КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ?
Профориентационный процесс начинается чуть ли не с пеленок, когда молодые родители и родственники желают малышу счастья, здоровья, успехов.
И хотя поначалу все говорят: "Ой, лишь бы здоровеньким был!", то, чуть позже обязательно добавят:"И денег побольше"
Потом начинаются варианты сравнения с родителями, и, в зависимости от уровня социальной и профессиональной успешности каждого члена семьи, желают стать на него похожим.
Начиная еще с дошкольной подготовки, родители стараются увидеть в своем малыше черты будущего профессионала, например, танцора.
Ведь почти все водили своих детей на танцы? правда? или только я своих дочерей).
Иногда полиглота. Английский с 5 лет, а потом еще один язык -правильно - китайский, а какой же еще В списке желанных занятий обязательно присутствуют:
-спорт.
-рисование.
-занятия художественным творчеством.
Частенько, испытывая материальную и организационную нагрузку, родители потихоньку начинают отказываться от некоторых видов активностей. Как же понять, что оставить, а что продолжать?
Наблюдайте за ребенком, обращайте внимание на то, от каких занятий он получает удовольствие, а от каких - нет. Спрашивайте его самого, поговорите с преподавателями об успехах, поведении на занятиях, делайте выводы.
Все внешкольные, так называемые дополнительные занятия - это опыт изучения вами своего ребенка, а ребенком самого себя!
Увлечения со временем вполне могут стать основой будущей профессии. При этом, заранее невозможно сказать о то, что пригодится, а что нет. Стив Джобс, например, посещал курсы каллиграфии, а потом использовал это в создании своих шрифтов.
Наблюдая за свои ребенком, попытайтесь увидеть, ЧТО его интересует и ЧТО у него лучше всего получается, А ЧТО - раздражает и от чего он отказывается. С этими занятиями и завязывайте.
Продолжайте заниматься теми видами деятельности, от которых горят глаза, ребенок хочет туда идти, а руководитель, тренер говорит "Да, получается".
Вот это и есть самая первая профориентация!
Немножко подсказок:
Признаки способностей по областям деятельности:
1. Интеллектуально-познавательная область.
Малыш задает вам много вопросов и мире, ищет ответы сам, задает неожиданные вопросы, умеет проводить неочевидные взаимосвязи между явлениями, друзья часто спрашивают у него что-то, а он - отвечает с удовольствием, ребенок наблюдателен, любит сочинять истории, рисунки очеловечивает и любит выдумывать рассказы по рисункам.
2. Артистические.
Малыш с удовольствием выступает перед большой аудиторией. Хочет, чтобы его выступление вызвало похвалу, не стесняется. Придумывает костюмы на свои выступления. Заменяет слова мимикой, жестами. Подражает каким-либо героям или артистам. Очень эмоционален.
3. Техническая сфера- это не только про то, что все мальчики любят машинки. Любит возиться с конструкторами, собирать не только по схемам, но и сам придумывать новые детали и готовые решения. Усидчив, аккуратен. Проявляет интерес к технике, ее устройству, делает попытки узнать как все устроено и что, самое главное, у него это все получается!
4. Спортивные способности.
Ребенок-непоседа.
Он все время двигается: бегает, прыгает, кувыркается. Активный участник всех подвижных игр. Быстро улавливает все основные моменты игры, стремиться обогнать всех. Легко управляется с мячом, роликами, велосипедом. Не боится никаких преград на пути. Хорошая координация и умение держать равновесие, присутствует "память тела", высокий болевой порог.
5. Художественные способности.
Предпочитает краски, пластилин и т.п. развлечения, умеет выдумать сюжет, играет с цветами, любит выражать эмоции через цвет и свои работы. Умеет видеть красоту во всем!
6. Любит животных, смотрит видео с ними, не боится насекомых, есть любимые животные, играет, ухаживает, с удовольствием слушает рассказы об экзотических животных и прочих других, задает вопросы, лепит их пластилина, рисует и играет с игрушками в виде мишек, собачек и котиков больше, чем со всеми остальными. Предпочитает смотреть мультики, передачи о друзьях наших меньших.
Позже, когда способности разовьются до определенного уровня, все виды занятий можно будет отнести к типам профессий: "Человек-Человек", "Человек-Знак", "Человек-Художественный образ", "Человек-Техника", "Человек-Природа". Это уже тема для новой статьи.
И хотя поначалу все говорят: "Ой, лишь бы здоровеньким был!", то, чуть позже обязательно добавят:"И денег побольше"
Потом начинаются варианты сравнения с родителями, и, в зависимости от уровня социальной и профессиональной успешности каждого члена семьи, желают стать на него похожим.
Начиная еще с дошкольной подготовки, родители стараются увидеть в своем малыше черты будущего профессионала, например, танцора.
Ведь почти все водили своих детей на танцы? правда? или только я своих дочерей).
Иногда полиглота. Английский с 5 лет, а потом еще один язык -правильно - китайский, а какой же еще В списке желанных занятий обязательно присутствуют:
-спорт.
-рисование.
-занятия художественным творчеством.
Частенько, испытывая материальную и организационную нагрузку, родители потихоньку начинают отказываться от некоторых видов активностей. Как же понять, что оставить, а что продолжать?
Наблюдайте за ребенком, обращайте внимание на то, от каких занятий он получает удовольствие, а от каких - нет. Спрашивайте его самого, поговорите с преподавателями об успехах, поведении на занятиях, делайте выводы.
Все внешкольные, так называемые дополнительные занятия - это опыт изучения вами своего ребенка, а ребенком самого себя!
Увлечения со временем вполне могут стать основой будущей профессии. При этом, заранее невозможно сказать о то, что пригодится, а что нет. Стив Джобс, например, посещал курсы каллиграфии, а потом использовал это в создании своих шрифтов.
Наблюдая за свои ребенком, попытайтесь увидеть, ЧТО его интересует и ЧТО у него лучше всего получается, А ЧТО - раздражает и от чего он отказывается. С этими занятиями и завязывайте.
Продолжайте заниматься теми видами деятельности, от которых горят глаза, ребенок хочет туда идти, а руководитель, тренер говорит "Да, получается".
Вот это и есть самая первая профориентация!
Немножко подсказок:
Признаки способностей по областям деятельности:
1. Интеллектуально-познавательная область.
Малыш задает вам много вопросов и мире, ищет ответы сам, задает неожиданные вопросы, умеет проводить неочевидные взаимосвязи между явлениями, друзья часто спрашивают у него что-то, а он - отвечает с удовольствием, ребенок наблюдателен, любит сочинять истории, рисунки очеловечивает и любит выдумывать рассказы по рисункам.
2. Артистические.
Малыш с удовольствием выступает перед большой аудиторией. Хочет, чтобы его выступление вызвало похвалу, не стесняется. Придумывает костюмы на свои выступления. Заменяет слова мимикой, жестами. Подражает каким-либо героям или артистам. Очень эмоционален.
3. Техническая сфера- это не только про то, что все мальчики любят машинки. Любит возиться с конструкторами, собирать не только по схемам, но и сам придумывать новые детали и готовые решения. Усидчив, аккуратен. Проявляет интерес к технике, ее устройству, делает попытки узнать как все устроено и что, самое главное, у него это все получается!
4. Спортивные способности.
Ребенок-непоседа.
Он все время двигается: бегает, прыгает, кувыркается. Активный участник всех подвижных игр. Быстро улавливает все основные моменты игры, стремиться обогнать всех. Легко управляется с мячом, роликами, велосипедом. Не боится никаких преград на пути. Хорошая координация и умение держать равновесие, присутствует "память тела", высокий болевой порог.
5. Художественные способности.
Предпочитает краски, пластилин и т.п. развлечения, умеет выдумать сюжет, играет с цветами, любит выражать эмоции через цвет и свои работы. Умеет видеть красоту во всем!
6. Любит животных, смотрит видео с ними, не боится насекомых, есть любимые животные, играет, ухаживает, с удовольствием слушает рассказы об экзотических животных и прочих других, задает вопросы, лепит их пластилина, рисует и играет с игрушками в виде мишек, собачек и котиков больше, чем со всеми остальными. Предпочитает смотреть мультики, передачи о друзьях наших меньших.
Позже, когда способности разовьются до определенного уровня, все виды занятий можно будет отнести к типам профессий: "Человек-Человек", "Человек-Знак", "Человек-Художественный образ", "Человек-Техника", "Человек-Природа". Это уже тема для новой статьи.
Комментарии
В итоге я получила первое высшее образование для родителей. И стала заниматься точными науками. Второе высшее по технической специальности, по которой я работаю уже 16 лет и получаю от этого удовольствие.
В итоге я получила первое высшее образование для родителей. И стала заниматься точными науками. Второе высшее по технической специальности, по которой я работаю уже 16 лет и получаю от этого удовольствие.
↑ Перейти к этому комментарию
Из-за настойчивости родителей я рисковала вообще не закончить школу.
Я не тянула программу. В дневнике одни двойки по инязу, но они делали всё, чтобы меня держали в языковом классе.
В конце концов после 10 кл. я сама пошла к директору и попросила перевести меня в физмат класс и уговорила родителей смириться. В итоге я всё-таки получила аттестат, а не справку.
Пока отдала его в лингвистический класс, просто потому, что там народу меньше, но языки явно не его. А хочется ведь уже какого-то понимания, чтоб потом не запустить
Знаете у "Уральских пельменей" есть шутка про то, "что компьютер для учебы мешает учебе"
По ходу вашего рассказа у меня возникло несколько предположений.
1. он интересуется!!! рисование, компьютеры, как устроен мир, животные, космос!!! просто он не делает это последовательно и не совсем вашими рамками.
2. ваш ребенок - натура увлекающаяся, как следствие все идет волнами - начал- пришел к каким-то результатам - бросил. Если это так, то принципиально вы его не измените, но он начнет применять уже приобретенные знания, навыки в том случае, если ему станет жуть как интересно или для того, чтобы удовлетворить какую-то свою потребность,желание, проблему и т. д.
Прочувствуйте, спросите, заметьте его насущную мотивацию (желание, потребность и т. д.) и попытайтесь это использовать, чтобы он начал делать что-то.
2. Увлекающиеся натуры имеют такую особенность - когда они в процессе любви к своему объекту, то другого не видят и не слышат. Волна увлечения пройдет и все станет на свои места, будет след. увлечение.
3. Судя по рассказу - ваш ребенок - это личность, которая - интроверт (скорей всего), бояться этого не надо вообще. Они мыслят через выстраивание структур, когда их выстроят, то станут применять. Они должны сами во всем разобраться и выстроить в свою личную систему все прочитанное, усвоенное, увиденное. Это интенсивный внутренний процесс, он требует времени и внутренних усилий.
4. по поводу программирования: возможно ему стало там скучно. если в поле его увлечений входило рисование, то творческое мышление и образное мышление должны быть развиты. В программировании что?
5. Подумайте и вспомните, с чего начались его увлечения? Как происходит переход от одного занятия к другому? почему заканчивается? как на него влияет преподаватель? вы разговаривали с преподом о поводу успехов вашего ребенка? Почему он заканчивает эти увлечения и как он это объясняет. Что -то же он говорит?
6. Может, его заинтересует компьютерный дизайн? создание игр, приложений?
Это все мои предположения, повторюсь еще раз!! Чтобы точней ответить на вопросы, необходимо личное общение.
Одно могу сказать - у вас нормальный талантливый интересующийся ребенок. Все-таки интересно, сколько лет?
1. Да, меня напрягает именно бессистемность. Вроде и знает много, а толку мало
3. У нас вся семья интровертов, поэтому тут я спокойна.
4. На занятиях ему было интересно, там как раз шло всё через образы и с элементами конструирования. Дома не пошло Попробуем, на следующий год, вернуться на занятия.
5. В большинстве своём он "увлекается" дома. Где то что то услышал, заинтересовался, почитал, видел посмотрел, со мной обсудил. Из занятий было рисование, которое ему нравилось и преподаватель очень хвалила, но после лета сказал, что больше рисовать не хочет. На программирование тоже ходил с удовольствием 2 года и тоже его хвалили, там бросить пришлось из-за несовпадения расписания у них и у нас, просто не получилось в этом году. Сейчас ходит на шахматы, сам очень хотел, после каждого занятия с восторгом рассказывает, как всё прошло, но на само занятие приходится тащить почти силой - сначала не хочет идти, а потом говорит мне спасибо, что всё таки заставила пойти туда.
6. Создавать игры сейчас его план на будущее. Ради этого даже в школу ходить готов. Но при этом освоить банально фотошоп или пэинт не хочет
В итого окончен технический вуз с огромным объемом химии по специальности "Материаловедение". И второе высшее -бухгалтер, по которому и работает. Причем получается хорошо. Но с какой завистью она смотрит на продавцов!!!! Это было бы точно ее! Вот и угадай!
А сын и пел, и музыка, и спорт. В спорте успехи явные. А в школе - нет определенных склонностей и успехов. Сейчас оканчивает медицинский. Бредит абдоминальной хирургией. Надеемся все у него получится.
Исключительно профессиональный интерес о дочери: скажите, если можете, откуда взялась специальность "Материаловедение" при нелюбви к математике и ненависти к химии. Кто-то посоветовал? заранее благодарю за ответ.
Вы просто подтвердили предположение психологов о том, что первую профессию людям выбирают родители. Знаете,это ни хорошо, ни плохо, просто так есть.
Желаю вашей семье больших успехов и взаимопонимания.
Спасибо еще раз за отклик!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: