечения. Вон недавно историю слышала - вернулись детки(15-16 лет) из школьной поездки в Рим, хвастаются, что тырили вещи в магазинах
Последние пару-тройку лет вижу как раз детей, для родителей которых не внапряг купить все что угодно. У детей есть всё: пони, ручные обезьянки, любые поездки, любые развлечения. Вон недавно историю слышала - вернулись детки(15-16 лет) из школьной поездки в Рим, хвастаются, что тырили вещи в магазинах
↑ Перейти к этому комментарию
Последние пару-тройку лет вижу как раз детей, для родителей которых не внапряг купить все что угодно. У детей есть всё: пони, ручные обезьянки, любые поездки, любые развлечения. Вон недавно историю слышала - вернулись детки(15-16 лет) из школьной поездки в Рим, хвастаются, что тырили вещи в магазинах
↑ Перейти к этому комментарию
Нет на них соседских яблок и бобика, спущенного с цепи на ночь
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Правильно!
↑ Перейти к этому комментарию
Конечно, от любого труда устаешь. Усталость не была трагедией, да
Здесь, в фейсбуке... Мне стало страшно, если честно. Ведь все эти люди транслируют это отношение своим детям. Установка "учёба =тяжёлый труд" выливается в "работа не может быть удовольствием".
А многие путают систему, учебу, мотивацию, отметки, интерес. Это как раз не новость.
Здесь, в фейсбуке... Мне стало страшно, если честно. Ведь все эти люди транслируют это отношение своим детям. Установка "учёба =тяжёлый труд" выливается в "работа не может быть удовольствием".
↑ Перейти к этому комментарию
И потом: кто-то сам придет к адекватному отношению своим собственным путем.
Кто не придет - всех не спасешь.
Здесь, в фейсбуке... Мне стало страшно, если честно. Ведь все эти люди транслируют это отношение своим детям. Установка "учёба =тяжёлый труд" выливается в "работа не может быть удовольствием".
↑ Перейти к этому комментарию
Учиться, тем не менее, любила, школа, как учреждение и процесс получения знаний - это не равные вещи.
Но связанные. И не любовь к школе объяснялась в том числе и подходом к обучению в ней.
Здесь, в фейсбуке... Мне стало страшно, если честно. Ведь все эти люди транслируют это отношение своим детям. Установка "учёба =тяжёлый труд" выливается в "работа не может быть удовольствием".
↑ Перейти к этому комментарию
Да и с удовольствиями в жизни и от жизни порядок
Конечно, от любого труда устаешь. Усталость не была трагедией, да
↑ Перейти к этому комментарию
И, видимо, у меня круг общения состоял в основном из довольных жизнью детей)))
↑ Перейти к этому комментарию
Лично я школу еще в СССР заканчивала, институт - уже после. Никогда не испытывала ненависти к учебе. Лично мне было интересно. Были учителя, которых не любила. Химичка у меня бешеная была - орала, звонок перекрикивала. Но зато я была победителем всевозможных олимпиад по химии
Школу воспринимала как данность. Где-то поругают, где-то похвалят, что-то интересно, что-то скучно, что-то смешно. Жизнь как жизнь... Не помню ненавитсти.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Чему научили - то и получили! И это не "случайность" и не "повезло".
а вот слово "хочу" принимают легко и просто. А потому что мы часто делаем все, чтобы они захотели - учиться, заниматься, выполнять домашние обязанности. Типа - мы должны их мотивировать. А какая мотивация может быть для заправления кровати утром? Просто надо и все тут! Можно и не заправлять, конечно, и посуду не мыть, и не убираться, и не мыться - так мы далеко зайдем.
Я против занятий чем-либо в жизни через немогу.
Но развлечения (причем, пассивные) не должны быть единственной целью и желанием.
Я люблю свою работу.
Я уступаю место тому и потому, что считаю это правильным.
Я не поддерживаю отношений с неприятными мне людьми.
И т.д.
Как я уже писала, либо процесс, либо результат.
Можно любить готовить, можно просто хотеть есть.
Можно любить работу, можно хотеть зарплату.
Можно любить мыть посуду, можно хотеть есть чистой вилкой.
Всегда есть мотивация - внутренняя или внешняя. Не расстроить маму, заработать деньги... Если мотивации нет, то действие не имеет смысла. А бессмысленные действия не вызывают ничего кроме раздражения и/или злости.
Я люблю свою работу.
Я уступаю место тому и потому, что считаю это правильным.
Я не поддерживаю отношений с неприятными мне людьми.
И т.д.
Как я уже писала, либо процесс, либо результат.
Можно любить готовить, можно просто хотеть есть.
Можно любить работу, можно хотеть зарплату.
Можно любить мыть посуду, можно хотеть есть чистой вилкой.
Всегда есть мотивация - внутренняя или внешняя. Не расстроить маму, заработать деньги... Если мотивации нет, то действие не имеет смысла. А бессмысленные действия не вызывают ничего кроме раздражения и/или злости.
↑ Перейти к этому комментарию
Я люблю свою работу.
Я уступаю место тому и потому, что считаю это правильным.
Я не поддерживаю отношений с неприятными мне людьми.
И т.д.
Как я уже писала, либо процесс, либо результат.
Можно любить готовить, можно просто хотеть есть.
Можно любить работу, можно хотеть зарплату.
Можно любить мыть посуду, можно хотеть есть чистой вилкой.
Всегда есть мотивация - внутренняя или внешняя. Не расстроить маму, заработать деньги... Если мотивации нет, то действие не имеет смысла. А бессмысленные действия не вызывают ничего кроме раздражения и/или злости.
↑ Перейти к этому комментарию
А насчет "как-же-мы-то-выросли".. перечитайте свой же коммент - сколько всего вы в жизни делаете из-под палки, да еще и считаете это нормой. Что выросло, то выросло, как говорится...
↑ Перейти к этому комментарию
Можно всю жизнь на "Почему?" отвечать "потому что я так сказал" и "мал ещё думать, делай раз сказано", на "не хочу учиться" парировать "думаешь я на работу хочу? А хожу". Засунуть ребёнка учиться куда-нибудь лишь бы взяли, не обращая внимания на отсутствие интереса. И удивляться потом, почему дитятко хочет ничего не делать и деньги получать.
А можно по -другому, пусть без умных слов, но умными действиями. Относясь к детям как людям, а не как к недовзрослым.
Я люблю свою работу.
Я уступаю место тому и потому, что считаю это правильным.
Я не поддерживаю отношений с неприятными мне людьми.
И т.д.
Как я уже писала, либо процесс, либо результат.
Можно любить готовить, можно просто хотеть есть.
Можно любить работу, можно хотеть зарплату.
Можно любить мыть посуду, можно хотеть есть чистой вилкой.
Всегда есть мотивация - внутренняя или внешняя. Не расстроить маму, заработать деньги... Если мотивации нет, то действие не имеет смысла. А бессмысленные действия не вызывают ничего кроме раздражения и/или злости.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Было время и возможность (ребенка вот не было), и в 2 часа ночи приходила, и ночевать оставалась, когда надо
Работа дает мне даже некоторое чувство эйфории, особенно, когда все получается.
а я этого просто не делаю, если мне неохота
а тут меня не "воспитание обязывает", а понимание, что человеку тяжело. Меня не напрягает забота о слабых, для меня это норма.
а тут какая проблема? мне неприятно, если я не моюсь и не чищу зубы, поэтому я делаю это по собственному желанию, даже когда сижу одна дома
Но список ваших претензий к жизни интересен
Может, вам как раз не мешает отбросить то лишнее, что есть у вас в жизни, и разрешить себе делать то, что вам хочется?
а может это мое личное дело?
конечно, личное. Никто вас не заставляет.
Вот только вы, почему-то, решили, что Я лукавлю, говоря, что занимаюсь тем, что мне нравится и тем, что мне нужно. Видимо, мысли о том, что так бывает, в принципе не допускается.
бывает же такое!
..в надежде, что что-то из этого случайного ряда ко мне подойдет...
Ну, мимо, бывает
а вот слово "хочу" принимают легко и просто. А потому что мы часто делаем все, чтобы они захотели - учиться, заниматься, выполнять домашние обязанности. Типа - мы должны их мотивировать. А какая мотивация может быть для заправления кровати утром? Просто надо и все тут! Можно и не заправлять, конечно, и посуду не мыть, и не убираться, и не мыться - так мы далеко зайдем.
↑ Перейти к этому комментарию
А по-другому никак.
Либо интересен процесс, либо нужен результат. Иначе действие бессмысленно.
перед нами никто не выплясывал
а вот слово "хочу" принимают легко и просто. А потому что мы часто делаем все, чтобы они захотели - учиться, заниматься, выполнять домашние обязанности. Типа - мы должны их мотивировать. А какая мотивация может быть для заправления кровати утром? Просто надо и все тут! Можно и не заправлять, конечно, и посуду не мыть, и не убираться, и не мыться - так мы далеко зайдем.
↑ Перейти к этому комментарию
Вернее, согласна лишь частично.
1) Про обучение в игре. Играть в 7 лет - это физиологично и по возрасту. И меня ещё вполне советские преподы в институте учили, что в младшем школьном возрасте ведущая деятельность остаётся игровой. Только не надо воспринимать буквально и играть в куклы-машинки
Например, иногда я проверяю знание терминов, но не просто сама задаю вопрос, а у меня есть "игральные кубики" по темам - на каждой грани термин (величина, устная задача), который надо объяснить. Получается, изменилась только форма
Такие игровые моменты помогают в реально скучных рутинных ситуациях. В тех ситуациях, когда взрослые точно также рисуют на листочке листики-цветочки и смотрят на часы
Да, учителя устают придумывать. Да, хочется просто диктовать, просто спрашивать. Но сами учителя приходят на курсы повышения квалификации и у скучного лектора играют в телефоне
В общем, учиться должно быть интересно. Всегда.
2) Поездки. Вопрос воспитания. Исключительно как приучили. И в моём пионерском детстве детей в автобусе развлекали. Песнями, кричалками, играми. Как раз сейчас им это нужно меньше. Планшеты-телефоны-игрушки с момента посадки.
3) Дни рождения. Вот здесь скорее согласна. Но мне кажется, что это ещё и потому, что очень часто гостей приглашают не сами дети, а родители.
Кстати, выездные дни рождения появились именно потому, что родителям так легче. Не надо готовить, убирать, придумывать. Так что не в детях или не только в детях дело. Дети, по моим наблюдениям, как раз готовы придумывать и проводить конкурсы, звать гостей домой. А родителям проще заплатить за праздник, чем его организовывать.
Не надо давать готовое на блюдечке. Но кто сказал, что готовить самому должно быть скучно?
Но в любом случае - младшая школа уже не должна быть сплошной игрой.
И отбросить интерес напрочь - тоже речи не идет
Речь о том, когда интересны одни развлечения, и знания подсовываются/подмешиваются в эту игру, как творог в варенье, а вот интереса получить именно знания - уже нет. Мне так видится проблема.
Ну и да, дело не в детях, а в родителях, у автора именно так и построен текст.
К чему приучили и что из этого вышло.
Например:
а вот возникало
я именно тот ребёнок, который любил учиться, но которого неимоверно раздражало "надо потому что надо"
откуда знак равенства между результативностью и способностью выполнять неинтересные действия?
почему "учиться по-серьёзному" = выполнять неинтересные действия?
автор сам считает собственно учёбу неинтересной, похоже
Нам и крючочки было интересно рисовать - уж не знаю, как объяснить, но все увлеченно пыхтели, и дома садились за тетрадки без страданий
вот это я тоже не поняла, думала, может, мысль неверно высказана... типа, запятая нужна, а не скобки
В целом, проблема обозначена, и она действительно имеется.
Никогда не любила просто писать и переписывать. Так и не научилась получать удовольствие от процесса и видеть смысл в результате
Я вообще не люблю ничего монотонного и повторяющегося. Даже тапки связать проблема, потому что два одинаковых
Проблема есть, да. Но дело, мне кажется, не столько в том, что много развлекаем, а в том, что именно заменяем этими развлечениями.
да-да, так и есть.
Никогда не любила просто писать и переписывать. Так и не научилась получать удовольствие от процесса и видеть смысл в результате
Я вообще не люблю ничего монотонного и повторяющегося. Даже тапки связать проблема, потому что два одинаковых
Проблема есть, да. Но дело, мне кажется, не столько в том, что много развлекаем, а в том, что именно заменяем этими развлечениями.
↑ Перейти к этому комментарию
Но это только один из вариантов. Их множество. И со знаком "-", и со знаком "+"
Вернее, согласна лишь частично.
1) Про обучение в игре. Играть в 7 лет - это физиологично и по возрасту. И меня ещё вполне советские преподы в институте учили, что в младшем школьном возрасте ведущая деятельность остаётся игровой. Только не надо воспринимать буквально и играть в куклы-машинки
Например, иногда я проверяю знание терминов, но не просто сама задаю вопрос, а у меня есть "игральные кубики" по темам - на каждой грани термин (величина, устная задача), который надо объяснить. Получается, изменилась только форма
Такие игровые моменты помогают в реально скучных рутинных ситуациях. В тех ситуациях, когда взрослые точно также рисуют на листочке листики-цветочки и смотрят на часы
Да, учителя устают придумывать. Да, хочется просто диктовать, просто спрашивать. Но сами учителя приходят на курсы повышения квалификации и у скучного лектора играют в телефоне
В общем, учиться должно быть интересно. Всегда.
2) Поездки. Вопрос воспитания. Исключительно как приучили. И в моём пионерском детстве детей в автобусе развлекали. Песнями, кричалками, играми. Как раз сейчас им это нужно меньше. Планшеты-телефоны-игрушки с момента посадки.
3) Дни рождения. Вот здесь скорее согласна. Но мне кажется, что это ещё и потому, что очень часто гостей приглашают не сами дети, а родители.
Кстати, выездные дни рождения появились именно потому, что родителям так легче. Не надо готовить, убирать, придумывать. Так что не в детях или не только в детях дело. Дети, по моим наблюдениям, как раз готовы придумывать и проводить конкурсы, звать гостей домой. А родителям проще заплатить за праздник, чем его организовывать.
Не надо давать готовое на блюдечке. Но кто сказал, что готовить самому должно быть скучно?
↑ Перейти к этому комментарию
Я согласна с мнением в статье....
Не жизнь-а сплошной праздник...
- развлекали ли меня меньше в детстве родители? Да нет. Просто они не перекладывали эту миссию на специально обученных людей и гаджеты.
- "развлекали" нас меньше в школе? Если брать учебный процесс, то да, меньше. Но сделало ли это нас лучше, ответственней? Вряд ли
- хорошо ли, когда у ребёнка мало игрушек, как в нашем детстве? Спорный вопрос. С одной стороны не было того пресыщения, о котором писали выше. С другой стороны именно недоигравшие дети внутри взрослых готовы скупать все новинки игровой индустрии.
Хотя - родители нас развлекали меньше. И насколько активно мы фантазировали, когда развлекали себя сами...уууу...
А уж сколько всего было разбито и сломано в процессе (в том числе, частей тела
И по поводу игр: тут еще не "недоигранность", тут все-таки должна иметься какая-то неудовлетворенность реальностью, склонность к зависимостям.
Мы все "недоигравшие", но не все зависимы от игр.
Кто-то, наоборот, с детьми в игрушки охотнее играет.
А у нас игра в магазин - собирали листики, палочки, камушки. Счастье, если у кого-то были гиречные весы! Но и без них обходились. В больницу играли - песочек как порошок, водичка в пузыречке - микстура. Воображение работало на всю катушку.
А у нас игра в магазин - собирали листики, палочки, камушки. Счастье, если у кого-то были гиречные весы! Но и без них обходились. В больницу играли - песочек как порошок, водичка в пузыречке - микстура. Воображение работало на всю катушку.
↑ Перейти к этому комментарию
Моя дочка и ее подружки точно так же играют в магазин, не смотря на большое количество игрушек.
А у нас игра в магазин - собирали листики, палочки, камушки. Счастье, если у кого-то были гиречные весы! Но и без них обходились. В больницу играли - песочек как порошок, водичка в пузыречке - микстура. Воображение работало на всю катушку.
↑ Перейти к этому комментарию
вообще надо учить детей творчеству -во всём .и как мотивировать себя для скучных дел...и как делать скучные дела нескучными ...а помогать должны в этом родители .
и что касается учёбы в младших классах-у меня есть один безотказный метод ...надо учиться вместе с ребёнком . и пусть он будет старшим в этом вопросе . моя дочь предупреждает меня-мама . у нас с тобой сегодня пробный тест .
написала 4 задания на листе (изредка подглядывая в учебник )-потом проверила ...сосчитала баллы ...поставила оценку .всё по-взрослому.
Тут о подходах.
И откуда такой стереотип, что сейчас дети очень заняты, а раньше прям все ерундой страдали после школы?
Лично у меня и у большинства одноклассников загруженность была такая, что по будням даже не гуляли, кроме как с кружков-на кружки.
Тоже были заняты целыми днями.
Сами сделали акцент именно на современных детях. И что им "некогда"
На что мой ответ: занятость современных детей не исключительна и не отличается от занятости "несовременных".
ну так сразу бы и писали. При чем здесь "некогда" и "современным".
↑ Перейти к этому комментарию
Согласна с автором, дети перестали получать удовольствие от простых вещей: игр с друзьями на улице, дня рождения дома с друзьями. Мы панически боимся, что дети заскучают, а ведь скука очень важна, чтобы начать творить, чтобы за действовать собственный потенциал творчества, надо вначале остаться наедине с собой, оглянуться, что-то придумать, а не "есть" уже готовое кем-то. Я воспитатель детского сада, за 15 лет работы вижу, что "почемучки" вымирают как явление, впору заносить в "Красную книгу". Дети просто не успевают додуматься до вопросов, дозреть, они на пять шагов вперед получают ответы на все, что их сможет заинтересовать, их время, голова и руки заняты бесприрывно чем-то уже готовым. Никогда в истории человечества не было такого, чтобы детей первых 7-9 лет жизни таскали по развивашкам, танцам, студиям, тренировкам. Дети максимум ходили в сад, остальное время они играли в куклы и машинки. Ой, да много всего можно про это писать. Мы живем в мире пере, пере во всем. И нам все мало.....
дети как играли на улице в мячик, как гоняли на великах, как делали куличики - так их и делают .. а ДР- мы просто отдали домашние праздники на откуп аниматорам и слава богу .... но ДР 1 раз в год
а мне кажется просто раньше на вопрос : а почему родитель долго и упорно должен был на пальцах рассказывать .. а собственно почему- то в эру гаджетов - мы можем им почти все показать, дать попробовать, дать возможность самому сделать это ...и вместо часа лекций- а почему идет дождь - ребенок делает дождь в лаборатории, почему горит свет - ребенок делает электросхему- почему трава зеленая- он смотрит в микроскоп и видит хлоропласты ...и "почемучки" не вымерли - они изменились ..они не хотят слушать почему- они хотят делать. чтобы понять!!! посмотрите как изменилась программа по Окружающему миру 1 класса в школе - там не рассказывают .. там говорят - найди, посмотри, сфоторграфируй САМ!!!!!
Согласна с автором, дети перестали получать удовольствие от простых вещей: игр с друзьями на улице, дня рождения дома с друзьями. Мы панически боимся, что дети заскучают, а ведь скука очень важна, чтобы начать творить, чтобы за действовать собственный потенциал творчества, надо вначале остаться наедине с собой, оглянуться, что-то придумать, а не "есть" уже готовое кем-то. Я воспитатель детского сада, за 15 лет работы вижу, что "почемучки" вымирают как явление, впору заносить в "Красную книгу". Дети просто не успевают додуматься до вопросов, дозреть, они на пять шагов вперед получают ответы на все, что их сможет заинтересовать, их время, голова и руки заняты бесприрывно чем-то уже готовым. Никогда в истории человечества не было такого, чтобы детей первых 7-9 лет жизни таскали по развивашкам, танцам, студиям, тренировкам. Дети максимум ходили в сад, остальное время они играли в куклы и машинки. Ой, да много всего можно про это писать. Мы живем в мире пере, пере во всем. И нам все мало.....
↑ Перейти к этому комментарию
Люди не меняются. Меняется антураж.
Я и муж можем со спокойным сердцем позволить ей и в 3-й класс ходить с растрёпанным рюкзаком.
Выговоры делаю ей, когда начинает лениться - писать как курица лапой, небрежно учиться и т.п. Могу ручкой стукнуть, не больно но обидно
мы мало ходим на развлекаловки всякие. Отчасти от того что у нас их нет рядом, отчасти от того что чем реже праздник тем он радостней
Бьете ребенка в процессе учебы, отчитываете... Что изменится от того, что я это еще и увижу?
Я, собственно, не то чтобы наехать, но не опасаетесь, что дочь начнет учиться из страха, а не из интереса?
Давайте закончим это осуждение ближних
Я и муж можем со спокойным сердцем позволить ей и в 3-й класс ходить с растрёпанным рюкзаком.
Выговоры делаю ей, когда начинает лениться - писать как курица лапой, небрежно учиться и т.п. Могу ручкой стукнуть, не больно но обидно
мы мало ходим на развлекаловки всякие. Отчасти от того что у нас их нет рядом, отчасти от того что чем реже праздник тем он радостней
↑ Перейти к этому комментарию
Мелкая в 1 классе. Ей всё нравится - уроки, школа, учитель
Это просто еще один кирпичик в тему.
И да, я поступила радикально. Мультиков у нас дома последние полгода было мало, но крышу он мне выносил знатно, поэтому последний месяц их не было совсем. Я их заменила отменными аудиосказками из советского детства. Ребенок на них не подсаживается из-за отсутствия зрительного ряда, но лексика при этом пополняется, а фантазия работает, что мне и нужно было. И он научился занимать сам себя.
Короче, конечно, я согласна с темой.
Это было время, когда мне нужно было много и упорно работать.
Да, замена аудиосказками помогает, проверено
Это просто еще один кирпичик в тему.
И да, я поступила радикально. Мультиков у нас дома последние полгода было мало, но крышу он мне выносил знатно, поэтому последний месяц их не было совсем. Я их заменила отменными аудиосказками из советского детства. Ребенок на них не подсаживается из-за отсутствия зрительного ряда, но лексика при этом пополняется, а фантазия работает, что мне и нужно было. И он научился занимать сам себя.
Короче, конечно, я согласна с темой.
↑ Перейти к этому комментарию
Теперь реально чувствую в чём труд родительства.
↑ Перейти к этому комментарию
я не заметила
просто три ситуации из жизни и выводы
Статья субъективная, эти наблюдения я бы описала по-своему, например.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Про то, что мы сами растим инфантильных детей потребителей - согласна, но не в плане учёбы. И взрослым то легче учиться, если есть мотивация, заинтересованность, что уж говорить про детей?
Речь лишь о том, что не стоит учебу "маскировать" под развлечения.
А интересно должно быть - обязательно
Смысла дискутировать с Вами дальше не вижу.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: