Я тебя люблю : протоиерей Сергий Лепин
«А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:37-38).
С одной стороны, смысл этой фразы нужно уяснять в контексте приведённого спора с саддукеями о всеобщем воскресении. Саддукеи отрицали как всеобщее воскресение, так и посмертное существование душ. Эти сектанты придерживались максимально буквального понимания Священных Текстов (с артикуляцией на Торе) и думали, что вера в указанное – пагубное влияние Вавилона.
Согласно талмудической традиции, основателем саддукейства был некий Цадок (отсюда и название «саддукеи» - צָדוֹקִים, цадоким), который, с соответствующим уклоном толковал слова Антигона Сохейского (ум. 264 до н. э. — еврейский законодатель начала периода Мишны) о том, что служить Богу надо здесь и сейчас и не ради вознаграждения. Т.е., мотивация грядущим спасением – это корыстная мотивация, и, стало быть, не самая высоконравственная; а выражение смысла жизни через концепцию бессмертия души – это обесценивание настоящего.
Многие атеисты используют эти же аргументы по сей день, но, несомненно, саддукеи не были безбожниками, как это иногда может показаться. Тем не менее, они противились создаваемой фарисеями концепции Устного Закона – т.е., были, условно говоря, «протестантами» своего времени, как бы утверждающими принцип «sola scripturа» и отрицающими Предание.
Но в отдельных вопросах саддукеи напоминали и некоторых православных: они ставили храмовый культ и жертвоприношение выше личной молитвы и изучения Закона, в том числе и потому, что именно эксклюзивные права на управление совершением богослужения укрепляли их положение в обществе – большинство первосвященников происходили из саддукеев. Если фарисеи были любимцами простого народа (не в смысле «бедного», а в смысле не «госслужащих»), то саддукеи – это, прежде всего, партия власти, близость к которой делала их подверженными эллинизации, сервилизму, симонии, фаворитизму, кумовству и прочему злу.
Фарисеи и другие израильтяне, веровавшие в бессмертную душу и в воскресение, неожиданно заполучив в Иисусе тактического союзника, были довольны тем, как Тот «припечатал» их общих противников по данной теме: «На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал» (Лк.20:39).
С другой стороны. Важно понимать слова Христа «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых…» как высказывание с двойным отрицанием: т.е., как именно утверждение, которое говорит о том, что Бог есть именно Бог живых. «Аз Есмь Сый», Сущий – если бы речь шла о том, что сейчас Авраама, Исаака, Иакова УЖЕ нет, но они снова появятся по всеобщем воскресении, то тогда бы и Бог был бывшим и будущим Богом указанных праведников, но не «Богом настоящим», «Богом в настоящем», «Богом настоящего». Но поскольку Авраам, Исаак и Иаков мертвы только для людей, но не для Него, Он есть их Бог, а не был или будет таковым. И «у Него все живы» – ВСЕ, а не только умершие праотцы...
Как сказал один философ, «Сказать человеку: “Я тебя люблю” - то же самое, что сказать ему: “Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь…”» (Габриель Марсель, философ-экзистенциалист, драматург, театральный и музыкальный критик). Признавайтесь друг другу в любви почаще!
https://serge-le.livejournal.com/479039.html
С одной стороны, смысл этой фразы нужно уяснять в контексте приведённого спора с саддукеями о всеобщем воскресении. Саддукеи отрицали как всеобщее воскресение, так и посмертное существование душ. Эти сектанты придерживались максимально буквального понимания Священных Текстов (с артикуляцией на Торе) и думали, что вера в указанное – пагубное влияние Вавилона.
Согласно талмудической традиции, основателем саддукейства был некий Цадок (отсюда и название «саддукеи» - צָדוֹקִים, цадоким), который, с соответствующим уклоном толковал слова Антигона Сохейского (ум. 264 до н. э. — еврейский законодатель начала периода Мишны) о том, что служить Богу надо здесь и сейчас и не ради вознаграждения. Т.е., мотивация грядущим спасением – это корыстная мотивация, и, стало быть, не самая высоконравственная; а выражение смысла жизни через концепцию бессмертия души – это обесценивание настоящего.
Многие атеисты используют эти же аргументы по сей день, но, несомненно, саддукеи не были безбожниками, как это иногда может показаться. Тем не менее, они противились создаваемой фарисеями концепции Устного Закона – т.е., были, условно говоря, «протестантами» своего времени, как бы утверждающими принцип «sola scripturа» и отрицающими Предание.
Но в отдельных вопросах саддукеи напоминали и некоторых православных: они ставили храмовый культ и жертвоприношение выше личной молитвы и изучения Закона, в том числе и потому, что именно эксклюзивные права на управление совершением богослужения укрепляли их положение в обществе – большинство первосвященников происходили из саддукеев. Если фарисеи были любимцами простого народа (не в смысле «бедного», а в смысле не «госслужащих»), то саддукеи – это, прежде всего, партия власти, близость к которой делала их подверженными эллинизации, сервилизму, симонии, фаворитизму, кумовству и прочему злу.
Фарисеи и другие израильтяне, веровавшие в бессмертную душу и в воскресение, неожиданно заполучив в Иисусе тактического союзника, были довольны тем, как Тот «припечатал» их общих противников по данной теме: «На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал» (Лк.20:39).
С другой стороны. Важно понимать слова Христа «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых…» как высказывание с двойным отрицанием: т.е., как именно утверждение, которое говорит о том, что Бог есть именно Бог живых. «Аз Есмь Сый», Сущий – если бы речь шла о том, что сейчас Авраама, Исаака, Иакова УЖЕ нет, но они снова появятся по всеобщем воскресении, то тогда бы и Бог был бывшим и будущим Богом указанных праведников, но не «Богом настоящим», «Богом в настоящем», «Богом настоящего». Но поскольку Авраам, Исаак и Иаков мертвы только для людей, но не для Него, Он есть их Бог, а не был или будет таковым. И «у Него все живы» – ВСЕ, а не только умершие праотцы...
Как сказал один философ, «Сказать человеку: “Я тебя люблю” - то же самое, что сказать ему: “Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь…”» (Габриель Марсель, философ-экзистенциалист, драматург, театральный и музыкальный критик). Признавайтесь друг другу в любви почаще!
https://serge-le.livejournal.com/479039.html
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: