Если школа - твоя жизнь. Педучилище. Чему нас и как учили. Часть 2
Сегодня постараюсь закончить рассказ про образовательную часть нашего обучения.
Спасибо огромное, за ваши тёплые, душевные комментарии. Извините, если кому не ответила. Но я прочитала все-все.
В который раз меня слегка удивляет, что кто-то пытается уличить меня в искажении действительности. У вас было так - в моей жизни было так. У меня нет причин писать выдумки, я не пишу исторические труды или политические статьи...
Просто брожу в закоулках своей памяти и приоткрываю свой мир для вас.
Те, кто хоть раз писал о себе, знают, что делается это в порыве откровения и душевной щедрости. Реже ностальгии по своей прожитой жизни. В моем случае, добавляется ещё и желание поделиться опытом - и хорошим, и плохим. Иногда мы находимся в потёмках своих эмоций, в плену сложившихся обстоятельств - взгляд со стороны, поддержка, чужая история - способны вывести нас из этого состояния, развести тучи руками. Но во всем этом есть другая сторона, ты невольно открываешь свою душу, сердце. И тут надо быть готовым к удару. Кто-то сделает это рефлекторно - защищаясь, а кто-то специально - исподтишка.
В моем случае, я пишу для вас четко осознавая эти последствия, потому что делаю это уже не впервые. Я с огромным удовольствием читаю ваши комментарии. Они для меня важнее моих написанных слов. Я рада побеседовать с теми, кто разделяет мою точку зрения. Готова поспорить с теми, кто не согласен со мной и имеет свою точку зрения, или подискуссировать с теми, кто сомневается в сказанном мной. По сути мне важны все эти аспекты общения.
Спасибо ещё раз за каждое слово в ваших комментариях. Я продолжаю рассказ о системе обучения в нашем педучилище.
Музыкальное образование
Нас обучали по программе, сопоставимой с программой детской музыкальной школы. Четырехлетний полноценный курс. У нас был инструмент, сольфеджио, хор, музыкальная литература (ещё одна литература!). Но к этому добавлялась методика преподавания музыкальной грамотности и музыкального развития. Последнее самое важное, как мне кажется.
В моей группе, состоявшей из тридцати человек, две девочки занимались на фортепиано. Они закончили обычную музыкальную школу по этому инструменту и совершенствовались. Большинство начинало с нуля. Несколько человек, и я в том числе, занимались на баяне. Остальные осваивали домру - я их кузнечиками звала.
Одна девочка у нас была из отдаленной чувашской деревни. У неё в семье была гармошка или подобный инструмент. Она на моих глазах впервые взяла баян в руки - заглянула на кнопки правой руки, погладила кнопочки левой. Как- то странно отклонила голову, на минуту замерла и... Заиграла. Да ещё как! Упоминание чувашской деревни не было националистическим принижением, скорее что бы все до конца поняли. Она заиграла какую-то, невероятной красоты и энергетики, национальную мелодию. Тогда ещё деревни хранили свою культуру и язык. Делали это просто по укладу жизни, а не из-за пафосных идей. В этом конкретном случае, это пример редкой природной музыкальной одаренности.
Удивительно, что ноты и мелодия ими записанная не входили в её голову ни под каким углом. Она играла только на слух. Причём иногда нажимая не на те кнопки (я же знала тоже это наизусть, могла сравнивать), слегка импровизируя. Но в итоге получалось чудо. Именно она нам часто играла, когда мы пели популярные эстрадные и дворвые песни. Она могла подыгрывать, слыша мелодию впервые. Но национальные песни в её исполнении были шедевром. Она знала невероятное количество наигрышей и песен.
Почему я выбрала баян? Мне тогда показалось, что очень мобильный инструмент. Всегда и в любое место можно его принести с собой. Например, в класс. Для моих уроков музыки не нужен был музыкальный кабинет с инструментом. Это так облегчало жизнь завучам, составлявшим расписание.
Мои небогатые родители купили мне, прекрасного качества, дорогой баян - Кунгур. Они были счастливы, что я обучаюсь музыке. Сейчас не играю совсем. Но, когда внучки садятся осваивать фортепиано, или ломают голову над заданиями по сольфеджио - я рядом. Всегда могу помочь.
В наши времена именно учитель начальной школы вёл уроки музыки. Обучали нас системе Кабалевского. Дмитрий Кабалевский создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания школьников. Почему это было забыто и выкинуто из школьного образования? Возможно, сложность была не в самой системе, а в подготовке учителей. А, главное, готовности их работать по ней.
Замечательная система. Она была разработана для воспитания музыкальной культуры. Рассчитана она была на непрерывное обучение с первого до седьмого класса. Дети на уроках слушали классическую музыку, обучались музыкальной грамоте и пению.
Начну по порядку. Слушание классической музыки. Сложные и инструментальные произведения мы должны были давать слушать детям, используя пластинки с записями профессионалов. А несложные, такие как из Детского альбома Чайковского, так называемые Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано, мы должны были исполнять сами, чтобы дети слушали живую музыку. В нашем случае, пьесы были переложены нашими преподавателями для баяна и домбры. У меня где-то должна храниться нотная тетрадь, где все они записаны от руки.
Живая музыка позволяла делать остановки и проводить анализ музыкального произведения - и с точки зрения звучания, и с точки зрения извлечения звука, создания гармонического ряда, ритма...
Кроме использования классиков, Кабалевский сам написал множество маленьких произведений для иллюстрации музыкальной теории, которая преподавалась детям. Их мы тоже писали в нотные тетради от руки.
До сих пор наизусть помню полечку. До-ми-соль-ми соль-фа-ре соль-фа-ре соль-ми-до. До-ми-соль-ми ля-соль-фа Соль-фа-ми-ре до-до. Вот так! Сколько лет прошло? 45-46...
Кроме этого мы разучивали песни из программы обучения пению - аккомпанемент на инструменте и само пение. Нас учили и хоровому пению на занятиях хором и основам вокала. Хор у нас был великолепный, многоголосный. Занимались мы не группами, а всем курсом. Мне очень нравилось. В некоторых песнях я пела первым сопрано, но в некоторых вторым, по указанию руководителя хора. Голос позволял. Мы пели прекрасные песни. К слову, тогда страна готовилась праздновать 30-летие Победы. Мы пели много прекрасных песен о войне и времен войны. Такому же хоровому пению мы должны были обучать и обучали (я точно) своих учеников.
Благодаря своим хоровым навыкам мы часто пели в разных поездках, производя впечатление на окружающих. Нам даже хлопали. Надо уточнить, что мы пели не только выученные на хоре песни, чаще мы пели популярные эстрадные песни, ещё чаще "дворовые" Например, "Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой...", "Звездочка моя ненаглядная, непрожить мне без тебя и дня..", "Плачет девочка в автомате", "Я плачу за тобою дни и ночи". Наверное, неплохие были, если потом их стали петь даже на эстраде. Нам нравилось петь о любви... Помогайте в комментариях, вспомните наши песни.
Мне обучение на инструменте давалось сложно. Видимо, этого таланта Бог Для меня пожалел. Однако, я получала свои четверки и пятерки, благодаря моим терпеливым педагогам. У меня был мужчина. Вот его имени я не запомнила. А он проводил много дополнительных часов со мной, чтобы я могла получить пятерку, а значит, заслуженно получать свою повышенную стипендию.
Невероятная проблема была с зачетами. У меня обнаружился страх сцены. Как только я видела комиссию, то не могла сыграть ни одной ноты или стопорилась в середине и ни одного звука дальше. Мой преподаватель предложил странное решение этой проблемы. Преподаватели оставались в классе, а я шла с баяном в коридор и играла там, как бы в одиночестве. Забавно, что это ни разу не проявилось потом в школе, я спокойно играла всё ученикам в классе. Да, мои ученики слушали меня на уроках музыки, а песни разучивали под мой аккомпанемент. К счастью, от меня не требовали такого подвига в масштабах школы, для этого был учитель музыки в средних классах. Справедливости ради должна написать, что я - единственная в нашей школе, кто использовал на уроках инструмент. Пластинки, по программе, слушали все. Это было обязательно.
Физическая культура
За первый же семестр я схлопотала единственную четверку. Это не дало мне возможности получить самую большую из повышенных стипендий, и я решила радикально изменить ситуацию. Кроме занятий физкультурой по расписанию, мы могли совершенно бесплатно заниматься любым спортом в спортивном клубе Динамо. Я выбрала спортивную гимнастику. В тот момент, я наивно считала, что терпение и труд - все перетрут. Занималась я несколько раз в неделю, до седьмого пота. Что-то у меня получилось просто сразу, но дальше дело так и не пошло. От природы я очень худая. Глядя на спортсменов, я считала это достаточным условием, чтобы стать спортсменкой. Но те, кто занимался спортом серьезно, знают, что существует странный парадокс. Худые от природы люди - не гибкие. Гибкие, эластичные связки имеют именно толстушки и толстяки. Для примера, я не могла и не смогла научиться, сидя на полу с вытянутыми вперёд ногами, лечь грудью на колени. Надеюсь понятно объяснила? Спина не сгибается. Мне помогали в тренировках мальчишки. Они с силой давили мне на спину, сгибая меня. Я только боли в позвоночнике заработала. Хотя все мостики, кувырки и колеса мне легко давались. До сальто я не добралась. Попала в аврию и со спортом и танцами, о чем напишу дальше, я завязала.
Балет и народные танцы
Этого не было в программе нашего обучения. Напишу об этом сейчас, потому что это примыкает к теме моего спортивного образования. Мы, студентки педучилища, могли бесплатно заниматься танцами в Клубе профтехобразования. Танцами там занимались так серьёзно, что ездили с выступлениями за границу. Но именно я не могла. Хоть в названии учебного заведения было училище, но образование я получала средне-специальное. А, финансирование этих поездок было только для ГПТУ. Таким образом, будущие портные, повара, слесари и тп - они ездили. Представляете - семидесятые годы! Границы практически закрыты, а они ездили. Правда, только в социалистические страны и строго в организованной группе. Какие костюмы для этого шились!
Я занималась в двух группах - классического балета и народного танца. В первой группе прямо балету мы не учились - это просто работа у станка - школа. Но купальники, юбочки и пуанты мы одевали. Помню, как получила свои первые пуанты. Такой восторг! Да, я и сейчас показываю этот фокус внукам. Достаю из дальнего угла шкафа пуанты и встаю на них. Пятилетняя моя внучка Лиза, которая занимается танцами, просто приходит в восторг. Покажу вам как-нибудь нашу маленькую балерину. Вторая группа занималась народными танцами. Там тоже было все очень серьёзно. Мы носили специальную обувь - туфли на каблучках. Учились бить чечетку и дробушки. В группе было много парней. Партнеры были нужны во всех танцах. Думаю, что поездки за границу были хорошей стимуляцией, чтобы их нашлось достаточное количество. Хотя... Наверное, я несправедлива. В мире много мужчин, которые любят и умеют танцевать.
Тренировалась я с огромным удовольствием. Но опять столкнулась с тем, что мои личные данные очень ограничены. Солисткой мне было не стать.
Однако, мне эти занятия очень пригодились потом на практике в школе. Я без проблем учила своих школьников танцевать для праздников. А какие нам шили костюмы родители!
Изобразительное искусство
Рисование у нас ничем примечательным не отличалось. Мы рисовали на мольбертах в разной технике, каждый в меру своего таланта. Усердно изучали мировые шедевры, для этого посещали наш прекрасный, тогда Куйбышевский, сейчас Самарский художественный музей. Он действительно у нас прекрасный и богатый.
В этом преимущество жизни в крупном городе. У нас есть множество музеев и театров, есть филармония. Настоящие, богатые, профессиональные. Нас постоянно туда водили. Входной билет для студентов стоил копейки.
Вот преподавателя рисования я помню и по имени и на лицо. Михаил Фёдорович, Он был настоящим художником. Интересна история нашего личного знакомства. "Умеете ли вы рисовать?" - торжественно задал он нам риторический вопрос на первом занятии. Но меня ли касается, что вопрос риторический - я громко сказала: "Да!" Он просто замер.
Тут надо приостановиться. Я действительно хорошо рисовала с раннего детства. Никогда и нигде не училась. Вот карандаш и кисточку мне боженька в руку вложил. Заслуг за собой особо не чувствую, подавляющее большинство левшей хорошо рисует. Это связано с особенностью мозга буквально. Окружающие забирали мои рисунки ещё влажными, даже вешали в своих домах для украшения. Куда же подевались эти мои детские рисунки? Только несколько незначительных набросков хранятся где-то в книжном шкафу.
Что же произошло, когда Михаила Фёдоровича отморозило. Он разложил натюрморт - холщовая ткань, глиняный горшок, стеклянная бутылка и яблоко. Прикрепил ватман к мольберту, дал мне несколько карандашей, ластик, отмоченный в керосине, и сказал: "Рисуй!" Сам вернулся к группе.
Хи! Напугали льва котлетой! Я начала рисовать. В конце пары Михаил Фёдорович подошёл ко мне - рисунок был готов. Он долго его, молча, рассматривал и сказал: я буду заниматься с тобой индивидуально. Таким образом четыре года я училась рисовать у настоящего художника. На сказку это мало было похоже. Он рвал мои наброски, смывал тряпкой практически готовые акварельные натюрморты... От этих глаз, ушей и ног Аппалона у меня чертики были в глазах. Чего он хотел добиться? Однако, он делал это с таким азартом, что я не сопротивлялась. Он вывесил мои работы в коридоре училища. Я их обнаружила там висящими даже лет через пятнадцать после выпуска. Сам Михаил Фёдорович уже не работал.
Наши занятия не всегда были индивидуальными, часто к нам присоединяли те, кто готовились к поступлению в архитектурный институт, там рисование было вступительным экзаменом. Как правило это были ученики десятого класса. Какими взрослыми они мне казались. Какой замечательно-таинственной казалась и их будущая профессия - архитектор.
А какой был красавчик парень, который по моим понятиям был очень взрослым. Ему было уже за двадцать! Он как раз учился у Михаила Фёдоровича как художник. Когда он хвалил меня, я слова вымолвить не смела - у меня реально перехватывало дыхание и сердце билось где-то в горле. А, когда Михаил Фёдорович в очередной раз смыл мой готовый натюрморт, и я рыдала в коридоре, он нежно утешал меня, обняв за плечи. С этого дня я просто мечтала, чтобы Михаил Фёдорович что-то учинил. Этот красавчик - как пришёл - так и ушёл. Ни откуда и в никуда.
А ещё Михаил Фёдорович со мной постоянно разговаривал. Обычно, я сама была инициатором всяких заумных бесед, но здесь инициатором выступал он. "У вас замечательный, цепкий ум и оригинальный взгляд на вещи. Но вы несколько эмоционально горячи и безапелляционны. Думаю, что время это исправит" Я дословно запомнила этот странный комплимент. Исправило ли меня время? Не думаю. У меня клинический случай.
Потом в школе мне очень пригодились все полученные на рисовании навыки. Кроме того, что я непосредственно учила детей рисованию, я ещё и оформляла многочисленные стенды, рисовала обучающие плакаты и карточки для своих учеников.
Считать мы учились на великолепном раздаточном материале. Я рисовала грибы, зверушек, игрушки - не в единственном экземпляре! - затем для прочности покрывала их лаком и вперёд! Они выставлялись на специально прибитую плану вверху доски. Два грибочка и четыре белочки. Сколько всего? Два кролика и восемь морковок. Сколько морковок у каждого кролика? Сейчас, по-моему, так не делают.
Наверное, я рассказала далеко не все. Но закончу на этом свой рассказ о том, как и чему нас учили в нашем педагогическом училище. Дальше вас ждёт самое вкусное - наши педагогические практики.
Продолжение следует...
PS. Прошу извинение за все пропущенные ошибки, опечатки. Действительно очень трудно следить за всем этим в момент написания. И режим редактирования не самый удобный на сайте - в маленьком окошечке, мелким шрифтом. Иногда я пишу свои посты в Блокноте, а затем копирую сюда. Там хотя бы шрифт покрупнее. В комментариях вариантов совсем нет. Только миниокошечко и минишрифт... Автозамена - это тот ещё подарок. Но её отключение не является лекарством от проблемы. Иногда ошибки - это просто опечатки, стукнула не по той букве... Тут автозамена - помощник. Есть и возможность автопроверки орфографии, но тоже не панацея.
Надеюсь, вы приходите ко мне за эмоциями и впечатлениями, а не за обучением грамотности. Спасибо тем, кто читая, успевает найти мои ошибки.
Наличие ошибок и опечаток доказывает, что я - не робот.
Спасибо огромное, за ваши тёплые, душевные комментарии. Извините, если кому не ответила. Но я прочитала все-все.
В который раз меня слегка удивляет, что кто-то пытается уличить меня в искажении действительности. У вас было так - в моей жизни было так. У меня нет причин писать выдумки, я не пишу исторические труды или политические статьи...
Просто брожу в закоулках своей памяти и приоткрываю свой мир для вас.
Те, кто хоть раз писал о себе, знают, что делается это в порыве откровения и душевной щедрости. Реже ностальгии по своей прожитой жизни. В моем случае, добавляется ещё и желание поделиться опытом - и хорошим, и плохим. Иногда мы находимся в потёмках своих эмоций, в плену сложившихся обстоятельств - взгляд со стороны, поддержка, чужая история - способны вывести нас из этого состояния, развести тучи руками. Но во всем этом есть другая сторона, ты невольно открываешь свою душу, сердце. И тут надо быть готовым к удару. Кто-то сделает это рефлекторно - защищаясь, а кто-то специально - исподтишка.
В моем случае, я пишу для вас четко осознавая эти последствия, потому что делаю это уже не впервые. Я с огромным удовольствием читаю ваши комментарии. Они для меня важнее моих написанных слов. Я рада побеседовать с теми, кто разделяет мою точку зрения. Готова поспорить с теми, кто не согласен со мной и имеет свою точку зрения, или подискуссировать с теми, кто сомневается в сказанном мной. По сути мне важны все эти аспекты общения.
Спасибо ещё раз за каждое слово в ваших комментариях. Я продолжаю рассказ о системе обучения в нашем педучилище.
Музыкальное образование
Нас обучали по программе, сопоставимой с программой детской музыкальной школы. Четырехлетний полноценный курс. У нас был инструмент, сольфеджио, хор, музыкальная литература (ещё одна литература!). Но к этому добавлялась методика преподавания музыкальной грамотности и музыкального развития. Последнее самое важное, как мне кажется.
В моей группе, состоявшей из тридцати человек, две девочки занимались на фортепиано. Они закончили обычную музыкальную школу по этому инструменту и совершенствовались. Большинство начинало с нуля. Несколько человек, и я в том числе, занимались на баяне. Остальные осваивали домру - я их кузнечиками звала.
Одна девочка у нас была из отдаленной чувашской деревни. У неё в семье была гармошка или подобный инструмент. Она на моих глазах впервые взяла баян в руки - заглянула на кнопки правой руки, погладила кнопочки левой. Как- то странно отклонила голову, на минуту замерла и... Заиграла. Да ещё как! Упоминание чувашской деревни не было националистическим принижением, скорее что бы все до конца поняли. Она заиграла какую-то, невероятной красоты и энергетики, национальную мелодию. Тогда ещё деревни хранили свою культуру и язык. Делали это просто по укладу жизни, а не из-за пафосных идей. В этом конкретном случае, это пример редкой природной музыкальной одаренности.
Удивительно, что ноты и мелодия ими записанная не входили в её голову ни под каким углом. Она играла только на слух. Причём иногда нажимая не на те кнопки (я же знала тоже это наизусть, могла сравнивать), слегка импровизируя. Но в итоге получалось чудо. Именно она нам часто играла, когда мы пели популярные эстрадные и дворвые песни. Она могла подыгрывать, слыша мелодию впервые. Но национальные песни в её исполнении были шедевром. Она знала невероятное количество наигрышей и песен.
Почему я выбрала баян? Мне тогда показалось, что очень мобильный инструмент. Всегда и в любое место можно его принести с собой. Например, в класс. Для моих уроков музыки не нужен был музыкальный кабинет с инструментом. Это так облегчало жизнь завучам, составлявшим расписание.
Мои небогатые родители купили мне, прекрасного качества, дорогой баян - Кунгур. Они были счастливы, что я обучаюсь музыке. Сейчас не играю совсем. Но, когда внучки садятся осваивать фортепиано, или ломают голову над заданиями по сольфеджио - я рядом. Всегда могу помочь.
В наши времена именно учитель начальной школы вёл уроки музыки. Обучали нас системе Кабалевского. Дмитрий Кабалевский создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания школьников. Почему это было забыто и выкинуто из школьного образования? Возможно, сложность была не в самой системе, а в подготовке учителей. А, главное, готовности их работать по ней.
Замечательная система. Она была разработана для воспитания музыкальной культуры. Рассчитана она была на непрерывное обучение с первого до седьмого класса. Дети на уроках слушали классическую музыку, обучались музыкальной грамоте и пению.
Начну по порядку. Слушание классической музыки. Сложные и инструментальные произведения мы должны были давать слушать детям, используя пластинки с записями профессионалов. А несложные, такие как из Детского альбома Чайковского, так называемые Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано, мы должны были исполнять сами, чтобы дети слушали живую музыку. В нашем случае, пьесы были переложены нашими преподавателями для баяна и домбры. У меня где-то должна храниться нотная тетрадь, где все они записаны от руки.
Живая музыка позволяла делать остановки и проводить анализ музыкального произведения - и с точки зрения звучания, и с точки зрения извлечения звука, создания гармонического ряда, ритма...
Кроме использования классиков, Кабалевский сам написал множество маленьких произведений для иллюстрации музыкальной теории, которая преподавалась детям. Их мы тоже писали в нотные тетради от руки.
До сих пор наизусть помню полечку. До-ми-соль-ми соль-фа-ре соль-фа-ре соль-ми-до. До-ми-соль-ми ля-соль-фа Соль-фа-ми-ре до-до. Вот так! Сколько лет прошло? 45-46...
Кроме этого мы разучивали песни из программы обучения пению - аккомпанемент на инструменте и само пение. Нас учили и хоровому пению на занятиях хором и основам вокала. Хор у нас был великолепный, многоголосный. Занимались мы не группами, а всем курсом. Мне очень нравилось. В некоторых песнях я пела первым сопрано, но в некоторых вторым, по указанию руководителя хора. Голос позволял. Мы пели прекрасные песни. К слову, тогда страна готовилась праздновать 30-летие Победы. Мы пели много прекрасных песен о войне и времен войны. Такому же хоровому пению мы должны были обучать и обучали (я точно) своих учеников.
Благодаря своим хоровым навыкам мы часто пели в разных поездках, производя впечатление на окружающих. Нам даже хлопали. Надо уточнить, что мы пели не только выученные на хоре песни, чаще мы пели популярные эстрадные песни, ещё чаще "дворовые" Например, "Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой...", "Звездочка моя ненаглядная, непрожить мне без тебя и дня..", "Плачет девочка в автомате", "Я плачу за тобою дни и ночи". Наверное, неплохие были, если потом их стали петь даже на эстраде. Нам нравилось петь о любви... Помогайте в комментариях, вспомните наши песни.
Мне обучение на инструменте давалось сложно. Видимо, этого таланта Бог Для меня пожалел. Однако, я получала свои четверки и пятерки, благодаря моим терпеливым педагогам. У меня был мужчина. Вот его имени я не запомнила. А он проводил много дополнительных часов со мной, чтобы я могла получить пятерку, а значит, заслуженно получать свою повышенную стипендию.
Невероятная проблема была с зачетами. У меня обнаружился страх сцены. Как только я видела комиссию, то не могла сыграть ни одной ноты или стопорилась в середине и ни одного звука дальше. Мой преподаватель предложил странное решение этой проблемы. Преподаватели оставались в классе, а я шла с баяном в коридор и играла там, как бы в одиночестве. Забавно, что это ни разу не проявилось потом в школе, я спокойно играла всё ученикам в классе. Да, мои ученики слушали меня на уроках музыки, а песни разучивали под мой аккомпанемент. К счастью, от меня не требовали такого подвига в масштабах школы, для этого был учитель музыки в средних классах. Справедливости ради должна написать, что я - единственная в нашей школе, кто использовал на уроках инструмент. Пластинки, по программе, слушали все. Это было обязательно.
Физическая культура
За первый же семестр я схлопотала единственную четверку. Это не дало мне возможности получить самую большую из повышенных стипендий, и я решила радикально изменить ситуацию. Кроме занятий физкультурой по расписанию, мы могли совершенно бесплатно заниматься любым спортом в спортивном клубе Динамо. Я выбрала спортивную гимнастику. В тот момент, я наивно считала, что терпение и труд - все перетрут. Занималась я несколько раз в неделю, до седьмого пота. Что-то у меня получилось просто сразу, но дальше дело так и не пошло. От природы я очень худая. Глядя на спортсменов, я считала это достаточным условием, чтобы стать спортсменкой. Но те, кто занимался спортом серьезно, знают, что существует странный парадокс. Худые от природы люди - не гибкие. Гибкие, эластичные связки имеют именно толстушки и толстяки. Для примера, я не могла и не смогла научиться, сидя на полу с вытянутыми вперёд ногами, лечь грудью на колени. Надеюсь понятно объяснила? Спина не сгибается. Мне помогали в тренировках мальчишки. Они с силой давили мне на спину, сгибая меня. Я только боли в позвоночнике заработала. Хотя все мостики, кувырки и колеса мне легко давались. До сальто я не добралась. Попала в аврию и со спортом и танцами, о чем напишу дальше, я завязала.
Балет и народные танцы
Этого не было в программе нашего обучения. Напишу об этом сейчас, потому что это примыкает к теме моего спортивного образования. Мы, студентки педучилища, могли бесплатно заниматься танцами в Клубе профтехобразования. Танцами там занимались так серьёзно, что ездили с выступлениями за границу. Но именно я не могла. Хоть в названии учебного заведения было училище, но образование я получала средне-специальное. А, финансирование этих поездок было только для ГПТУ. Таким образом, будущие портные, повара, слесари и тп - они ездили. Представляете - семидесятые годы! Границы практически закрыты, а они ездили. Правда, только в социалистические страны и строго в организованной группе. Какие костюмы для этого шились!
Я занималась в двух группах - классического балета и народного танца. В первой группе прямо балету мы не учились - это просто работа у станка - школа. Но купальники, юбочки и пуанты мы одевали. Помню, как получила свои первые пуанты. Такой восторг! Да, я и сейчас показываю этот фокус внукам. Достаю из дальнего угла шкафа пуанты и встаю на них. Пятилетняя моя внучка Лиза, которая занимается танцами, просто приходит в восторг. Покажу вам как-нибудь нашу маленькую балерину. Вторая группа занималась народными танцами. Там тоже было все очень серьёзно. Мы носили специальную обувь - туфли на каблучках. Учились бить чечетку и дробушки. В группе было много парней. Партнеры были нужны во всех танцах. Думаю, что поездки за границу были хорошей стимуляцией, чтобы их нашлось достаточное количество. Хотя... Наверное, я несправедлива. В мире много мужчин, которые любят и умеют танцевать.
Тренировалась я с огромным удовольствием. Но опять столкнулась с тем, что мои личные данные очень ограничены. Солисткой мне было не стать.
Однако, мне эти занятия очень пригодились потом на практике в школе. Я без проблем учила своих школьников танцевать для праздников. А какие нам шили костюмы родители!
Изобразительное искусство
Рисование у нас ничем примечательным не отличалось. Мы рисовали на мольбертах в разной технике, каждый в меру своего таланта. Усердно изучали мировые шедевры, для этого посещали наш прекрасный, тогда Куйбышевский, сейчас Самарский художественный музей. Он действительно у нас прекрасный и богатый.
В этом преимущество жизни в крупном городе. У нас есть множество музеев и театров, есть филармония. Настоящие, богатые, профессиональные. Нас постоянно туда водили. Входной билет для студентов стоил копейки.
Вот преподавателя рисования я помню и по имени и на лицо. Михаил Фёдорович, Он был настоящим художником. Интересна история нашего личного знакомства. "Умеете ли вы рисовать?" - торжественно задал он нам риторический вопрос на первом занятии. Но меня ли касается, что вопрос риторический - я громко сказала: "Да!" Он просто замер.
Тут надо приостановиться. Я действительно хорошо рисовала с раннего детства. Никогда и нигде не училась. Вот карандаш и кисточку мне боженька в руку вложил. Заслуг за собой особо не чувствую, подавляющее большинство левшей хорошо рисует. Это связано с особенностью мозга буквально. Окружающие забирали мои рисунки ещё влажными, даже вешали в своих домах для украшения. Куда же подевались эти мои детские рисунки? Только несколько незначительных набросков хранятся где-то в книжном шкафу.
Что же произошло, когда Михаила Фёдоровича отморозило. Он разложил натюрморт - холщовая ткань, глиняный горшок, стеклянная бутылка и яблоко. Прикрепил ватман к мольберту, дал мне несколько карандашей, ластик, отмоченный в керосине, и сказал: "Рисуй!" Сам вернулся к группе.
Хи! Напугали льва котлетой! Я начала рисовать. В конце пары Михаил Фёдорович подошёл ко мне - рисунок был готов. Он долго его, молча, рассматривал и сказал: я буду заниматься с тобой индивидуально. Таким образом четыре года я училась рисовать у настоящего художника. На сказку это мало было похоже. Он рвал мои наброски, смывал тряпкой практически готовые акварельные натюрморты... От этих глаз, ушей и ног Аппалона у меня чертики были в глазах. Чего он хотел добиться? Однако, он делал это с таким азартом, что я не сопротивлялась. Он вывесил мои работы в коридоре училища. Я их обнаружила там висящими даже лет через пятнадцать после выпуска. Сам Михаил Фёдорович уже не работал.
Наши занятия не всегда были индивидуальными, часто к нам присоединяли те, кто готовились к поступлению в архитектурный институт, там рисование было вступительным экзаменом. Как правило это были ученики десятого класса. Какими взрослыми они мне казались. Какой замечательно-таинственной казалась и их будущая профессия - архитектор.
А какой был красавчик парень, который по моим понятиям был очень взрослым. Ему было уже за двадцать! Он как раз учился у Михаила Фёдоровича как художник. Когда он хвалил меня, я слова вымолвить не смела - у меня реально перехватывало дыхание и сердце билось где-то в горле. А, когда Михаил Фёдорович в очередной раз смыл мой готовый натюрморт, и я рыдала в коридоре, он нежно утешал меня, обняв за плечи. С этого дня я просто мечтала, чтобы Михаил Фёдорович что-то учинил. Этот красавчик - как пришёл - так и ушёл. Ни откуда и в никуда.
А ещё Михаил Фёдорович со мной постоянно разговаривал. Обычно, я сама была инициатором всяких заумных бесед, но здесь инициатором выступал он. "У вас замечательный, цепкий ум и оригинальный взгляд на вещи. Но вы несколько эмоционально горячи и безапелляционны. Думаю, что время это исправит" Я дословно запомнила этот странный комплимент. Исправило ли меня время? Не думаю. У меня клинический случай.
Потом в школе мне очень пригодились все полученные на рисовании навыки. Кроме того, что я непосредственно учила детей рисованию, я ещё и оформляла многочисленные стенды, рисовала обучающие плакаты и карточки для своих учеников.
Считать мы учились на великолепном раздаточном материале. Я рисовала грибы, зверушек, игрушки - не в единственном экземпляре! - затем для прочности покрывала их лаком и вперёд! Они выставлялись на специально прибитую плану вверху доски. Два грибочка и четыре белочки. Сколько всего? Два кролика и восемь морковок. Сколько морковок у каждого кролика? Сейчас, по-моему, так не делают.
Наверное, я рассказала далеко не все. Но закончу на этом свой рассказ о том, как и чему нас учили в нашем педагогическом училище. Дальше вас ждёт самое вкусное - наши педагогические практики.
Продолжение следует...
PS. Прошу извинение за все пропущенные ошибки, опечатки. Действительно очень трудно следить за всем этим в момент написания. И режим редактирования не самый удобный на сайте - в маленьком окошечке, мелким шрифтом. Иногда я пишу свои посты в Блокноте, а затем копирую сюда. Там хотя бы шрифт покрупнее. В комментариях вариантов совсем нет. Только миниокошечко и минишрифт... Автозамена - это тот ещё подарок. Но её отключение не является лекарством от проблемы. Иногда ошибки - это просто опечатки, стукнула не по той букве... Тут автозамена - помощник. Есть и возможность автопроверки орфографии, но тоже не панацея.
Надеюсь, вы приходите ко мне за эмоциями и впечатлениями, а не за обучением грамотности. Спасибо тем, кто читая, успевает найти мои ошибки.
Наличие ошибок и опечаток доказывает, что я - не робот.
Комментарии
Очень интересно пишете, и, видимо, очень интересно было учиться.
И печально, что сейчас «принижается» роль учителя, как мне кажется, и как-то теряется уважение к этой профессии в целом. Обязанностей много, прав мало, желания учиться у детей тоже не прибавляется в целом. Не говорю про всех, но все-таки.
Очередной раз столкнувшись с этой проблемой, решила написать хоть сюда - Страну Мам. Пусть хоть кто-то почитает, подумает, поспорит... Слово учитель не то, чтобы не пишется с большой буквы, а вообще утратило свой смысл.
В взаимоотношениях всегда две стороны. Они изначально не могут правыми и неправыми. Жизнь постоянно меняет нам полюса. Однако, хочется хоть как-то учить людей социальным навыкам. Про них часто не то, чтобы забывают, а даже не знают.
Я вот с удовольствием читаю комментарии. Наблюдаю, как люди вступают в диалог, находят точки соприкосновения, перетягивают на свою точку зрения...
Чаще всего - прыжок, укус и оскал... Простите, если грубо прозвучало. Диалог на междометиях и переходах на личности - это о чем?
Мне и моим детям, я считаю, очень повезло с учителями. В большинстве своем. Надо сказать, что и учителям в общем-то повезло с моими детьми Во всяком случае, пока.
Старший в 8 классе, отличник. И при этом интересующийся. Ну, то есть от него есть обратная связь. Характер, конечно, не самый хороший, но он это умело маскирует, как правило.
Последний раз был конфликт с учителем русского и литературы, но там у меня в принципе сомнения в квалификации учителя. Да и у всего класса в целом, не только у меня. В результате неоднократных жалоб учитель уволился. Так вот, мой честно пытался доказать свою позицию. Пришлось даже позвонить в институт русского языка, проконсультироваться. Но позиция учителя - «нет, ни при каких условиях такого быть не может». Тоже ведь общение, правда? И вот дети идут на контакт, а учитель - нет.
А есть, скажем, учитель математики. Он в общем-то математик, а не учитель Но он всегда готов помочь. Если ребенок не понимает что-то, то всегда может ему на почту написать, и там уже идет общение.
Дочка в 3 классе, учительница у нее замечательная. Нет любимчиков. Ну, может и есть, конечно, но это никак не сказывается на отношении. В том плане, что оценки не завышаются, шансы даются всем вне зависимости от «заслуг» и т.п.
Так что опыт положительный, за исключением нескольких моментов.
Но сколько читаю людей - то ли это именно нам так повезло, то ли другим так не повезло, не знаю. Есть еще версия, что общество стало относиться к учителям, как к прислуге - должны научить, должны заинтересовать, должны проконтролировать, должны, должны, должны... Но очень мне не хочется в это верить, а то все как-то совсем печально становится
К учителям стали относится как к прислуге ровно с момента, когда школу обозначили как сферу услуг. Ничего не имею против последней. Мы все очень в ней нуждаемся. Но свести обучение к обслуживанию... Это слов нет.
Обучение - это труд. Человек от природы ленив. Любое обучение, нравоучение, воспитание встречается сопротивлением. Учитель осознанно берет на себя смелость встать на этот рубеж - постоянно нарушать лениво-сытую жизнь индивидуума. Тут в обратку не плюшки сыпятся, а нечто другое. Поэтому общество всегда защищало позицию учителя со стороны государства, общественного мнения, родителей. Это одно.
Всегда, во все времена были те, кто приходит к детям дарить знания и делиться накопленной человечеством мудростью, а есть те, кто приходит тешить своё эго, пользуясь подчиненной позицией детей. Это другое.
Я искренне рада за ваших детей. А про сына подростка. Дайте ему выпустить весь жар его юности. Пусть все его чувства будут полнокровными. Это нормально. Он именно сейчас должен научиться управлять ими и понимать чужие. Просто будьте всегда рядом и помогайте советом, направляйте его энергию. У вас настоящий мужчина растёт, судя по описанию
И вроде при том же воспитании дочка - совсем другой человек. Я до 8 лет учила ее не перебивать взрослых, например Вот смотрела бы на нас со стороны и думала бы, что ребенок ну вообще-то невоспитанный. Уже устала повторять одно и то же. Но вроде эту проблему решили. Подсмотрела в интернете, кстати. Если хочет что-то сказать, то кладет мне руку на руку, я ей в ответ. Это значит, что я поняла и позволю сказать, как только будет пауза. Работает
С другой стороны, есть у нее такое качество - она любит на людях казаться лучше, чем есть. Чтобы все ее считали умницей-коасавицей-спортсменкой-комсомолкой, ну и т.п. Но вот на самом деле она лениваяяяяяяя, кошмар просто. И на все есть несколько ответов: я маленькая, я не могу, это скучно, я не специально, ну и еще несколько
Очередной раз столкнувшись с этой проблемой, решила написать хоть сюда - Страну Мам. Пусть хоть кто-то почитает, подумает, поспорит... Слово учитель не то, чтобы не пишется с большой буквы, а вообще утратило свой смысл.
В взаимоотношениях всегда две стороны. Они изначально не могут правыми и неправыми. Жизнь постоянно меняет нам полюса. Однако, хочется хоть как-то учить людей социальным навыкам. Про них часто не то, чтобы забывают, а даже не знают.
Я вот с удовольствием читаю комментарии. Наблюдаю, как люди вступают в диалог, находят точки соприкосновения, перетягивают на свою точку зрения...
Чаще всего - прыжок, укус и оскал... Простите, если грубо прозвучало. Диалог на междометиях и переходах на личности - это о чем?
↑ Перейти к этому комментарию
Вывод: я возможно, печатала через А. Или в автозамене в родительном падеже меняется буква?
Позже залезу и исправлю
В школе сейчас у детей музыка- совершенно бесполезный предмет, пятерки ставят просто за переписывание песен в тетрадь.
Что-то мне подсказывает, что мне ещё и с учебным заведением повезло, с учителями.
Но договорились - найду повод показаться
С утра не обязательно)))) Можно и вечером! Главное в пуантах
Нет. Как я рада!
но мобильный, да. вот когда мы пианино для дочери домой тащили - тогда я прокляла все на свете)
но мобильный, да. вот когда мы пианино для дочери домой тащили - тогда я прокляла все на свете)
↑ Перейти к этому комментарию
Баян обычно на занятия не носят, или нет? Раньше нам выдавали в училище и в нашей местной музыкальной школе выдают специальный баян. Никто же не носит с собой фортепиано - они стоят в учебных классах. Так и баяны тоже есть.
С пианино мы радовались дважды, когда его купили и когда подарили бесплатно лишь бы забрали самовывозом.
Сейчас проще - у наших внучек электронные. Место совсем не занимают, переносить легче, чем гитару. В них есть ещё одно преимущество - можно играть бесконечные гаммы в наушниках - окружающие тебя не слышат.
а пианино - у нас для фортепианного отделения только классика должна быть дома, для народников сойдет и электронное. но у нас Рига стоит старенькая, на всех хватит)
Хорошие исполнители на концертах, конечно, играют на традиционных инструментах. Но хороший рояль сопоставим с хорошей скрипкой - своим уникальным звучанием. Знатоки это слышат Но и домой такое не укупишь
Баян обычно на занятия не носят, или нет? Раньше нам выдавали в училище и в нашей местной музыкальной школе выдают специальный баян. Никто же не носит с собой фортепиано - они стоят в учебных классах. Так и баяны тоже есть.
С пианино мы радовались дважды, когда его купили и когда подарили бесплатно лишь бы забрали самовывозом.
Сейчас проще - у наших внучек электронные. Место совсем не занимают, переносить легче, чем гитару. В них есть ещё одно преимущество - можно играть бесконечные гаммы в наушниках - окружающие тебя не слышат.
↑ Перейти к этому комментарию
барыкин,поющие гитары,песняры,да те же старые самоцветы,может и дико такое читать от меня,но там ТАКОЙ во всех,наверное,без исключения, смысл в песнях........
Упоминаемая Вами домбра - это казахский музыкальный инструмент? или есть ещё другая домбра?
↑ Перейти к этому комментарию
Упоминаемая Вами домбра - это казахский музыкальный инструмент? или есть ещё другая домбра?
↑ Перейти к этому комментарию
ДомБра - это казахский инструмент. Димаш на нем играть любит. Он похож на дыню с очень длинным грифом. Играют пальцами.
Домра - русский инструмент. Она скорее сливу или яйцо напоминает, гриф как у балалайки. Играют специальным медиатором - такой треугольничек.
Моя дочь обожает всех своих учителей, нам пока везет с ними. Да, она ведет свободнее и смелее с учителем, не так как я в ее возрасте. Несколько, примеров:
1) Сейчас, к моему удивлению, олимпиады проводят чуть ли не с первого класса. А я, помнится, участвовала с 9 класса. у дочки неплохие математические способности. Учитель предложила дочке участвовать в них. Как-то до олимпиады дочка спросила учителя - а что ей будет за участие в олимпиаде?
Учитель сказала - "5" по математике
Я же даже в 9 классе такого вопроса задавать не стала, по стеснялась...
2) Или же вот, например, недавно мы с детками из класса делали видеооткрытку ко Дню Рождения нашего учителя. Дочь посоветовала, куда учителю встать, чтобы она лучше видела фильм на проекторе.
Нет, я рада, что дочь не стесняется, как я в свое время и открыто выражает свои интересы, задает вопросы. Просто понимаю, что она другая. И в этом она лучше меня. Я со своей стеснительностью борюсь до сих пор.
Думаю, что Вам не случайно повезло с учительницей.
Я к Вам за эмоциями и впечатлением
Сейчас все чаще думаю, что повезло с подбором педагогического состава. Однако, заметьте, что все же не всех учителей я помню
Мне пришлось учиться в конце 80-х, но та, старая, закалённая профессионализмом школа преподавателей оставила отпечаток в характере, навыках, критериях. О всех вспоминаю с теплотой и благодарностью. Порой цитирую "крылатые" выражения некоторых уникумов.
Но НВПшник - уух, гад - валил почём зря стипендии. Разборка-сборка автомата 30 сек. - ТРИ!
Спасибо, окунули в молодость.
Надеюсь, вам уже получше!!!
Однако, дети соскучились и сегодня не могла им отказать - занималась
Мне так приятна Ваша забота
Не жалейте. Есть профессии, которые вас должны затянуть водоворотом Если это не случилось -не судьба.
Работа с людьми, с детьми в частности, невероятно увлекательна. Нет ни одного человека похожего на другого, нет ни одного универсального решения. Каждый день как сюрприз, как подарок! Но это и тернистый путь.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: