Мама в депрессии. Мама, которой нет.
Самое страшное для ребёнка – это не мама, которая пьёт, и не мама без денег, не мама, которая сутками пропадает на работе, или мама без папы, а мама в депрессии. Мама, которой нет. Мама, которая так глубоко в себе, что её отделяет от ребёнка сотни световых лет.
Одиночество. Полное одиночество испытывает ребёнок, находясь рядом с такой мамой. Он не может войти с ней в контакт, не может получить эмоциональный отклик, реакция мамы для него совершенно не предсказуема.
Он не понимает, на что ему ориентироваться, что мама хочет от него и почему так себя ведёт. Ребёнок находится в полной растерянности. Кроме всего прочего, как все дети он уверен, что виноват в мамином плохом настроении, в её слезах, истериках, холодности и замкнутости.
Мамина депрессия в самом начале – до 6 ребёнковых месяцев – серьёзное испытание для маленького человечка. В этот период он и мама с психологической точки зрения одно целое. Мамина депрессия погружает ребёнка в полную изоляцию. Даже если мама механически выполняет нужные действия- кормит, переодевает, укачивает, но эмоционально отчуждена, то ребёнок получает глубочайшую травму, не ощущая связи с единственно близким человеком, который у него есть сейчас.
Ребёнку важно, чтобы рядом кто-то был. не номинально, а по- настоящему. чтобы этот кто-то был живым.
Поэтому даже не самые хорошие ясли или сад, лучше, чем дома с мамой в депрессии.
Более старшие дети тоже очень тяжело переживают мамино самоустранение. До 4-х лет – мама самый главный человек в жизни ребёнка. Она – весь мир. Больше никого нет. Только после четырёх у ребёнка появляется потребность в ком-то другом кроме мамы – в папе и в сверстниках. До этого времени папина роль - это создание безопасности для семьи (физической, эмоциональной и финансовой). Самое ценное, что он может сделать для своего ребёнка – это поддерживать маму в хорошем расположении духа)).
Услышать себя в депрессии очень тяжело, услышать ещё кого-то ещё сложнее. Весь мир искривлён, звуки приглушены. Ребёнку не докричаться.
В какой-то момент дети уже прекращают ждать отклика от мамы. Они приспосабливаются жить с отсутствующей мамой. Даже научаются заботиться о ней, как если бы это была их забота – заботиться о маме.
У ребёнка есть только одно детство. Не будет у него других шести лет, другого первого звонка или другого нового года, когда ему пять. Для него есть только сейчас.
Важно взять себя за волосы, собраться с духом и начать решать свои взрослые проблемы, которые стали причиной депрессии.
И вместе с решимостью обнаруживается решаемость любых глобальных проблем.
Появляются силы и просыпается юмор, желание жить. И вот уже на просьбу ребёнка посмотреть, послушать или поиграть душа не отстраняется в своё привычное затворничество, а с радостью откликается : “А, ну ка, покажи, покажи!” “Давай посмотрим, что же тут ты нарисовал..” “Ну ка давай сыграем!”
И вот уже глаза ребёнка озаряются светом – мама смеётся! Она рада! Это счастье!
Значит, всё хорошо.
Значит с миром всё в порядке))
Автор, Ирина Дыбова
Одиночество. Полное одиночество испытывает ребёнок, находясь рядом с такой мамой. Он не может войти с ней в контакт, не может получить эмоциональный отклик, реакция мамы для него совершенно не предсказуема.
Он не понимает, на что ему ориентироваться, что мама хочет от него и почему так себя ведёт. Ребёнок находится в полной растерянности. Кроме всего прочего, как все дети он уверен, что виноват в мамином плохом настроении, в её слезах, истериках, холодности и замкнутости.
Мамина депрессия в самом начале – до 6 ребёнковых месяцев – серьёзное испытание для маленького человечка. В этот период он и мама с психологической точки зрения одно целое. Мамина депрессия погружает ребёнка в полную изоляцию. Даже если мама механически выполняет нужные действия- кормит, переодевает, укачивает, но эмоционально отчуждена, то ребёнок получает глубочайшую травму, не ощущая связи с единственно близким человеком, который у него есть сейчас.
Ребёнку важно, чтобы рядом кто-то был. не номинально, а по- настоящему. чтобы этот кто-то был живым.
Поэтому даже не самые хорошие ясли или сад, лучше, чем дома с мамой в депрессии.
Более старшие дети тоже очень тяжело переживают мамино самоустранение. До 4-х лет – мама самый главный человек в жизни ребёнка. Она – весь мир. Больше никого нет. Только после четырёх у ребёнка появляется потребность в ком-то другом кроме мамы – в папе и в сверстниках. До этого времени папина роль - это создание безопасности для семьи (физической, эмоциональной и финансовой). Самое ценное, что он может сделать для своего ребёнка – это поддерживать маму в хорошем расположении духа)).
Услышать себя в депрессии очень тяжело, услышать ещё кого-то ещё сложнее. Весь мир искривлён, звуки приглушены. Ребёнку не докричаться.
В какой-то момент дети уже прекращают ждать отклика от мамы. Они приспосабливаются жить с отсутствующей мамой. Даже научаются заботиться о ней, как если бы это была их забота – заботиться о маме.
У ребёнка есть только одно детство. Не будет у него других шести лет, другого первого звонка или другого нового года, когда ему пять. Для него есть только сейчас.
Важно взять себя за волосы, собраться с духом и начать решать свои взрослые проблемы, которые стали причиной депрессии.
И вместе с решимостью обнаруживается решаемость любых глобальных проблем.
Появляются силы и просыпается юмор, желание жить. И вот уже на просьбу ребёнка посмотреть, послушать или поиграть душа не отстраняется в своё привычное затворничество, а с радостью откликается : “А, ну ка, покажи, покажи!” “Давай посмотрим, что же тут ты нарисовал..” “Ну ка давай сыграем!”
И вот уже глаза ребёнка озаряются светом – мама смеётся! Она рада! Это счастье!
Значит, всё хорошо.
Значит с миром всё в порядке))
Автор, Ирина Дыбова
Комментарии
такие рассказы,советы,( не знаю как лучше назвать), надо распространять в женск.консультациях..в роддомах,в школах будущих мам..
Ужасно - "мама, которой нет". Но и " папа, которого нет" - тоже мало хорошего.
Мама первый объект от которого зависит ребёнок.
Взрослее дитя получает и отца.
В статье же говорится, что потребность в папе появляется у ребенка только после четырех лет. Трудно с этим согласиться, видя, как семимесячный ребенок визжит от радости, увидев пришедшего с работы папу, как рвется к нему, с каким наслаждением с ним играет, как умиротворенно засыпает у него на руках.
Мое мнение - для гармоничного развития ребенка С НИМ должны быть и папа, и мама. С первых дней.
Я совершенно согласна с Вами, что папа вторая важная фигура для ребёнка. И роль отца никоим образом не обесценивается. Статья лишь делает упор (показательный) бОльше на мать, которой нет, которая в депрессии.
Ужасно - "мама, которой нет". Но и " папа, которого нет" - тоже мало хорошего.
↑ Перейти к этому комментарию
И да, ОСОЗНАННО наш первый ребёнок, дочь, начала тянуться САМА к папе только в последние полгода. До этого контактировали, нежились по вечерам, играли, разговаривали с папой, но сейчас разница в её поведении до определённого момента и после очень хорошо видна.
Сыну сейчас 4 года, пока больше ко мне "липнет".
На моём коротком веку это, так скажем, не первые малыши, и эта особенность отслеживается, подтверждается.
Во-вторых, даже если мама на первом месте, а папа - на втором, то значение этого " второго места" в жизни ребенка, в становлении его личности, я считаю, просто огромно. Ведь наши подсознательные ассоциации и воспоминания закладываются в самые первые годы жизни.
В-третьих, я не знаю, может мы не совсем понимаем друг друга из-за терминологии? Что означает тянуться осознанно? Ребенок уже в полгода встречает отца радостным гулением, в 8 месяцев с радостным визгом ползет к нему. Двухлетний ребенок горько плачет:" Папа! Папа!", когда его папа выходит за дверь. Ребенок трех лет с нетерпением ждет сказку на ночь, которую, как и каждый, сегодня будет читать папа....
Я думаю, что , как вы пишите "эта особенность отслеживается" из-за отношения пап. Если папа с первых дней много занимается ребенком, то и привязанность ребенка к нему будет намноого сильнее.
(Все вышесказанное не имеет никакого отношения к теме депрессии мамы)
Например, мой отец практически не участвовал в моём воспитании, до некоторого времени я и не обращала внимание, мне хватало внимания и заботы мамы. Перед школой я уже чувствовала, что просто наличие папы в семье, разговоры за ужином и веселье - это не всё, что мне от него нужно. Вот о таких нюансах и шла речь, а не о том, что папа не нужен вовсе. Я поняла так.
https://www.stranamam.ru/post/9012653/
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: