Потешки - просыпалочки

Просыпалочка №1
Мы проснулись, мы проснулись
Сладко - сладко потянулись,
Маме с папой улыбнулись!
Просыпалочка №2
У кота, кота, кота,
Колыбелька золота,
А у кошечки позолочена,
А у детоньки моей
Вся обмочена.
Просыпалочка №3
Потягушечки,
Порастушечки,
(легонько потягиваете ребенка за ручки)
В ножки – ходушечки,
(потягиваете за ножки)
В роток – говорок,
(прикасаетесь к губам ребенка)
А в головку – умок!
(ласково поглаживаете ребенка)
Просыпалочка №4
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Просыпалочка №5
Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненький
Да здоровенький.
Комментарии
Приступать к занятиям пестовальной гимнастикой следует не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Как правило, если эти занятия начинают проводить ранее 6 недель жизни, малыши воспринимают их негативно. Плачем или вскидываниями они демонстрируют дискомфорт, вызванный гимнастикой. Лишь на 7 неделе жизни телесные занятия в большинстве случаев уже не вызывают у детей негативных переживаний. Это связано с тем, что примерно на 5-6 неделе жизни ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, начинает стремиться к общению и способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери.
Полный комплекс упражнений делают 1 раз в день и 3-4 раза в день делают отдельные упражнения. Например, «потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся. Оптимальным является то время, когда малыш благодушно настроен. Обычно хорошее настроение бывает у детей в первой половине дня в течение часа после пробуждения, но может быть и в вечернее время. Хорошее настроение ребенка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается.
1.Потягунушки
Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка.
Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозначает части тела малыша фиксируя на них руки.
Потягунушки - порастунушки!
Потягунушки - порастунушки!
Потягунушки - порастунушки!
А в ножки - ходунушки,
А в ручки - хватунушки,
Поперек – толснунюшки,
А в ушки – слышунюшки,
А в глазки – глядунюшки,
А носику – сопунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!
2. Массаж ножек
Цель: профилактика дефектов развития стопы, голени. Массаж ног усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей.
Общий массаж. Массаж начинаем с поглаживания всей ножки. Затем делаем легкое растирание.
Массаж стопы начинаем с растиранием пальчиков ( мизинец, безымянный и т.д.), при это приговаривая:
Пальчик, мальчик, хулиганчик!
Затем растираем наружную сторону стопы от пальцев к голеностопному суставу двумя приемами, приговаривая при этом:
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили,
И читать, и писать,
Даже в куколки играть!
***
Куба, куба, кубака!
Была яма глубока,
А в ней жили мышки,
Серые кубышки!
После этого делаем массаж подошвы – «7-ку», «8-ку». Далее делаем массаж свода стопы (профилактика косолапости).
Завершаем массаж поколачиванием по пятке с приговорами:
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок!
Не подашь башмачка -
Не подкуем каблучка!
Заканчиваем массаж общим поглаживанием ножки. И переходим к массажу другой ножки.
3. Разведение ножек.
Цель: коррекция и профилактика врожденного вывиха бедра; снятие гипертонуса мышц ног; развитие тазобедренного сустава.
Это упражнение проводится в два этапа:
Поочередное отведение ног. Одну ножку фиксируем выпрямленной, другую отводим в сторону, сгибая ее в колене. При этом приговариваем (2-3раза):
Ножка, ножка, где твоя дорожка?
Разведение ножек. Придерживая ножки за коленки, мама делает ножками малыша движение «велосипед», а затем разводит в стороны в положение «лягушка», приговаривая (4-5 раз):
Ножки, ножки,
Ножки, ножки,
Побежали по дорожке.
4. Опора ножками.
Цель: Развитие тазобедренного сустава. Из положения «лежа на спине» ставим ножки, согнув их в коленях, ступнями на опору и делаем упражнение, приговаривая (2-3 раза):
Топа, топы, ножки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать.
***
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
5. Массаж живота.
Цель: профилактика вспучивания и пупочной грыжи.
5.1 профилактика пупочной грыжи. Делаем круговым движением растирание вокруг пупка по часовой стрелке.
5.2 «перевязывание пупка».
Цель: нейтрализация негативных последствий отделения ребенка от матери в момент перерезания пуповины.
Подкатываем по животу складки кожи, таким образом, чтобы пупок утопить в складку, сначала по боковым поверхностям, а затем сверху и снизу. Повторяем троекратно.
6. Массаж груди.
Цель: снять напряжение и помочь развитию рук, размять мышцы груди.
Разминание мышц груди делается кратковременно и при этом не затрагивается околососковое пространство и сама грудная железа.
7. Упражнения для рук.
Цель: снять напряжение и помочь в работе мышцами-разгибателям.
7.1 Разведение рук.
И батюшке – сажень,
И матушке – сажень,
И бабушке – сажень,
(далее перечисляются несколько родственников)
А нашему мальчику – долга, долга, долга, долга!
(или «а нашей девочке…»)
На словах последней строчки делаем ручками ребенка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.
7.2 «Бокс».
Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягивание каната. При этом приговаривая (2-3раза)
Тяни холсты,
Холсты просты,
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай.
Завершаем упражнение «обхватыванием», которое делают на последнем слове потешки. Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись, рыбка,
Маленькая и большая!
На словах последней строчки ручки сначала соединяют, а потом разводят широко в стороны.
9. переворот на живот.
Переворачиваем ребенка на живот через ножку.
10. Массаж ягодиц.
Цель: дать малышу возможность ощутить эту часть тела; активизировать кровообращение в этой области, что тонизирует и укрепляет мочеполовую систему; в древности – заклинание правильного развития пола.
Гладим ягодицы ребенка и приговариваем (т.е. хвалим на все лады в свободной форме). Для мальчиков делаем движения « к центру», для девочек – «от центра», в стороны.
Растирание ягодиц.
11. Массаж спинки
11. 1 Поглаживание.
Цель: дать ощутить малышу свою спину, активизировать кровообращение. Гладим спинку ребенка широким движением от ягодиц вверх – тыльной стороной кисти, от плеч вниз - ладонью (повторяем 5- 7 раз). При этом приговариваем, хваля спинку на все лады.
11.2 Точечный массаж позвоночника.
Цель: нормализация работы мочеполовой системы.
1.Шагаем пальцами по позвоночнику от копчика до 7го шейного позвонка (3 раза) приговаривая:
Баю, баю, баю, бай,
К нам идет старик бабай.
Бабай идет, пирожок несет,
Ванечке в ротик кладет!
2. Шагаем вдоль позвоночника по прямым мышцам спины от ягодиц до шеи
( 3 раза ) приговаривая:
Идет Бай по стене,
Несет лапти на спине,
Дитенкам по избенкам,
Дарит по лаптенкам!
11.3 Поколачивание.
Цель: дренаж легких, профилактика застойных явлений и аспирационной пневмонии.
Поколачиваем малыша по спине в области лопаток. Поколачивание производят костяшками пальцев согнутых в кулак таким образом, чтобы образовалась воздушная подушка. Упражнение делаем на 2-3 раза, сопровождаем приговорами:
- Что в горбу?
- Денежки.
- Кто наклал?
- Дедушка.
- Чем наклал?
- Ковшечком.
- Каким?
- Золотым, золотым, позолоченным,
- На горбу, на горбу, поколоченным
12. Прокатывание складки.
Цель: нормализация общего состояния организма, профилактика нарушения иннервации внутренних органов.
Защипываем у малыша складку на крестце и однократно прокатываем ее до основания шеи (т.е. до 7 шейного позвонка). Это неприятное упражнение, которое довольно часто портит детям впечатление обо всей гимнастике. Поэтому его делают в самом конце и не сопровождают потешками.
Заканчиваем комплекс упражнений общими поглаживаниями, ласками и баловством, создавая у малыша радостное настроение. Пытаемся отвлечь и развеселить малыша, если его настроение было испорчено последним упражнением.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: