Если школа - твоя жизнь. Педучилище. Чему нас и как учили
Даже сейчас, когда с момента окончания педагогического училища, прошло больше сорока лет, я с огромной благодарностью вспоминаю и саму систему нашего обучения, и наших учителей. Память вычеркнула некоторых, у кого-то мне уже не вспомнить имен, но не сами воспоминания о них. А кого-то я не просто помню по имени, я помню их лица и особенности поведения, голос - как мы помним своих родственников.
Преподаватели не просто давали нам теоретические знания, они постоянно делились своим педагогическим опытом, и были для нас примером, которому хотелось подражать. Я не помню молодых учителей, все были в возрасте и с опытом. Хотя мне, четырнадцатилетней девочке, и тридцатилетние могли казаться очень взрослыми.
Наверное буду писать без особого приоритета и какой-либо логики. Ну вот как вспомнится. Написала сейчас про возраст, поэтому начну с преподавателя рукоделия
Трудовое обучение.
Преподавала нам дама преклонных лет, где-то далеко за семьдесят, а возможно и старше, учитывая детали её биографии. В детстве она училась в самой настоящей классической гимназии. Была той самой "гимназисткой румяной". Почему-то она прочно связалась в моей памяти с этой песней. Интересно, что в те времена, глубокого социализма, она открыто рассказывала нам об этой своей особенности. Много и охотно. Возможно, именно из-за меня. У меня был опыт общения со своей бабушкой, которую я постоянно просила "рассказать про старинную жизнь". Я просто ждала - не могла дождаться этих уроков и сразу кидалась с расспросами.
Меня завораживало в этой преподавательнице все: букли на голове, неизменное тёмное глухое платье почти до пят, сшитое из ткани с таким благородным названием бастон, кружевной накрахмаленный воротник и манжеты, гордая осанка, тихий глубокий голос, цепкий взгляд. Даже морщины и очки в тонкой золотой оправе были очень гармоничными в ее образе. Добавим сюда её богатую речь с красивыми оборотами.
Единственное о чем я её так и не спросила, почему она вела странный для её образа дамы предмет - труды. Так значилось в расписании. Хотя простыми трудами трудно это было назвать - это была школа Рукоделия. Но все равно, ей бы больше пошло преподавание латыни или древнегреческого. Как знать, может она их помнила?
Четыре часа в неделю все четыре года нас обучали шить, вязать спицами и крючком, плести макраме. Знание разных декоративных швов и десяток видов заплаток - все это было получено на этих занятиях.Почему-то не вышивали. Возможно, потому что в школах все же вышиванию не учили. А всему остальному - да. По утверждённой программе.
Ещё нас учили брошюрованию - я и сейчас легко могу сделать блокнот из простой бумаги - с настоящим переплетом и в твёрдой обложке. Где-то в дальнем углу ящика письменного стола лежит специальное приспособление для профессионального брошюрования. Я им много раз пользовалась.
А какую мы делали бумагу для обложек! В лоток с водой мы капали масляные краски, размешивали палочкой в красивые узоры. Затем, очень аккуратно, сверху опускался лист ватмана, и получалась невероятной красоты бумага. Ещё делали бумагу, покрытую клейстером, окрашенным акварелью. Прямо на уроке терли картофель, вымывали крахмал, варили клейстер, добавляли акварель. Бумага покрывалась слоем этого клейстера, а затем палочками и расчёсткой мы рисовали разный рисунок, который оставался объемным. Сколько потом книг я починила со своими учениками после уроков для школьной библиотеки, благодаря этим навыкам.
Мы делали аппликации из соломки и мозаику из цветного стекла. Выпиливали лобзиком, занимались выжиганием. Делали объемные макеты из бумаги.
Чуть не забыла! Мы делали невероятной красоты цветы из накрахмаленного шелка. Придавали объём лепесткам и листикам ложкой и вилкой на мешочке, наполненном песком.
Математика
Кроме алгебры и геометрии, которые мы изучали по стандартным учебникам для девятого и десятого класса общеобразовательной школы, мы изучали историю математики и методику преподавания математики. Вела у нас эти предметы наша классная руководительница Галина Александровна. Самое интересное, связанное с ней - это уроки самой математики и наши многочисленные поездки по стране, тогда Советскому Союзу.
В классе нас было три самые сильные ученица - Лида, которая потом была директором Подбельского педагогического училища, Ирина и я. Вот мы, по очереди, и вели уроки для наших одногруппниц. Прямо готовили уроки, писали классический план-конспект, объясняли новый материал, даже проверяли тетради с домашним заданием и контрольными работами. Галина Александровна следила за нами с последней парты, а в момент опроса перехватывала инициативу, вызывая других студенток к доске. Я искренне бы считала, что она это делала из доброго побуждения обучить нас профессиональным навыкам, но, однажды случайно, услышала её разговор с коллегой. Она жаловалась, что никак не понимает некоторые разделы математики. "Девочки разбираются лучше, пусть объясняют другим" - был её вердикт.
Галина Александровна была офицерской женой, много путешествовала вслед за мужем до начала оседлой жизни и своей педагогической карьеры. Видимо, ей нравились эти переезды. И поэтому много путешествовали и мы. Тогда за студенческую степендию - 30 руб можно было совершить недельное путешествие в любую республику нашей страны. Конечно, мы не жили в гостинице. Жили обычно в студенческих общежитиях, пока хозяева комнат были, как и мы на каникулах, или в спортзале на раскладушках в каком-нибудь местном техникуме или школе. Там же в школьных или студенческих столовых нас кормили три раза в день плюс экскурсии. Все это за 30 руб.
Хоть и недорогими были эти поездки, но мне удалось побывать только в двух. Это поездка в Узбекистан - Ургенч и Хива. Вторая - в Литву - мы посетили Вильнюс и Каунас. Ой, про Каунас расскажу отдельно. У меня там почти роман случился...
Отдельного внимания заслуживают сами поездки в поезде. Из-за масштабов нашей страны были поездки по двое суток. В дороге надо было чем-то развлекаться, иначе никак. Мы умели.
Пусть весь вагон сидит в одном купе
Чики-тук, чики-тук, чики-тук
И радуется собственной судьбе
Чики-тук, чики-тук, чики-тук
Оно совсем не тесное, купе четырёхместное
Мы это испытали на себе
Не те студенты, которые аудитории
Не покидают сто лет
А те, которые прыгают в скорые
И чики-тук, чики-тук - привет!
Эта песенка написана просто про нас.
Представляете группу из 30-ти молоденьких девушек, заполнивших полвагона. Шумные и веселые прелестницы. Парни со всего поезда слетались, как мухи на мёд. Со спиртным и остальным у нас было строго. Руководители поездки могли не только сообщить об этом родителям, но и в бюро Комсомола. Последнее было более страшным. Проступок мог караться исключением из комсомола, что влекло автоматическое отчисление из училища. Преподаватель не мог ни быть комсомольцем. Алкоголь - смешно, у нас и мыслей-то таких не было, это ли в нашей жизни было главным? Нам не нужны были внешние стимуляторы. Мы веселились со всем энтузиазмом молодости - болтали, играли в какие-то игры (тайком и в карты), смеялись, пели под гитару. Вот именно гитару-то парни за собой и носили. Это был самый сильный способ завоевать женское внимание. Пели мы много и охотно.
Русский язык и литература.
Инесса Васильевна Буровина. Это имя просто выгравировано в моем сердце. Интеллигентка высшего уровня. При этом с невероятно скромным гардеробом - я помню ровно один трикотажный жакет синего цвета и чёрную прямую юбку. Она была полной высокой дамой, на голове гладко зачёсанные волосы, собранные в высокий пучок. Её нельзя было назвать красавицей, но у неё была невероятно сильная аура. Мы слушали её как заворожённые. Как она вела уроки, как читала прозу и стихи!
Она преподавала Русский язык и чистописание, русскую литературу, иностранную литературу, детскую литературу и две методики - русского языка и литературы. Давайте поиронизируйте про средне-специальное образование, про педучилище! Да, только предметов с названием литература у нас было - четыре. Представьте сколько мы читали, анализировали. Как расширяло это наш кругозор и обогащало нашу речь. Перечитав гору книг, сколько написали сочинений. Невольно писательницей станешь!
С Инессой Васильевной мы ходили смотреть экранизации - Войны и мира и Хождения по мукам. В память врезался один момент. После просмотра последнего фильма, он тогда только вышел в прокат, она горько сокрушалась над образом героини - Даши Булавиной, сыгранной молоденькой красавицей Алфёровой: "не такая она должна быть - не такая. Девочки, не гонитесь за экранизациями. Читайте. Ваше сознание нарисует вам собственный образ героев. Он и будет самым верным, чтобы тронуть ваше сердце".
Я ещё со школы легко писала сочинения. Ну вы можете и сами об этом догадаться, читая мои рассказы. Мои сочинения всегда зачитывались перед классом. Сначала я стеснялась, потом привыкла и не придавала особого значения. Обожая Инессу Васильевну, ценя её мнение и литературный вкус - я давала себе смелость открыто с ней спорить. Ох уж этот возраст - юношеский максимализм!
Образ Наташи Ростовой считался глубоко положительным, достойным подражания. Так мы должны были его воспринимать. Я посмела написать в домашнем сочинении, что меня раздражает эта истеричка, которая по-настоящему даже любить не могла. За одного - старика (ну, вспомните мой возраст) собралась замуж, в его отсутствие решила сбежать с другим придурком, а замуж вышла за ленивого раздолбая, которого обдурила и бросила жена. Так, выйдя замуж - сразу обабилась... "О! Первый бал Наташи! О! Её беседа под луной, подслушанная Андреем! О! Её русский танец!..." Меня раздражало в ней всё! Написала от души, Все это с тезисами и цитатами - на несколько страниц. Помню всю ночь писала. Это сочинение тоже было публично прочитано. Инесса Васильевна сказала: оригинальное видение образа. Нестандартное. Вот написала и задумалась... Мне лет шестнадцать тогда было... Но я все знала о любви. Прям вот там, в сердце знала. Говорить об этом могла с жаром, глубоко размышлять о переживаниях других. Не о сексе - о чувствах. Как будто жила не первую жизнь...
Инессу Васильевну я тоже мучила "разговорами за жизнь". Мы подолгу сидели и беседовали после уроков. Иногда с подружками, чаще наедине. Как она меня вытерпела? Любимой ученицей я у неё не была, и я об этом знала. Я её обожала...
Сельское хозяйство
Был у нас и такой предмет, он был параллельным с обычным курсом школьной биологии. Учитель начальной школы должен был прививать любовь к природе своим ученикам.
Комнатные растения мы изучали от и до. В начальном классе обязательно должны были быть комнатные растения. Хлорофитум, традесканция и многие другие названия в моей голове - это из того курса. Помню дали нам задание написать доклады. Каждой досталось по одному растению. Мне досталась сенполия, а моей соседке по парте - сансевьера. Помню, как она громко смеялась надо мной: ой, сенполия какая-то. То ли дело у меня - сан-севь-е-ра! По факту, мне досталось описывать красивейшее разнообразие семейства узамбарских фиалок, а ей - банальный щучий хвост, не самое красивое растение. Я до сих пор не знаю, цветёт ли оно. И незаслуженно не люблю.
Но самое интересное заключалось в том, что по этому предмету у нас была практика на опытном участке в городском ботаническом саду. В центре участка, на котором росло множество садово-огородных растений, стоял милый садовый домик с большой верандой. Там, укрывшись от летнего жаркого солнца, мы слушали лекции, писали конспекты, выполняли практические задания. (Вам тоже вспомнились занятия по растениеводству из Гарри Поттера?) Нас учили различать садовые деревья по стволам и почкам, делать все виды прививок. Учили делать обрезку кустарников. Мы выращивали рассаду цветов и овощей. Обучали нас и распознаванию болезней. Ну как растения лечить.
Вот поэтому я такая умная сейчас в своём саду. Меня всему этому обучили, практически в детстве.
НВП
Начальная военная подготовка. Вёл её у нас отставной военный, от которого не пахло, а разило табаком. Моё место за партой было напротив его стола. Я посмела поморщиться и фыркнуть. Этого было достаточно, чтобы он стал придираться ко мне по любой мелочи. Не на ту напал! С моим-то папой, пусть и миционером, но тоже человеком в погонах, я прошла хорошую школу молодого бойца. Я умела игнорировать словесные нападки. К теоретическим знаниям он придраться не мог - у меня была блестящая память. Наступило время практики. Тут он мечтал отыграться по полной. Нас учили на время разбирать-собирать автомат Калашникова. Хи, и что в этом сложного - две железки, одна пружина. Я выдала отличное время по нормативам.
Потом был тир. Меня, наш нвпешник, поставил в конец очереди, хотя отстреливались мы по алфавитному списку и моя фамилия начиналась на А. Что хотел доказать? Я же отличница: вот на плакате - совместить прицел с мушкой. Тоже мне высшая математика. Из пяти выстрелов - 50 очков. Один выстрел он не хотел засчитывать, я настояла поковырять в мишени и найти пульки. Парадокс - с этого дня он меня любил.
На этих же уроках медсестра нашего училища учила нас оказывать первую медицинскую помощь - обрабатывать раны, накладывать повязки и шины, промывать глаза и желудок, делать компрессы, снимать судороги. Это вообще многократно потребовалось в жизни. Всякое бывает, если рядом с тобой дети.
Как много уже написала. Вас снова испугает длинный текст. На сегодня остановлюсь.
Продолжение следует...
Преподаватели не просто давали нам теоретические знания, они постоянно делились своим педагогическим опытом, и были для нас примером, которому хотелось подражать. Я не помню молодых учителей, все были в возрасте и с опытом. Хотя мне, четырнадцатилетней девочке, и тридцатилетние могли казаться очень взрослыми.
Наверное буду писать без особого приоритета и какой-либо логики. Ну вот как вспомнится. Написала сейчас про возраст, поэтому начну с преподавателя рукоделия
Трудовое обучение.
Преподавала нам дама преклонных лет, где-то далеко за семьдесят, а возможно и старше, учитывая детали её биографии. В детстве она училась в самой настоящей классической гимназии. Была той самой "гимназисткой румяной". Почему-то она прочно связалась в моей памяти с этой песней. Интересно, что в те времена, глубокого социализма, она открыто рассказывала нам об этой своей особенности. Много и охотно. Возможно, именно из-за меня. У меня был опыт общения со своей бабушкой, которую я постоянно просила "рассказать про старинную жизнь". Я просто ждала - не могла дождаться этих уроков и сразу кидалась с расспросами.
Меня завораживало в этой преподавательнице все: букли на голове, неизменное тёмное глухое платье почти до пят, сшитое из ткани с таким благородным названием бастон, кружевной накрахмаленный воротник и манжеты, гордая осанка, тихий глубокий голос, цепкий взгляд. Даже морщины и очки в тонкой золотой оправе были очень гармоничными в ее образе. Добавим сюда её богатую речь с красивыми оборотами.
Единственное о чем я её так и не спросила, почему она вела странный для её образа дамы предмет - труды. Так значилось в расписании. Хотя простыми трудами трудно это было назвать - это была школа Рукоделия. Но все равно, ей бы больше пошло преподавание латыни или древнегреческого. Как знать, может она их помнила?
Четыре часа в неделю все четыре года нас обучали шить, вязать спицами и крючком, плести макраме. Знание разных декоративных швов и десяток видов заплаток - все это было получено на этих занятиях.Почему-то не вышивали. Возможно, потому что в школах все же вышиванию не учили. А всему остальному - да. По утверждённой программе.
Ещё нас учили брошюрованию - я и сейчас легко могу сделать блокнот из простой бумаги - с настоящим переплетом и в твёрдой обложке. Где-то в дальнем углу ящика письменного стола лежит специальное приспособление для профессионального брошюрования. Я им много раз пользовалась.
А какую мы делали бумагу для обложек! В лоток с водой мы капали масляные краски, размешивали палочкой в красивые узоры. Затем, очень аккуратно, сверху опускался лист ватмана, и получалась невероятной красоты бумага. Ещё делали бумагу, покрытую клейстером, окрашенным акварелью. Прямо на уроке терли картофель, вымывали крахмал, варили клейстер, добавляли акварель. Бумага покрывалась слоем этого клейстера, а затем палочками и расчёсткой мы рисовали разный рисунок, который оставался объемным. Сколько потом книг я починила со своими учениками после уроков для школьной библиотеки, благодаря этим навыкам.
Мы делали аппликации из соломки и мозаику из цветного стекла. Выпиливали лобзиком, занимались выжиганием. Делали объемные макеты из бумаги.
Чуть не забыла! Мы делали невероятной красоты цветы из накрахмаленного шелка. Придавали объём лепесткам и листикам ложкой и вилкой на мешочке, наполненном песком.
Математика
Кроме алгебры и геометрии, которые мы изучали по стандартным учебникам для девятого и десятого класса общеобразовательной школы, мы изучали историю математики и методику преподавания математики. Вела у нас эти предметы наша классная руководительница Галина Александровна. Самое интересное, связанное с ней - это уроки самой математики и наши многочисленные поездки по стране, тогда Советскому Союзу.
В классе нас было три самые сильные ученица - Лида, которая потом была директором Подбельского педагогического училища, Ирина и я. Вот мы, по очереди, и вели уроки для наших одногруппниц. Прямо готовили уроки, писали классический план-конспект, объясняли новый материал, даже проверяли тетради с домашним заданием и контрольными работами. Галина Александровна следила за нами с последней парты, а в момент опроса перехватывала инициативу, вызывая других студенток к доске. Я искренне бы считала, что она это делала из доброго побуждения обучить нас профессиональным навыкам, но, однажды случайно, услышала её разговор с коллегой. Она жаловалась, что никак не понимает некоторые разделы математики. "Девочки разбираются лучше, пусть объясняют другим" - был её вердикт.
Галина Александровна была офицерской женой, много путешествовала вслед за мужем до начала оседлой жизни и своей педагогической карьеры. Видимо, ей нравились эти переезды. И поэтому много путешествовали и мы. Тогда за студенческую степендию - 30 руб можно было совершить недельное путешествие в любую республику нашей страны. Конечно, мы не жили в гостинице. Жили обычно в студенческих общежитиях, пока хозяева комнат были, как и мы на каникулах, или в спортзале на раскладушках в каком-нибудь местном техникуме или школе. Там же в школьных или студенческих столовых нас кормили три раза в день плюс экскурсии. Все это за 30 руб.
Хоть и недорогими были эти поездки, но мне удалось побывать только в двух. Это поездка в Узбекистан - Ургенч и Хива. Вторая - в Литву - мы посетили Вильнюс и Каунас. Ой, про Каунас расскажу отдельно. У меня там почти роман случился...
Отдельного внимания заслуживают сами поездки в поезде. Из-за масштабов нашей страны были поездки по двое суток. В дороге надо было чем-то развлекаться, иначе никак. Мы умели.
Пусть весь вагон сидит в одном купе
Чики-тук, чики-тук, чики-тук
И радуется собственной судьбе
Чики-тук, чики-тук, чики-тук
Оно совсем не тесное, купе четырёхместное
Мы это испытали на себе
Не те студенты, которые аудитории
Не покидают сто лет
А те, которые прыгают в скорые
И чики-тук, чики-тук - привет!
Эта песенка написана просто про нас.
Представляете группу из 30-ти молоденьких девушек, заполнивших полвагона. Шумные и веселые прелестницы. Парни со всего поезда слетались, как мухи на мёд. Со спиртным и остальным у нас было строго. Руководители поездки могли не только сообщить об этом родителям, но и в бюро Комсомола. Последнее было более страшным. Проступок мог караться исключением из комсомола, что влекло автоматическое отчисление из училища. Преподаватель не мог ни быть комсомольцем. Алкоголь - смешно, у нас и мыслей-то таких не было, это ли в нашей жизни было главным? Нам не нужны были внешние стимуляторы. Мы веселились со всем энтузиазмом молодости - болтали, играли в какие-то игры (тайком и в карты), смеялись, пели под гитару. Вот именно гитару-то парни за собой и носили. Это был самый сильный способ завоевать женское внимание. Пели мы много и охотно.
Русский язык и литература.
Инесса Васильевна Буровина. Это имя просто выгравировано в моем сердце. Интеллигентка высшего уровня. При этом с невероятно скромным гардеробом - я помню ровно один трикотажный жакет синего цвета и чёрную прямую юбку. Она была полной высокой дамой, на голове гладко зачёсанные волосы, собранные в высокий пучок. Её нельзя было назвать красавицей, но у неё была невероятно сильная аура. Мы слушали её как заворожённые. Как она вела уроки, как читала прозу и стихи!
Она преподавала Русский язык и чистописание, русскую литературу, иностранную литературу, детскую литературу и две методики - русского языка и литературы. Давайте поиронизируйте про средне-специальное образование, про педучилище! Да, только предметов с названием литература у нас было - четыре. Представьте сколько мы читали, анализировали. Как расширяло это наш кругозор и обогащало нашу речь. Перечитав гору книг, сколько написали сочинений. Невольно писательницей станешь!
С Инессой Васильевной мы ходили смотреть экранизации - Войны и мира и Хождения по мукам. В память врезался один момент. После просмотра последнего фильма, он тогда только вышел в прокат, она горько сокрушалась над образом героини - Даши Булавиной, сыгранной молоденькой красавицей Алфёровой: "не такая она должна быть - не такая. Девочки, не гонитесь за экранизациями. Читайте. Ваше сознание нарисует вам собственный образ героев. Он и будет самым верным, чтобы тронуть ваше сердце".
Я ещё со школы легко писала сочинения. Ну вы можете и сами об этом догадаться, читая мои рассказы. Мои сочинения всегда зачитывались перед классом. Сначала я стеснялась, потом привыкла и не придавала особого значения. Обожая Инессу Васильевну, ценя её мнение и литературный вкус - я давала себе смелость открыто с ней спорить. Ох уж этот возраст - юношеский максимализм!
Образ Наташи Ростовой считался глубоко положительным, достойным подражания. Так мы должны были его воспринимать. Я посмела написать в домашнем сочинении, что меня раздражает эта истеричка, которая по-настоящему даже любить не могла. За одного - старика (ну, вспомните мой возраст) собралась замуж, в его отсутствие решила сбежать с другим придурком, а замуж вышла за ленивого раздолбая, которого обдурила и бросила жена. Так, выйдя замуж - сразу обабилась... "О! Первый бал Наташи! О! Её беседа под луной, подслушанная Андреем! О! Её русский танец!..." Меня раздражало в ней всё! Написала от души, Все это с тезисами и цитатами - на несколько страниц. Помню всю ночь писала. Это сочинение тоже было публично прочитано. Инесса Васильевна сказала: оригинальное видение образа. Нестандартное. Вот написала и задумалась... Мне лет шестнадцать тогда было... Но я все знала о любви. Прям вот там, в сердце знала. Говорить об этом могла с жаром, глубоко размышлять о переживаниях других. Не о сексе - о чувствах. Как будто жила не первую жизнь...
Инессу Васильевну я тоже мучила "разговорами за жизнь". Мы подолгу сидели и беседовали после уроков. Иногда с подружками, чаще наедине. Как она меня вытерпела? Любимой ученицей я у неё не была, и я об этом знала. Я её обожала...
Сельское хозяйство
Был у нас и такой предмет, он был параллельным с обычным курсом школьной биологии. Учитель начальной школы должен был прививать любовь к природе своим ученикам.
Комнатные растения мы изучали от и до. В начальном классе обязательно должны были быть комнатные растения. Хлорофитум, традесканция и многие другие названия в моей голове - это из того курса. Помню дали нам задание написать доклады. Каждой досталось по одному растению. Мне досталась сенполия, а моей соседке по парте - сансевьера. Помню, как она громко смеялась надо мной: ой, сенполия какая-то. То ли дело у меня - сан-севь-е-ра! По факту, мне досталось описывать красивейшее разнообразие семейства узамбарских фиалок, а ей - банальный щучий хвост, не самое красивое растение. Я до сих пор не знаю, цветёт ли оно. И незаслуженно не люблю.
Но самое интересное заключалось в том, что по этому предмету у нас была практика на опытном участке в городском ботаническом саду. В центре участка, на котором росло множество садово-огородных растений, стоял милый садовый домик с большой верандой. Там, укрывшись от летнего жаркого солнца, мы слушали лекции, писали конспекты, выполняли практические задания. (Вам тоже вспомнились занятия по растениеводству из Гарри Поттера?) Нас учили различать садовые деревья по стволам и почкам, делать все виды прививок. Учили делать обрезку кустарников. Мы выращивали рассаду цветов и овощей. Обучали нас и распознаванию болезней. Ну как растения лечить.
Вот поэтому я такая умная сейчас в своём саду. Меня всему этому обучили, практически в детстве.
НВП
Начальная военная подготовка. Вёл её у нас отставной военный, от которого не пахло, а разило табаком. Моё место за партой было напротив его стола. Я посмела поморщиться и фыркнуть. Этого было достаточно, чтобы он стал придираться ко мне по любой мелочи. Не на ту напал! С моим-то папой, пусть и миционером, но тоже человеком в погонах, я прошла хорошую школу молодого бойца. Я умела игнорировать словесные нападки. К теоретическим знаниям он придраться не мог - у меня была блестящая память. Наступило время практики. Тут он мечтал отыграться по полной. Нас учили на время разбирать-собирать автомат Калашникова. Хи, и что в этом сложного - две железки, одна пружина. Я выдала отличное время по нормативам.
Потом был тир. Меня, наш нвпешник, поставил в конец очереди, хотя отстреливались мы по алфавитному списку и моя фамилия начиналась на А. Что хотел доказать? Я же отличница: вот на плакате - совместить прицел с мушкой. Тоже мне высшая математика. Из пяти выстрелов - 50 очков. Один выстрел он не хотел засчитывать, я настояла поковырять в мишени и найти пульки. Парадокс - с этого дня он меня любил.
На этих же уроках медсестра нашего училища учила нас оказывать первую медицинскую помощь - обрабатывать раны, накладывать повязки и шины, промывать глаза и желудок, делать компрессы, снимать судороги. Это вообще многократно потребовалось в жизни. Всякое бывает, если рядом с тобой дети.
Как много уже написала. Вас снова испугает длинный текст. На сегодня остановлюсь.
Продолжение следует...
Комментарии
Тут все просто, вышивкой одежды не смастеришь. Опыт войны, вот и учили в тяжелое время себя и родных одеть, вылечить, накормить уметь. Врага убить. Винтовки разбирали-чистили? Или первая помощь?
Однако, думая о уроках труда, мне хочется думать о созидании, а не о банальном способе выжить.
На одном из журналов по вязанию - Ализе, было написано что-то типа - они запомнят то хорошее, что вы для них создали. Как точно. Мои дети не знают, что я вязала и шила для них банально из-за нужды. Они помнят, какими они были нарядными, как тепло и удобно им было.
Про винтовки и раны... Ну уж если сейчас через 75 лет из любой розетки про войну, то что говорить про наше время. Только мы, дети, не знали войны, а наши бабушки и дедушки, даже родители через неё прошли.
Но академическое образование, это как раз не только данные знания, а "умение учится".
Честно, я до сих пор поражаюсь старым поколением, когда где-то читаю, что например "дед выучился играть на аккордеоне" по самоучителю. С еще круче, когда вообще сам.
А советское образование, как раз до моих 80х годов было направлено, чтобы если понадобится быстро произвести мобилизацию населения, которое придется лишь минимально обучить. А оставшиеся элементы сами по себе сумеют организовать подпольное и партизанское движение. Это было условием сильного общества.
Но в мои 80е школьные годы. Моя школа еще имела тир, и помню как мы учились маршировать. Но мне уже не довелось пострелять. Скорее по финансовой стороне свернули. Потому что мои учителя были строго склада. Многие темы ОБЖ были очень важными. Как вести себя при команде "газы", что такое радиация, как раны обрабатывать. Моя дочь спрашивает, мама, ты не врач, почему же ты знаешь что делать? А как иначе? Никто детей сейчас не учит разбираться, где можно самостоятельно, где надо уже к врачу. Стараюсь учить этому, когда меня слушают.
Но в каждой школе были свои правила. Особено отдельная тема перестроечные годы.
Мы шили платье ( хотя скорее ночнушка), учились штопать, пришивать пуговицы и вязать. Вышивку не помню. Хотя в 3ем классе делали "салфетку для мамы", но это скорее разные швы разноцветными нитками.
Это к вопросу применения рукоделия. Все же изначально все создавалось вручную, было уникальным, сохраняло местный колорит. Это банальные вещи, поэтому об этом не задумываешься в первую очередь.
Сейчас, когда вещи производятся массово настолько, что одинаковые вещи можно купить в магазинах, расположенных на разных сторонах планеты, то рукодельные вещи приобрели ценность. Это стало сродни создания произведений искусства. Если я сошью сарафанчик или свяжу своей внучке топик к лету, то все её американские подружки восхищаются.
Мне кажется сейчас люди творят не из-за бедности, а именно из-за оригинальности, уникальности
Почему сейчас детям не дают знания по оказанию первой помощи, мне совершенно не понятно - у них же есть курс ОБЖ. Это не одно и тоже?
Тут все просто, вышивкой одежды не смастеришь. Опыт войны, вот и учили в тяжелое время себя и родных одеть, вылечить, накормить уметь. Врага убить. Винтовки разбирали-чистили? Или первая помощь?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Про гладь незаслуженно не упомянула...
Но письменная речь - сложная штука. Писать очень подробно, то постоянно от основной темы удаляешься. Если писать кратко, то читатели найдут места, где ты чего-то не договорил
А ещё!!!! Пишешь в малюсеньком окошечке, меееееленьким шрифтом, и эта гадость - автозамена постоянно что-то за тебя исправляет!!!!! Вот этот комментарий четыре раза исправляла!!!
А вышивка - это не только крестик и гладь, это ришелье, мережки, сетки, стяги, строчка по письму, прикрепы, владимирские швы и т. д., в школе давали самую основу из которую нужно знать, чтобы овладеть остальным, при желании.
Можно я спишу все на мой грипп ?
↑ Перейти к этому комментарию
К слову, я сама рисовала такие карты для своих учеников и родных детей - и мы шли искать клады
Забавно, что такие карты сейчас рисует моя дочь для своей девятилетней дочки. И они тоже ищут клады. Так они ещё об этом и видео снимают. Можете посмотреть на YouTube. Канал - Fun with Nicole. Видео на английском, но вы все поймёте
А все получилось абсолютно случайно, когда я читала одну старую (до 1939 года) карту. Рядом оказались очень нужные люди, которые объяснили, рассказали и прочее.
Для меня это горький факт, потому что теряются корни и происходит искусственная ассимиляция. Конечно, никто не спорит, что внутри семьи мы должны сохранять эту информацию. Но без документов, эти сведения могут исчезнуть. Ваш пример тому доказательство.
Знание своей национальности ещё и стимулирует человека к изучении своей культуры и родного языка.
А все получилось абсолютно случайно, когда я читала одну старую (до 1939 года) карту. Рядом оказались очень нужные люди, которые объяснили, рассказали и прочее.
↑ Перейти к этому комментарию
Так здорово, что в жизни встречаются удивительные люди.
Менталитет общества уже во времена моего детства был изменён до основания. Прямо осколки этого менталитета я наблюдала у своей бабушки со стороны мамы. Поэтому я к ней просто прилепилась и мучила расспросами. Как знала, что она рано уйдёт от меня. Она покинула нас, когда мне было всего 16. Где-то в своих предыдущих постах, я подробно о ней рассказываю
Однако, судьба мне позволила встретить почти моего ровесника с тем самым дореволюционным русским менталитетом - прям точка в точку. Но он родился и вырос в Америке, в семье эмигрантов. У него даже речь была сохранена Но над этим трудились, думаю, два поколения - его бабушки-дедушки, а затем родители.
Сейчас так не готовят, вы правы. Немного чувствую за собой вину за это - я же никокому не передаю свои знания. Речь не о детях, о молодых учителях.
Но даже если бы и захотела - стали ли они меня слушать?
и да, сансевьера или как мы еще называем, тещин язык, цветет, у мамы моей не цвела, а у меня вдруг так запахло сладким медом в комнате! С удивлением обнаружила что запах идет от цветка, вот такого
Если серьёзно, напрашивается мысль, что или условия идеальные для цветения (что совершенно не равно для роста), либо есть "женские" особи, которые вегетативным размножением (так мы и получаем эти растения друг от друга) трудно поймать.
Вам 1000+ за умение вырастить такого экзота
и поливаю очень мало. это цветок из категории- чем хуже условия, тем лучше
Я считаю Толстого занудным, женоненавистником. Причём это мнение у меня сложилось именно из книг. Присмотритесь внимательно к женским образам. А если говорить о том, что прочла из других источников, не из его книг - ему платили за количество строк и страниц. Отсюда пространные нудные описания и рассуждения, притендующие на философские, которые вылились в толстенные тома. Сюжет Войны и мира без потери содержания можно уложить в тоненькую книжку.
Лень читать его биографию, но... То, что он - граф - ходил в крестьянской одежде босиком, меня нисколько не впечатляет. Не факт, что он не сделал один раз перед фотографом. Я сейчас вся в дорамах и попкультуре, там можно в подробностях подсмотреть эти приемы работы на имидж.
А вот факт, что его отлучили от церкви говорит все же о многом. По сути его лишили права на царство небесное. Что же он совершил, чтобы люди приняли такое решение? Знаете ли вы ещё кого-то из известных людей, с кем такое произошло?
У меня есть знакомый батюшка. Молодой современный человек (видели бы вы его на байке ) Я верю в искренность его религиозных убеждений - он не кичится ими, никого не переубеждает. Учится в духовной семинарии, в аспирантуре.
Я его обязательно распрошу. Если не напишу сюда сама, то спросите меня дня через два
При этом я не утверждаю, что я права, готова выслушать возражения. Я готова даже принять вашу сторону.
Почему у меня возникли сомнения, Толстой далеко не единственный, кто ставил под сомнения религиозные догмы. Но его отлучили.
Если это произошло от того, что он обладал огромным влиянием на общественное мнение, а церковь так защитилась, отстранилась...
По любому, я даже не озвучивала никаких фактов, просто обозначила свое сомнение.
Как индивид, я имею право что-то любить, а что-то - нет.
Я ещё и Достоевского не люблю и Булгакова
У меня есть знакомый батюшка. Молодой современный человек (видели бы вы его на байке ) Я верю в искренность его религиозных убеждений - он не кичится ими, никого не переубеждает. Учится в духовной семинарии, в аспирантуре.
Я его обязательно распрошу. Если не напишу сюда сама, то спросите меня дня через два
↑ Перейти к этому комментарию
У меня есть знакомый батюшка. Молодой современный человек (видели бы вы его на байке ) Я верю в искренность его религиозных убеждений - он не кичится ими, никого не переубеждает. Учится в духовной семинарии, в аспирантуре.
Я его обязательно распрошу. Если не напишу сюда сама, то спросите меня дня через два
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Не умею я отделять работы от личностей.
Я считаю Толстого занудным, женоненавистником. Причём это мнение у меня сложилось именно из книг. Присмотритесь внимательно к женским образам. А если говорить о том, что прочла из других источников, не из его книг - ему платили за количество строк и страниц. Отсюда пространные нудные описания и рассуждения, притендующие на философские, которые вылились в толстенные тома. Сюжет Войны и мира без потери содержания можно уложить в тоненькую книжку.
Лень читать его биографию, но... То, что он - граф - ходил в крестьянской одежде босиком, меня нисколько не впечатляет. Не факт, что он не сделал один раз перед фотографом. Я сейчас вся в дорамах и попкультуре, там можно в подробностях подсмотреть эти приемы работы на имидж.
А вот факт, что его отлучили от церкви говорит все же о многом. По сути его лишили права на царство небесное. Что же он совершил, чтобы люди приняли такое решение? Знаете ли вы ещё кого-то из известных людей, с кем такое произошло?
↑ Перейти к этому комментарию
Его учение получило название " толстовщина" , где он ставил под сомнения постулаты Церкви. А поскольку уважаемый господин Толстой был весьма уважаем во всех сословных кругах, церковь видела в его учении риск подрыва собственного авторитета да и верующие требовали реакции со стороны Церкви. За что он и был подвержен анафеме. Между прочим, не в храме. Был просто издан документ
Из известных был отлучен от церкви Мазепа. За предательство
Про Мазепу тоже знаю, но о том, что он был отлучён не знала.
Спасибо Вам за комментарий - Вы кратко и просто все объяснили. Теперь я точно все запомню. Видимо, в школе меня не заинтересовала эта информация - пропустила мимо ушей.
Что касается КС, поднимающей тему платонической любви, то её Толстой писал на склоне лет, когда устал от плоских утех.
ПыСы не считаю себя поклонницей Толстого. Согласна, что бывает зануден (незанудней Достоевского). Но эта особенность всей литературы 19 века. Исторические обстоятельства обуславливали характер литературы
Женоненавистниками я все же называнию мужчин, которые ни не любят женщин в сексуальном плане, а тех, кто считает, что женщина второстепенна - слаба и глупа. Если что, я - не феминистка Считаю, что уважение должно проявляться у обоих полов, без обобщений и оскорблений.
Собственно, я не за тем вернулась.
С этой точки зрения, вам более неприятен должен быть Чехов с его пренебрежительным отношением к женщинам
Или Некрасов. Впрочем, Некрасова и без этого есть за что не любить. Естественно, как личность.
Я стараюсь отделять личность от творчества
Согласна и про Чехова, тем более Некрасова. В оправдание им, скажу, что они были типичными мужчинами своего времени. Хочу в это верить, но прощать не собираюсь.
Отделять творчество от личности... То есть писать правильные вещи и совершать неправильные или сомнительные поступки?...
Наверное, это терновый венок всех, кто поднимается на вершину известности - ты перестаёшь быть простым смертным, которому прощаются слабости, становишься образцом для подражания, человеком, за любым проступком которого следит огромное количество глаз... Понимаю какая это ноша. Умом понимаю, но расхождение слов и дела моё сознание не принимает.
В литературоведении есть понятие лирического Я и лирического героя
Лирическое «я» — это некий повествователь, существующий исключительно в лирике
Лирические герой - это образ автора, выражающие свои мысли и переживания, эмоции в произведении, то есть автор наделяет героя своими чувствованиями.
Сейчас так и не учат
Сейчас так и не учат
↑ Перейти к этому комментарию
Можно оправдаться словами - "не учу, потому что не слушают". И это тоже будет правдой.
Но кто и когда решил, что педагогика - легкая штука. Во все времена учителя стремились учить, а ученики - увернуться от этого. Однако, в наше, социалистическое, время общество защищало авторитет учителя. Сейчас разметали все, камня на камне не оставили. Кого не послушаешь, в школе специально обученные детоненавистники работают...
В подтверждение своих слов, сложности отношений "ученик-учитель" использую Библию. Кто отрёкся от Учителя своего?
Если что я - невоцерквленный человек Просто на давность проблемы намекнула, ну и статус Учителя, вряд ли он был плохим.
Сейчас тоже есть люди, которые умеют хорошо и складно писать. Но ваши рассказы наполнены душевностью, яркими красками что-ли.... не умею я так складно выражать свои мысли на бумаге как вы
А уроки труда в средних и старших классах - там да, разделение на мальчиков и девочек начинается...
А уроки труда в средних и старших классах - там да, разделение на мальчиков и девочек начинается...
↑ Перейти к этому комментарию
Вот такая
Вот такая
↑ Перейти к этому комментарию
Читать было очень интересно.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я своих детей отправила учиться на другой конец города, примерно туда, где находится моё педучилище. Только я начала свои путешествия в 16 лет, и в 1974 году, достаточно спокойном с точки зрения криминала. А мои дети начали - сын в тринадцать, а дочь в двенадцать лет, в знаменитые девяностые годы. Как окружающие возмущались этим фактом! Сколько я выслушала про никчемную мать. А они учились в учебном заведении для одаренных детей по спецпрограмме, изучали три языка с носителями, все учителя были доценты и профессора Так тоже бывает
Приём детей в неполные семь лет не приветствовался. Мой случай был исключением, я умела читать. Нечто подобное я повторила с дочерью, она тоже осенняя. На нашем опыте проверено - так делать нельзя. Осеннюю внучку отдали в неполные восемь - результат прекрасный!
Перескакивали через классы во все времена. Для этого создавались специальные комиссии. Тоже хороших примеров не знаю. У меня учился ребёнок, который дважды перескочил через класс. Поступил в университет в четырнадцать лет, в шестнадцать его нашли повешенным. Сам он это сделал или помогли - не установлено.
Он - сентябрьский. Но пошёл в школу в неполные шесть лет. Его родная тётя была учительницей.
Меня отдали в одну школу, через месяц исключили - отправили в садик именно из-за возраста. В другой школе взяли, хотя я была 45-ой в списке, и для меня поставили ещё одну парту
Дочь отправила я. Я работала в той же школе. Я привела - её взяли. Сказали бы нет - ушли. Вот она совершенно не читала. Да и серьезно начала читать в третьем классе. Столько мороки с ней было и учителю, и нам родителям. Даже из школы я её забирала в шестом классе на домашнее обучение, чтобы выровнять с другими детьми.
Про перескакивание через классы. Тут создаются очень серьёзные комиссии с привлечением психологов. Я работала, а ребёнок учился в школе для одаренных детей. К нам ежегодно приезжала из Москвы специальная комиссия для тестирования детей. Дети были отобраны, как горошины в стручке. Были дети, которые учась в 8-9 классах, участвовали в олимпиадах 10-11 классов и побеждали. При этом случай с перескакиванием, да ещё дважды, был единственным. Думаю, там сыграла роль инициатива родителей. И вот - печальный результат
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
много всего было.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я своих детей отправила учиться на другой конец города, примерно туда, где находится моё педучилище. Только я начала свои путешествия в 16 лет, и в 1974 году, достаточно спокойном с точки зрения криминала. А мои дети начали - сын в тринадцать, а дочь в двенадцать лет, в знаменитые девяностые годы. Как окружающие возмущались этим фактом! Сколько я выслушала про никчемную мать. А они учились в учебном заведении для одаренных детей по спецпрограмме, изучали три языка с носителями, все учителя были доценты и профессора Так тоже бывает
Приём детей в неполные семь лет не приветствовался. Мой случай был исключением, я умела читать. Нечто подобное я повторила с дочерью, она тоже осенняя. На нашем опыте проверено - так делать нельзя. Осеннюю внучку отдали в неполные восемь - результат прекрасный!
Перескакивали через классы во все времена. Для этого создавались специальные комиссии. Тоже хороших примеров не знаю. У меня учился ребёнок, который дважды перескочил через класс. Поступил в университет в четырнадцать лет, в шестнадцать его нашли повешенным. Сам он это сделал или помогли - не установлено.
↑ Перейти к этому комментарию
Как сравнение. Даже от очень хорошего младенца восьми месяцев от роду, никто не ждёт, что он пойдет или заговорит. Все понимают - это физиология. Когда ребенок подрастает, об этом напрочь забывают.
Почему Вы считаете, что не думает?
А если все-таки пойдет, то ремнем к стулу привязывать, чтобы не ходил раньше времени? Физиология она, конечно, физиология. Вот только ходить начинают каждый в свой срок: кто-то в 8 месяцев уже проходит несколько шагов без опоры, а кто-то и в год еще не пытается.
Несколько месяцев для ребёнка большой срок в раннем детстве. Если бы было иначе, то нас бы не делили на возрастные группы в садиках и на классы - в школе.
Не было бы термина задержка развития. К слову, термина опережение - нет.
Научиться читать и читать - разные вещи. Научиться считать и решать задачи тоже.
Даже на разных континентах, даже у представителей разных рас.
Я своих детей отправила учиться на другой конец города, примерно туда, где находится моё педучилище. Только я начала свои путешествия в 16 лет, и в 1974 году, достаточно спокойном с точки зрения криминала. А мои дети начали - сын в тринадцать, а дочь в двенадцать лет, в знаменитые девяностые годы. Как окружающие возмущались этим фактом! Сколько я выслушала про никчемную мать. А они учились в учебном заведении для одаренных детей по спецпрограмме, изучали три языка с носителями, все учителя были доценты и профессора Так тоже бывает
Приём детей в неполные семь лет не приветствовался. Мой случай был исключением, я умела читать. Нечто подобное я повторила с дочерью, она тоже осенняя. На нашем опыте проверено - так делать нельзя. Осеннюю внучку отдали в неполные восемь - результат прекрасный!
Перескакивали через классы во все времена. Для этого создавались специальные комиссии. Тоже хороших примеров не знаю. У меня учился ребёнок, который дважды перескочил через класс. Поступил в университет в четырнадцать лет, в шестнадцать его нашли повешенным. Сам он это сделал или помогли - не установлено.
↑ Перейти к этому комментарию
Почему мы понимаем и признаем тот факт, что очень смышлёный и очень развитый восьмимесячный малыш все же не ходит и не говорит. Почему для этого он должен подрасти по возрасту?
Мозг ребёнка тоже проходит фазы развития, физиологически.
Все кто работал или сталкивался со школьниками шестилетками согласятся, что они быстро утомляются, потому что нуждаются в другом ритме смены "нагрузка - отдых". Ритм школы - 40 мин +10-15 мин не совпадает.
Внимание, концентрация, память - все это зависит не столько от характера, но и от возраста. Обычно все это объединяют термином "усидчивость".
Дети плохо владеют мышцами рук, поэтому у шестилеток часто проблемы с подчерком. Заметно это и на уроках труда и рисования.
Мозг начинает осваивать такие вещи как анализ и синтез в возрасте около восьми лет. Отсюда зеркальность при письме букв. А ещё часто ложный диагноз дизграфии, которая не определяется наличием плохого подчерка самого ребёнка, а именно в распознавании нарисованных предметов, их контуров. А что важнее для школьника в распознавании символов в разных шрифтах и написании букв. Посмотрите любые тесты на дизграфию и поймёте о чем я.
Абстрактное мышление развивается примерно в 10-12 лет. Конечно, сейчас у нас больше возможностей визуализировать информацию. Но на уроке ребёнок воспринимает информацию на слух. Его мозг должен создать абстрактный образ.
Можно продолжать. Можно предложить почитать учебник по детской физиологии. Очень желательно именно учебник, а не популяристические статьи.
Как-то так
Вопросы риторические
Вы свою точку зрения даже не обозначили, просто противопоставили моей.
Никаких сторонних лиц мне для разговора, тем более подтверждения вашей правоты, мне не нужно.
Достаточно ваших слов. Возможно, вы даже сможете перетянуть меня на свою сторону.
То, что у вас, как я поняла, была отличная учеба, примерное поведение и отсутствие замечаний - это прежде всего заслуга взрослых вас окружавших. Ваша неоспоримая заслуга в том, что вы сумели этим всем, чему вас учили и наставляли, правильно воспользоваться. Отдельное спасибо родителям за гены. Значит, у вас изначально были задатки для хорошего обучения.
В каком месте, мне нужны свидетели?
Почему же я упомянула про мнение родителей и учителей. Для того, чтобы два разных ребенка достигли одинакового уровня можно прилагать совершенно разные усилия. Некоторые дети покладисты и делают все с первого раза. Они умеют слышать замечания другим и применять к себе. А есть очень непокорные дети. Они тоже рано или поздно придут к нужному результату, но крови попьют...
Но мы говорили все-же о шестилетках. Там, где семилетки и сами без труда справляются с обучением и поведением, с шестилетками нужно больше работать. То, что семилетки сделают без признаков нагрузки и переутомления, шестилетки могут даже рисковать здоровьем.
И тем не менее Вы поставили под сомнение высказанную мысль, что проблем не было. Только потому, что у Вас другой личный опыт и у Вас с дочерью проблемы возникли.
У меня нет необходимости тянуть кого-то в какую-то сторону. Но хотелось бы большей объективности от педагога.
Естественно, это заслуга моих близких. Но мы ведь сейчас не о заслугах говорим, а о готовности к школе, правильно?
Так дети все-таки не одинаковы?
Вот это и есть весьма странное обобщение. "Очень непокорные дети" остаются такими и в 7, и в 10. И их "ведут к результату" почти всю школу, если не дольше. А некоторые в 7 устают так, что с ног валятся. И усидеть на уроке в свои полные 7 не могут.
Я нигде не пишу, что все дети могут идти в 6 спокойно. Но и с мыслью, что нельзя идти в 6, потому что все дети одинаково к школе не готовы в этом возрасте, категорически не согласна. Именно потому, что дети все разные и подготовка у них разная. Да и сопутствующая школе нагрузка у них тоже у всех очень разная.
И да, я сама пошла в школу 6,5, муж пошел в 6,5 - нормально отучились, проблем не было. Дочь ноябрьская, тоже пошла в 6, до исполнения 7 - одна из лучших учениц в классе.
Вопросы риторические
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: