Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Магическая колонна

Множество туристов из разных уголков планеты приезжают на Боденское озеро, насладиться оборудованными пляжами и чистейшей водой, отдохнуть в тёплых бассейнах, прогуляться по паркам и набережным.




Для тех, кто предпочитает активный образ жизни на Боденском озере есть различные водные развлечения, предоставляется возможность заниматься водными видами спорта и совершать прогулки на велосипедах. Гурманы смогут попробовать свежую форель, которую только что поймали, а люди, интересующиеся историей страны, имеют возможность осмотреть на берегах Боденского озера интереснейшие культурные памятники и красивые достопримечательности.

Из 3-х дневного отпуска на боденском озере я, как всегда, привезла огромное количество фотографий и видео, а главное впечатления, узнала много нового. Вот, например, скульптура «Магическая колонна», которая находится в городке Меерсбург на берегу Боденского озера.

На самом конце мола, у выхода из порта бросается в глаза необычная скульптура. Это - «Магическая колонна». Она была установлена в 2007 году и создал её талантливейший немецкий скульптор Питер Ленк.
Возможно, кто-то уже знаком с его эпатажными работами - некоторые называют их "похабными", но на самом деле его карикатурные скульптуры несут глубокий социальный и политический смысл.

На «Магической колонне» в аллегорической форме изображены исторические персонажи, причастные к городу Меерсбург. Композиция имеет неоднозначную репутацию у местных жителей, но пользуется большой популярностью среди туристов. Автор создал сатирические портреты знаменитых личностей, которые отметились в истории города. Тут и средневековый барон, и старая дева, и основатель гипнотерапии, и экзорцист - теплая компания!

Все изображённые на ней персонажи так или иначе связаны с магией: кто-то из них свято верит в неё, кто-то пытается разобраться в сложных явлениях, часто ей приписываемых, кто-то представляет более привычную нам магию искусства.
Скульптор чётко выражает личное отношение и личные пристрастия к своим героям – и по месту расположения скульптур, и по их величине.

О бронзовой чайке с человеческим лицом, венчающей Магическую колонну, которая вверху уже становится больше похожей на корабельную мачту, мы поговорим в конце.

Под чайкой, значительно ниже её, мы видим средневекового рыцаря в доспехах, но с луком и стрелами Амура.
В этом образе Питер Ленк изобразил Генриха I фон Танне (нем. Heinrich I. von Tanne) - епископа Констанца в 1233 - 1248 годах. Генрих I сумел добиться торговой привилегии для жителей поселения, обосновавшегося у стен епископского замка Меерсбург. Если бы не это, возможно, поселение и не стало бы городом.

Рыцарские латы напоминают о его ратных делах, а лук и стрелы Амура потому, что Генрих I фон Танне написал трактат о любви "Амур-победитель", в котором доказывал, что любовь побеждает всё и что власть должна относиться к подданным с этих же позиций, посылая им такие вот "стрелы любви".
Правда, власть предержащие приняли на вооружение другие детали этого епископа-амура, а именно - смотреть на народ через узкую прорезь в бронеколпаке и постоянно показывать ему - народу - то, что, приглядевшись Вы заметите на фотографии Амура.



Начну с забавной дамы в неглиже, владевшей когда-то лучшими виноградниками в Меересбурге.
Её убрали с глаз жителей города долой, посадив спиной к ним, да ещё и за колонной.

Так и сидит, бедная, раскрыв свои объятия, будто пытаясь разглядеть на другой стороне Боденского озера город
Констанц, потому, что в нём 700 лет назад к её просьбе отнеслись с большим пониманием, чем в Меерсбурге.
Вот её история, которую Борис Готман написал по мотивам немецких куплетов.


У неё большой был нос,
Да и кое-что другое,
Хоть не бедною была,
Не хотел никто такое.

Так почти полсотни лет
Оставалась старой девой,
Но решила вдруг, пора
Брать самой быка за тело.

Меерсбург волнует слух:
Нужен даме срочно всадник,
А она ему за то
Завещает виноградник!

Но, опять, же земляки
К даме не спешат с приветом -
Знали б лучше вы её,
Не ругали б их за это.

И тогда она свой взор
Обратила на Констанцу,
Попросила, что бы там
Ей нашли партнёра к танцу.

Долго ль, коротко ль - пришёл
К ней молоденький повеса:
-Я согласен, но сперва
Мне стакан налей, принцесса!

(Он у Гёте прочитал,
Что, вкусив хмельную пену,
В каждой бабе углядит
Он прекрасную Елену.)

С той поры по выходным,
Помолившись прежде в церкви,
Танцевали так они,
Что в аду краснели черти.

Думал юноша, она,
Не протянет долго слишком,
Но зловредная судьба
Посмеялась над мальчишкой!

Не подумайте, она
Слово данное сдержала-
Через сотню с чем-то лет
Всё любовнику отдала!

Борис Готман

Хотя, по большому счёту, эта история не просто некрасивой, а даже уродливой женщины, которая всего-навсего хотела быть принятой в обществе, найти любовь и пыталась достичь этого доступными ей способами, весьма драматична.

В самой крупной фигуре, стоящей с большим подковообразным магнитом в вытянутых руках на решётчатой сфере, в которой, как в клетке, заключены ещё три скульптуры, можно узнать знаменитого немецкого учёного Франца Антона Месмера (нем. Friedrich Anton Mesmer).

Франц Месмер - немецкий учёный, врач, целитель, создатель учения о «животном магнетизме» («месмеризм»), родился 23 мая 1734 в Швабии, умер в 1815 в Меерсбурге.

Месмер основательно изучил теологию и медицину в Венском университете, в 1766 году получил степень доктора медицины, защитив диссертацию «О влиянии звезд и планет как лечебных сил».
Если, при чтении этих строк Вы скептически улыбнётесь, вспомните, какой популярностью пользуются сегодня астрология вообще и гороскопы, в частности. А в основе этой отрасли лежат и труды Франца Месмера.

В том же 1776 году новоиспеченный доктор медицины пришёл к выводу, что терапия с использованием магнитов благотворно действует на больных не благодаря самому магниту, а в результате испускания врачом – магнетизёром – флюидов.
«"Магнетизм" (флюид) передается посредством чувства. Только чувство позволяет постигнуть эту теорию», - утверждал Месмер. 1766 год, в котором Ф. Месмер начал применять "животный магнетизм" для лечения больных, считают началом эпохи современного гипноза.


Думаю, многие помнят и Кашперовского, и Чумака, да и некоторых других целителей (не беру в кавычки, потому что кому-то они помогли), которые, по-моему, от себя добавили к разработкам Месмера только возможности телевидения.

В жизни Месмера были взлёты и падения, громкая слава и тихое бегство, дружба с великими композиторами и споры с крупными учёными, его современниками.
Он оказал существенное влияние на литературу: ряд писателей использовали в своих произведениях месмеризм: Эдгар По, Артур Конан Дойл, Джон Харвуд, Олдоса Хаксли.
Даже наш современник Виктор Пелевин воспользовался идеями Месмера в романе «Смотритель».

А сейчас скажу несколько слов о тех троих, которых скульптор Питер Ленк усадил в сферу-клетку, над которой гордо возвышается с магнитом в руках его любимый Месмер.

Хотя и названа эта троица "интриганами", на самом деле все они выдающиеся учёные своего, да и не только своего времени.
Первый из них - Максимилиан Хелл (венг. Hell Miksa, имя при рождении — Maximilian Hоеll, 1720-1792) - венгерский астроном и священник-иезуит.
О нём написано достаточно много, но что главное в нашем контексте, он первым стал применять магниты для лечения; именно от него узнал об этом методе Месмер. Хелл считал, что лечение будет наиболее успешным, если придать магнитам форму поражённых болезнью органов.
Так вот, по-моему, скульптор "засадил" Хелла за критику в адрес Месмера, заявившего, что не магниты (изобретение Хелла) играют главную роль в лечении, а врач. Плюс ещё и споры о научном приоритете…

Второй его "сокамерник" - выдающийся венский врач Антон фон Штерк (Anton Freiherr Stoerck),
руководитель австрийского ведомства здравоохранения и декан медицинского факультета, родившийся 21 февраля 1731 года в Сюльгау, в Швабии (герцогство Вюртемберг).
Ребенком он попал в сиротский приют для бедных в Вене. Как пишет Медицинская Википедия, «если не я сам себе, то кто мне поможет», - подумал Штерк и со всей страстью своей сиротской души взялся за самообразование. Степень доктора медицины Штерк получил в 1757 году в Вене. Репутации авторитетного врача он был обязан не своим научным трудам, а главным образом практической деятельности. В 1760 году он был назначен профессором Главной венской больницы и лейб-медиком императора. Кроме того, до самой смерти он являлся главой всего медицинского ведомства Австрии. За большие заслуги перед империей Мария-Терезия присвоила безродному доктору дворянский титул, и он получил возможность перед своей фамилией писать приставку «фон».

Штерк был настоящим учёным и очень мужественным человеком. Он занимался тем, что сегодня называют гомеопатией, работал с сильнейшими растительными ядами, испытывая их действие на себе. Конечно, он был далеко не первым в этой области, но внёс огромный вклад в её развитие и систематизацию.
Профессор Штерк был одним из первых, кто ввел в клиническую медицину практическую фармакологию.
В "клетку" он попал, вероятно, за нелестные высказывания о Месмере.

Точно так же, как и третий "узник" - Йоханнес (Ян) Ингенхауз (Ингенгоус) (нидерл. Johannes (Jan) Ingenhousz, 1730 -1799) - голландский и английский физик и химик.
Как пишет Википедия, наука ему обязана применением стеклянных кругов к электрическим машинам, приписываемым неверно Рамсдену, опытами над гелиотропизмом растений и исследованием выделяемого ими газа (кислорода и углекислого газа), в зависимости от того, находятся ли они в тени или на солнце, опытами над теплопроводностью твёрдых тел.
Совместно с Джозефом Пристли он открыл замечательное соотношение между жизнью животных и растений - выдыхаемый животными углекислый газ поглощается растениями, взамен которого растения выделяют при свете кислород, необходимый для животных.
Кроме того, учёные показали, что в растениях протекает и противоположный процесс - поглощение кислорода и выделение углекислого газа, процесс, совершенно аналогичный дыханию животных.

В июле 1774 года Месмеру с помощью магнитов удалось вылечить пациентку по имени Эстерлайн, о чём он сообщил Яну Ингенхаузу, в то время уже известному ученому, члену Королевского общества в Лондоне. Ингенхауз был доволен увиденным, но потом опубликовал о методе Месмера ругательную статью.
Так и попал великий Ян Ингенхауз в клетку. Но, как читатель успел уже заметить, с сокамерниками Яну повезло…


Заканчивая с этой группой, хочу упоминуть о том, что неким подобием гипноза занимались и другие целители до Месмера. Но Месмер первым полностью отделил свой метод лечения от всяческого религиозного содержания, в отличие от другого персонажа Магической колонны, статуя которого с крестом в руках стоит у её основания.

Внизу, у основания Магической колонны твёрдо стоит на земле священник с крестом в правой руке.

Понятно, что первый смысл этой части композиции Питера Ленка сатирический: изгнание бесов из стоящего на четвереньках гражданина с обнажённой филейной частью - а как иначе могут покинуть его демоны?! Вот они и уходят из него через то самое место и расправляют свои драконьи крылья, чтобы лететь искать другую жертву.

А изгоняет бесов этот самый твёрдо стоящий на земле священник с крестом в поднятой руке.

В этом месте Вы можете сказать, что бесов в те времена изгоняли вовсе не моливой и крестом, а кнутом, палками, пытками и огнём, поскольку даже знаменитые врачи считали чёрта главным виновником болезней.
Герой Питера Ленка в этом смысле личность совершенно неординарная! Хоть он тоже был искренне уверен, что изгоняет дьявола, но…
Именно в этом "но" и состоит коренное отличие каноника Йоганна-Иосифа Гасснера (Gassner Johann, 1726–1779) от всех прочих "изгонятелей дьявола". Происходил он из бедной крестьянской семьи и воспитывался в монастыре иезуитами – вот и всё образование. Тем не менее, он сумел понять, что многие болезни вызывются естественными причинами, лечить их должны профессиональные врачи и церковникам там делать нечего.
Вторая же группа, по его классификации, вызвана происками дьявола.
Почему он пришёл к такому выводу? На основе не совсем правильно понятого собственного опыта: Гасснер страдал сильными головными болями и заметил, что когда он начинал молиться, боль отступала. Значит, решил он, это могут быть только происки дьявола, который отступает, услышав молитву! Поскольку молитвы Гасснер читал на латыни, он сделал ещё один вывод: демоны понимают латынь и боятся её!
После того, как канонику удалось вылечить от присупов истерии обратившуюся к нему знатную даму, слухи о новом чудотворце стали распространятся, как снежный ком.

В скульптурной композиции пациент Гасснера не случайно изображён стоящим на четвереньках: именно в такое положение он ставил обращавшихся к нему страждущих для тестирования. Стоящему на четвереньках Гасснер начинал отдавать на латыни команды и следил за реакцией больного. Если движения и поведение пациента, которого каноник вводил, как сказали бы сейчас, в гипнотическое состояние, соответствовали командам, если у него начинались конвульсии, Гасснер считал, что больной одержим дьяволом, и брался за его лечение.

Надо сказать, что наступали новые времена, когда власти и светские, и церковные начинали больше доверять науке, чем молитвам. К Гасснеру направляли известных учёных и медиков для проверки его деятельности. Одним из таких гостей был и знакомый уже нам Месмер.
Именно наблюдая за действиями Гасснера, он сделал вывод, что "флюиды" могут испускаться и оказывать благотворное влияние на пациента и без магнитов, что прикосновение "невооружённой" руки каноника действует не хуже, а иногда и лучше, чем руки с магнитом самого Месмера! В отличие от каноника, Месмер прекрасно понимал, что выполнение пациентом приказов Гаснера с дьявольским присутствием никак не связано и что не с демонами, а с больным контактирует лекарь. Месмер даже ввел термин «раппорт», означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида». Впоследствии «раппорт» в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии.

Вот поэтому скульптор и поставил именно Гасснера в основе современной гипнотерапии.

Ну, а в клетку, о которой говорилось раньше, коллеги-оппоненты Месмера заключили себя сами. Видимо, таким образом скульптор отразил тот факт, что каждый из этих учёных и врачей – и Хелл, и Штерк, и Ингенхауз - "заперся" только в той сфере медицины, которой непосредственно занимался, и не смог оценить новые революционные направления в ней.

Следующий герой «Магической колонны», представленный скульптором в образе steckenreiter – рыцаря на палочке, которого современники называли дон Кихотом Боденского озера, а сам он любил говорить о себе как о последнем рыцаре, тоже очень интересный человек.

Потому что барон Йозеф фон Лассберг (Joseph von Lassberg, 1770-1855) внёс весомый вклад не только в немецкую, но и в мировую культуру.
На своей колонне скульптор поместил барона под Амуром, причём Амур с пучком стрел целится в нашего героя.
Возможно, это намёк на любовные приключения барона, в которых он явно превзошёл дон Кихота.
Одной из "Дульсиней" была и его работодательница, княгиня Элизабет фон Фюрстенберг, у которой он служил в должности Главного лесничего княжества, заменив на этом посту своего отца.
Дон Кихотом барона называли и за то, что он был поклонником средневекового рыцарства, времён, когда дворянство считалось столпом общества. Как пишут в статьях о нём, он пытался воевать с паровыми мельницами новых общественно-политических веяний.
Он по-рыцарски пытался бороться и за права своей принцессы - княгини Элизабет фон Фюрстенберг, которые после наполеоновских войн были утрачены с потерей суверенитета её княжества.
Но это было уже бесполезно, поэтому и видим мы на Магической колонне нашего героя верхом на детской лошадке-палочке.
При финансовой помощи княгини фон Фюрстенберг, Лассберг сумел приобрести на открытых аукционах огромное число раритетов и собрать уникальную коллекцию, включавшую 11000 томов, 300 рукописей, около 1000 документов и древностей всех видов. Ему удалось купить на аукционе, так называемый, список с "Песни о Нибелунгах" - наиболее полную версию ныне утраченного оригинала произведения, который принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества.
В 1838 году барон покупает Меерсбургский замок и размещает в нем свою бесценную коллекцию.
Считается, что именно он сохранил Старый замок от полного разрушения.
А собранная им коллекция до сих пор является объектом пристального внимания историков, археологов и филологов.

С 1834 году барон был женат вторым браком на Дженн, сестре знаменитой поэтессы, "королевы немецкого стихосложения" Аннетте фон Дросте цу Хюльсхофф - той самой "Чайки", которой скульптор увенчал свою Магическую колонну. Замок барона стал любимым местом творчества поэтессы.

Возможно, избражена она в образе чайки, готовой ринуться в штормовое небо, благодаря одному из её самых известных и любимых немецким читателем стихотворений, которое называется "На башне":

"Вдруг вижу я с вышки – корабль боевой,
Чьи вымпелы дерзко трепещут.
Бросает его над высокой волной
И флаги воинственно хлещут.
Ах, если б сжимала я крепко штурвал
На рыщущем судне мятежном!
Как чайка летит он сквозь брызжущий вал
И в гребне купается снежном."

перевод Натальи Борисовой


"Летя то в пучину, то ввысь, к небесам,
Мелькает штандарт бесшабашный:
Корабль со стихией сражается там,
Ведомый рукою бесстрашной.
О как же хочу я на том корабле
Стоять рулевым у штурвала,
И чайкой сквозь рифы стремиться к земле
На гребне кипучего вала!"

перевод Левдо

А вот некоторые сведения о знаменитой поэтессе из статьи критика Н. Б. Веселовской в Краткой литературной энциклопедии ( http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-8045.htm)
Дросте-Хюльсхофф (Droste-Huelshoff), Аннетте (Анна Элизабет) (10.I.1797 — 24.V.1848, Мерсбург) — немецкая поэтесса, принадлежавшая к старой вестфальской знати.
Известна как автор лирических сборников: «Стихотворения» («Gedichte», 1838), «Степные картины» («Heidebilder», 1841- 42), «Горы, леса и озера» («Fels, Wald und See», 1841- 42), сборника религиозных католических стихов «Духовный год» («Das geistliche Jahr», издания 1851), сборника «Последние дары» («Letzte Gaben», издания 1860) и других, в том числе прозаических произведений. Поэтессе присущи «... глубокое чувство, деликатность и оригинальность картин природы, не уступающие поэзии Шелли, смелая байроновская фантазия…"

“ТРЕВОГА:
Жизнь не жалеет сил, чтобы загнать в ловушку,
прижать к земле и время вспять пустить.
Хочу я сохранить свободной душу
И бесконечность мира ощутить!
Не затоптать меня слепому стаду,
Я распрямлюсь и вновь спасусь от них.
Хоть сердцу этому так мало места надо –
Вселенная тесна для чувств моих!
перевод Натальи Борисовой

Вот так – и всё в одной колонне, и всё в небольшом городке Меерсбург.
Прощаясь с Магической колонной, я мысленно благодарю её автора – скульптора Питера Ленка за то, что он вызвал желание познакомиться со многими выдающимися людьми, о которых я до него просто не знала. Эта волшебная колонна заставляет человека, заинтересовавшегося её необычностью, прикоснуться к неизвестным большинству страницам немецкой истории, науки, политики, литературы и музыки.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Магическая колонна
  Множество туристов из разных уголков планеты приезжают на Боденское озеро, насладиться оборудованными пляжами и чистейшей водой, отдохнуть в тёплых бассейнах, прогуляться по паркам и набережным.
Для тех, кто предпочитает активный образ жизни на Боденском озере есть различные водные развлечения, предоставляется возможность заниматься водными видами спорта и совершать прогулки на велосипедах. Читать полностью
 

Комментарии

Любовь Певцова
11 июля 2016 года
+1
Спасибо за интересный рассказ.
Здрасте (автор поста)
11 июля 2016 года
+1
И Вам спасибо за отзыв!
Огромное Боденское озеро окружено ещё большим количеством легенд, памятников и достопримечательностей. В эту поездку я узнала много нового для себя и хотела поделиться.
sanchavonaragon
11 июля 2016 года
+1
Супер! Столько историй вокруг только одной скульптуры. Очень интересно, спасибо!
О поэтессе Аннетте фон Дросте я никогда, к своему стыду, не слышала, но отрывки её стихов, которые ты привела, мне очень понравились. Особенно вот это:
Жизнь не жалеет сил, чтобы загнать в ловушку,
прижать к земле и время вспять пустить.
Хочу я сохранить свободной душу
И бесконечность мира ощутить!
Не затоптать меня слепому стаду,
Я распрямлюсь и вновь спасусь от них.
Хоть сердцу этому так мало места надо –
Вселенная тесна для чувств моих!

Про Франца Месмера я, конечно, слышала. Пишут, что он был колдун, гипнотезер, излечивал наложением рук (мануальная терапия ) И много всего чудного.
Про других героев этой колонны хочу почитать. И о самом Питере Ленке тоже!
Здрасте (автор поста)
11 июля 2016 года
+1
sanchavonaragon пишет:
мануальная терапия
Про Кашперовского и Чумака слышала? Давно это было - в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Чумак использовал простейшие методы внушения «неискушённой аудитории», создание психологической установки предопределяло соответствующую ответную реакцию, особенно у внушаемых людей.
sanchavonaragon
11 июля 2016 года
+1
Нет, про Кашперовского и Чумака я не слышала, но знаю, что лечение гипнозом и мануальная терапия (лечение руками) уже официально признаны во всём мире.
sanchavonaragon
17 сентября 2016 года
+7
Петр Ленк - немецкий скульптор, родился в Нюрнберге 6 июня 1947, проживает в городе Бодман на Боденском озере.



Его работы неоднократно сталкивались с жесткой критикой, потому что он умышленно нарушает табу, например, путём показа голых знаменитостей. Петер Ленк сказал в одном из своих интервью: "Быть скульптором, в моем понимании, можно только в Германии. Немцы, скорее всего, способны выставлять себя на посмешище, и быть достаточно толерантными и понимающими, чтобы вынести мои провокации. Но, опять же, я часто сталкиваюсь с сильным сопротивлением."

Одна из самых скандальных работ - карикатурный триптих Ludwigs Erbe ("Наследие Людвига") расположена перед (!) ратушей в городе Бодман-Людвигсхафен.



На этом фрагменте триптиха мы узнаём...



А вот одна из последних работ - скульптура под названием "Битва за Европу"

Здрасте (автор поста)
18 сентября 2016 года
+6
Спасибо за интересный коментарий! Триптих в городе Бодман отпадный! Если ещё буду на Боденском озере, обязательно посмотрю.
Жалко, что скульптура "Битва за Европу" не вся видна на фотографии, а только её фрагмент. Чьи это ноги?
sanchavonaragon
18 сентября 2016 года
+1
Это ноги греческой богини Европы.

В южногерманском курортном городе Радольфцелль на Боденском озере стоит с недавнего времени его 13-метровой высоты скульптура "Борьба за Европу", изображающая одноименную греческую богиню в объятиях многочисленных маленьких человечков. Они висят на ее обнаженной груди, взбираются к ней на плечи и на голову, жмут на пульт дистанционного управления у ее ног, управляя игрушечными танками.

В своей ставшей уже традицией манере Петер Ленк сделал "человечков" похожими на реальных и небезызвестных людей: они слеплены с немецких политиков.


"Кто сегодня еще думает про греческий миф, говоря о Европе?" – задал риторический вопрос Ленк на открытии скульптуры в минувшие выходные. Греция, подчеркнул он, вызывает сегодня совсем другие ассоциации: долги, финансовый кризис, миллиарды помощи. "Деньги, деньги, деньги затмили богов прошлого", - резюмировал скульптор.
Здрасте (автор поста)
19 сентября 2016 года
+1
О! Скульптура 13-метровой высоты! Понятно, что детали можно рассмотреть только фрагментарно.
Очередной шедевр нашего скульптора-сатирика.
superlulik
28 ноября 2016 года
+1
супер,очень интересно.!
Здрасте (автор поста)
28 ноября 2016 года
+1
Рада, что заинтересовала.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам