«В муках будешь ты рожать детей своих..."? Как понять правильно?
Вопрос к уважаемым священнослужителям:
Многие приводят сказанное в Книге Бытия "«В муках будешь ты рожать детей своих».." как доказательство "злой" установки для женщин перед родами.
Как правильно мы должны понимать эту фразу?
Многие приводят сказанное в Книге Бытия "«В муках будешь ты рожать детей своих».." как доказательство "злой" установки для женщин перед родами.
Как правильно мы должны понимать эту фразу?
+32 |
![]() |
62 комментария |
Комментарии
Постою,послушаю
Святитель Иоанн Златоуст (ок.344/354-407): "Смотри на благость Господа и на то, какую показывает Он кротость после такого преступления (первородный грех - прим. В.Ф.). Умножая умножу скорби твои и воздыхания твои. Я, говорит Господь, хотел, чтобы ты проводила жизнь без печали и боли, свободную от всякой скорби и горести и исполненную всяческого удовольствия; чтобы ты, будучи облечена телом, не чувствовала ничего телесного. Ты же не воспользовалась как должно таким счастием, но избыток благ довёл тебя до столь великой неблагодарности; и потому, чтобы ты не предалась ещё большему своеволию, Я налагаю на тебя узду и осуждаю тебя на печали и воздыхания.
Умножая умножу скорби твои и воздыхания твоя; в болезни будешь рождать детей. Я, говорит Господь, сделаю так, что у тебя рождение детей - источник великого утешения - будет начинаться печалью, чтобы ты сама в повседневных скорбях и печалях при деторождении имела постоянное напоминание о том, как велик этот грех (первородный грех - прим. В.Ф.) и преслушание... Вначале Я создал тебя равночестною мужу и хотел, чтобы ты, будучи одного с ним достоинства, во всём имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями. Но из-за того что ты не воспользовалась равночестием как должно, за это подчиняю тебя мужу".
Святитель Иоанн Златоуст (ок.344/354-407): "Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость безконечна, – обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: "женщина, когда рождает, терпит скорбь" (Ин.16.21). При этом Он употребляет притчу, которою часто пользовались и пророки, сравнивая скорбь с тяжкими болезнями рождения. Слова Его значат вот что: вас постигнут как бы болезни рождения, но болезнь рождения бывает причиною радости. В одно и тоже время Он и уверяет в истине воскресения, и показывает, что отшествие отсюда подобно исшествию на свет из утробы матерней. Как бы так говорит: не удивляйтесь, что чрез такую печаль Я веду вас к полезному; и мать также чрез печаль достигает того, что становится матерью. Здесь Он намекает и на нечто таинственное, именно – что Он разрушил болезни смерти и соделал то, что родился новый человек. И не сказал только, что скорбь прейдет; но что о ней нет и воспоминания: так велика следующая за нею радость. Так будет и со святыми. Но ведь жена радуется не потому, что пришел человек в мир, а потому, что у ней родилось дитя; если бы она по той причине радовалась, то ничто не препятствовало бы и женам нерождающим радоваться за других, рождающих. Для чего же Он так сказал? Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна, что (смерть) есть переход к жизни и что от скорби бывает великая польза. И не сказал: родилось дитя; но "человек". Этим, мне кажется, Он намекает на Свое воскресение и на то, что Он имел родиться не для этой болезненной смерти, но для царства. Поэтому не сказал: родилось у ней дитя; но: "родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять" и "печаль ваша в радость будет" (Ин.16.22,20). Затем, показывая, что Он уже не умрет, говорит: "и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем" (Ин.16.23)".
Недавно одна только что родившая женщина рассказала мне о той разительной смене чувств, которую она пережила в день родов. "Я никогда больше не соглашусь рожать!" — крикнула она поначалу. Но уже через несколько часов после родов воскликнула: "Хочу еще!". Бог (или, если хотите, природа) встроил в женский организм своего рода "наркотическую" фабрику: после родов она начинает работать и насыщать мать эндорфинами, рождающими радостно-эйфорическое настроение. И именно в этой радости зачинается материнское чувство. Кстати, та упомянутая мной роженица сказала, что первую девочку она рожала под наркозом: "Я просто уснула, а когда проснулась, дочка лежала рядом со мной". По ее признанию, ей затем понадобилось немалое время, чтобы ощутить эту малышку по-настоящему своей. Но после вторых родов — без наркоза и с болью — она сразу ощутила всю меру своей любовной жизненной соединенности с доченькой. Женщина, не прошедшая через роды, получит на руки своего младенца без боли, но и без радости. Пробудится ли в ней материнское чувство?" - из книги протодиакона отца Андрея Кураева "Не американский миссионер".
Недавно одна только что родившая женщина рассказала мне о той разительной смене чувств, которую она пережила в день родов. "Я никогда больше не соглашусь рожать!" — крикнула она поначалу. Но уже через несколько часов после родов воскликнула: "Хочу еще!". Бог (или, если хотите, природа) встроил в женский организм своего рода "наркотическую" фабрику: после родов она начинает работать и насыщать мать эндорфинами, рождающими радостно-эйфорическое настроение. И именно в этой радости зачинается материнское чувство. Кстати, та упомянутая мной роженица сказала, что первую девочку она рожала под наркозом: "Я просто уснула, а когда проснулась, дочка лежала рядом со мной". По ее признанию, ей затем понадобилось немалое время, чтобы ощутить эту малышку по-настоящему своей. Но после вторых родов — без наркоза и с болью — она сразу ощутила всю меру своей любовной жизненной соединенности с доченькой. Женщина, не прошедшая через роды, получит на руки своего младенца без боли, но и без радости. Пробудится ли в ней материнское чувство?" - из книги протодиакона отца Андрея Кураева "Не американский миссионер".
↑ Перейти к этому комментарию
Тут о. Андрей перемудрил.
так вот - я часто думала, смогу ли усыновить ребёнка и любить как надо. Теперь знаю - смогу. И для этого мне не нужно его рожать. Кстати, раз у на то пошло - родовые муки вполне заменяют хлопоты, связанные с воспитанием чужого ребёнка...особенно из детдома....особенно больного...в общем, мысль понятна))))
И если изнасилуют и забеременею - тоже рожу и любить буду. Мне как-то приснилось такое
Недавно одна только что родившая женщина рассказала мне о той разительной смене чувств, которую она пережила в день родов. "Я никогда больше не соглашусь рожать!" — крикнула она поначалу. Но уже через несколько часов после родов воскликнула: "Хочу еще!". Бог (или, если хотите, природа) встроил в женский организм своего рода "наркотическую" фабрику: после родов она начинает работать и насыщать мать эндорфинами, рождающими радостно-эйфорическое настроение. И именно в этой радости зачинается материнское чувство. Кстати, та упомянутая мной роженица сказала, что первую девочку она рожала под наркозом: "Я просто уснула, а когда проснулась, дочка лежала рядом со мной". По ее признанию, ей затем понадобилось немалое время, чтобы ощутить эту малышку по-настоящему своей. Но после вторых родов — без наркоза и с болью — она сразу ощутила всю меру своей любовной жизненной соединенности с доченькой. Женщина, не прошедшая через роды, получит на руки своего младенца без боли, но и без радости. Пробудится ли в ней материнское чувство?" - из книги протодиакона отца Андрея Кураева "Не американский миссионер".
↑ Перейти к этому комментарию
Когда я родила первого ребёнка, моё радостно-эйфорическое настроение было связано только с тем, что я не умерла от этой невыносимой боли, а ещё в течение полугода я была уверена, что рожать больше никогда не буду
Скорее всего здесь дело не в боли, а в том, что ребёнок был вторым и может быть более осознанным и желанным.
Недавно одна только что родившая женщина рассказала мне о той разительной смене чувств, которую она пережила в день родов. "Я никогда больше не соглашусь рожать!" — крикнула она поначалу. Но уже через несколько часов после родов воскликнула: "Хочу еще!". Бог (или, если хотите, природа) встроил в женский организм своего рода "наркотическую" фабрику: после родов она начинает работать и насыщать мать эндорфинами, рождающими радостно-эйфорическое настроение. И именно в этой радости зачинается материнское чувство. Кстати, та упомянутая мной роженица сказала, что первую девочку она рожала под наркозом: "Я просто уснула, а когда проснулась, дочка лежала рядом со мной". По ее признанию, ей затем понадобилось немалое время, чтобы ощутить эту малышку по-настоящему своей. Но после вторых родов — без наркоза и с болью — она сразу ощутила всю меру своей любовной жизненной соединенности с доченькой. Женщина, не прошедшая через роды, получит на руки своего младенца без боли, но и без радости. Пробудится ли в ней материнское чувство?" - из книги протодиакона отца Андрея Кураева "Не американский миссионер".
↑ Перейти к этому комментарию
Святитель Иоанн Златоуст (ок.344354-407): «Не спрашивай, каким образом Дух образовал Младенца Деве. Ибо,ежели при естественном действии невозможно объяснить сего образования, то как можно объяснить сие, когда чудодействовал Дух? Ничего более не знаю, говорит Евангелист, а знаю только то, что Рожденное в Ней рождено от Духа. Устыдитесь вы, желающие постигнуть сверхъестественное рождение! .. Не думай, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа ... Как Беспредельный вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает, и остается Девою?".
Рождение Христа Богородицею было без болезней рождения. Отцы Церкви усматривают это и в словах евангелиста Луки: "и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли" (Лк.2.7).
Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и родилось Божественно. Дева совершила рождениe, будучи во время рождения преисполнена духовной, святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как болезни не сопровождали взятия Евы из Адама. Они не могли иметь тут места, будучи одной из казней за первородный грех, а этот грех не имел тут места... Безболезненность Девы при рождении Богочеловека очень ясно видна из простого и скромного повествования, которое читаем в Евангелии о Богоматери: и повит Его, и положи
в яслех (Лк. 2, 7). Родила Дева и немедленно приступает к служению: рожденного повивает, полагает в яслях, не нуждаясь при служении в посторонней помощи. Не нуждается в посторонней помощи, потому
что не ощущает никакой болезни, никакого изнеможения, которые так свойственны женам, рождающим в грехе чад, зачатых в беззакониях, рождающим их уже убитыми вечной смертью и для вечной смерти. Божия Матерь родила Жизнь и Подателя жизни (Ин. 14,6).
В книге Грентли Мак Рида (кажется это американский врач гинеколог) я читала, что допустим перевод "не в скорбех", а " в трудах". Скажите пожалуйста - считаете ли вы возможным такое толкование?
Для меня это очень интересный вопрос, потому как мне ближе это толкование. Мои роды были скорее трудными, чем скорбными, или болезненными..
Смысл наказания Еве
Блаженный Августин Иппонский (354-430): "Относительно наказания женщины всё ясно: умножились страдания её и воздыхания в скорбях сей жизни, и в болезни рождает она детей.Но хотя всё это явлено и в этой видимой женщине, надлежит обратить наше рассмотрение к женщине в более сокровенном смысле. Ибо и у зверей полевых самки в болезни рождают потомство, и у них в этом проявляется подвластность смерти, а не кара за грех (первородный грех - прим. В.Ф.). Значит, и у людей, возможно, женщины претерпевают всё это по причине телесной смертности; но великая скорбь заключена в том, что к этой смертности они перешли от прежнего бессмертия".
"И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения" (Откр.12.1-2)
Образ Богородицы
Экумений (VI век): "Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. Очевидно, что о ней говорит Исаия: прежде нежели родитъ в муках и прежде -чем пришла скорбь родовых мук, она убежала и родила сына (Ис 66:7). И Григорий (Нисский, Гомилии на Песнь песней 13 - прим. В.Ф.) в тринадцатом слове истолкования Песни Песней говорит: У кого беременность без соития, у того роды без осквернения и муки без мучения. Если и у столь великого пророка и у церковного учителя Дева избежала poдoвыx мук, почему здесь кричала от болей и мук рождения? Сказанное не противоречиво. Да не будет! Ибо не может быть никакого противоречия в сказанном одним и тем же через двух. Но ты должен понять данные слова кричит и мучается в таком смысле. До тех пор, пока ангел Божий не сказал Иосифу, что рoдuвшееся в ней есть oт Духа Святого (Мф 1:20), Дева, как и подобает Ей, пребывала в унынии, краснея перед обрученным и размышляя: как бы он в самом деле не заподозрил, что она беременна от тайной связи. Итак, уныние и печаль по законам риторики
Иоанн назвал криком и мучением, и неудивительно. Ибо и божественному Моисею, духовно общавшемуся с Богом и отчаявшемуся - ибо он увидел Израиль в пустыне, окруженный морем и врагами, - было сказано Богом: Что ты вопиешь ко Мне? (Исх 14:15). Так же и здесь видение называет криком скорбное состояние ума и сердца Девы".
Само слово болезненные содержится в решениях VI Вселенского Собора, в 79 правиле которого исповедуется, что роды Богородицы были безболезненными.
Но спасибо, для себя я прояснила этот вопрос, как говорит православие.
Само слово болезненные содержится в решениях VI Вселенского Собора, в 79 правиле которого исповедуется, что роды Богородицы были безболезненными.
↑ Перейти к этому комментарию
Но все-таки насчет боли при родах мне не все ясно. Кто-то (особенно те, кто долго и тщательно готовится) говорят, что чуть ли не удовольствие испытывают. Как это объяснить?
Можно ли как вариант - по сравнению с тем, как мы могли бы рожать, любые роды - болезненны?
"...Значит, и у людей, возможно, женщины претерпевают всё это по причине телесной смертности; но великая скорбь заключена в том, что к этой смертности они перешли от прежнего бессмертия".
Вот это правильно, я думаю...
Святитель Иоанн Златоуст (ок.344/354-407): "При совершении греха, опьянённые удовольствием, мы не чувствуем этого. А когда произойдёт и кончится, особенно когда погаснет удовольствие, горькое чувство овладевает сердцем. Иначе бывает у рождающих женщин. У них прежде родов большое напряжение и острые боли служат причиною страданий, а после родов - успокоение, так как новорожденное дитя вытесняет боль. А здесь не так: пока мы думаем и заняты порочными мыслями, веселы и радуемся; а когда родим злое дитя, грех, тогда, видя позор рожденного, мучимся, тогда терзаемся более тяжко, чем рождающие жены. Поэтому убеждаю не принимать, особенно вначале, испорченного пожелания; а если и приняли, нужно уничтожить семя внутри. А если будем нерадивы до этого, то совершённый грех нужно загладить посредством исповеди, слёз и самобичевания; ничто не бывает столь гибельно для греха, как сознание и осуждение".
А вообще-то обращаться к священнику в такой резкой форме "вы, мол, своими словами писать умеете?" это по меньшей мере неэтично.
А вообще, если часто читать святых отцов, то многие вещи станут более понятны, в том числе и изречения Иоанна Златоуста
И опять говорится об этом как о процессе тяжком, болезненном.
Ясно.
Как и писала выше - остаюсь при своем мнении
А вообще-то обращаться к священнику в такой резкой форме "вы, мол, своими словами писать умеете?" это по меньшей мере неэтично.
↑ Перейти к этому комментарию
Учитывая, что разговор о болезненности в родах все слова я воспринимаю буквально. И когда разговор идет с мирянами, то и язык нужно использовать соответствующий, что бы и без переводчика понять можно было...
Как относится грех к вопросу перевода Библии - мне не понятно.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
не понимаю тогда совсем многие вещи...............
странно, если все будут знать и понимать с полуслова, то некоторые посредники станут не нужны!
Как можно не понимать, к примеру, евангельские притчи? Это из разряда "не читал и потому не понял"
Если вы подобно Иоанну Златоусту приблизитесь к Богу, и сами станете священником, то тогда ДА (образно выражаясь). А вообще-то слово "посредник" не совсем уместно в данном контексте.
↑ Перейти к этому комментарию
не понимаю тогда совсем многие вещи...............
странно, если все будут знать и понимать с полуслова, то некоторые посредники станут не нужны!
↑ Перейти к этому комментарию
http://azbyka.ru/dictionary/15/hulap_kak_ponimat_pritchi-all.shtml
не понимаю тогда совсем многие вещи...............
странно, если все будут знать и понимать с полуслова, то некоторые посредники станут не нужны!
↑ Перейти к этому комментарию
http://azbyka.ru/dictionary/15/hulap_kak_ponimat_pritchi-all.shtml
отвечать только цитатами не приемлемо...............
что уж говорить о том, чтобы понимать такие замудренные цитаты
не понимаю тогда совсем многие вещи...............
странно, если все будут знать и понимать с полуслова, то некоторые посредники станут не нужны!
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
"Иудеи распространяют свой гнев и на незрелый возраст отроков, чтобы не произвели и они весьма много зла. Обрати внимание: как вавилоняне поступали жестоко с младенцами иудейскими, то Пророк предсказывает и им равное наказание. Но не таков Новый Завет; в нем повелевается нам поить и кормить врагов и молиться за творящих нам напасть, как ученикам кроткого и человеколюбивого Иисуса Христа. Младенцами вавилонскими о камень разбиваемыми непогрешительно можешь назвать семена зла и страстных помыслов, которые надлежит истреблять спасительным словом Иисусовой молитвы (ибо камень – есть Христос), чтобы не возрастало в нас зло и не очерняло светлейшую доброту души, и не приходило в действие, противозаконно заповедям любящего нас Кроткого и Смиренного Владыки – Господа нашего Иисуса Христа (Феодорит, Златоуст, Василий В., Нил, Дорофей).
Потребность говорить
Преподобный Ефрем Сирин (ок.306-373): "Поговорю, и будет легче мне - словно женщина в беременности, которая, родив отпрыска, освобождается от боли рождения. И опять же: утроба моя, как вино неоткрытое, - то есть я испытывал боль и не мог найти успокоения, ибо сильно желал говорить, но сдерживал себя. А теперь я открою уста мои и отвечу".
Святитель Амвросий Медиоланский (ок.333-397): "Так, говорит, внезапно приходит день Господень и нежданно наступает, как боль при родах, что лишает собой возможности укрыться".
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: