1-О верблюде и игольном ушке 2- Немая исповедь в праздник Обрезания Господня. Рассказ
Размышляющие над этими словами Евангелия (Мф 19:24, Мк 10:25, Лк 18:25), обычно пытаются верблюда или канат, как то соотнести с иголкой или узкой аркой в стене. Но всё гораздо проще, но при этом глубже, чем гиперболированная метафора. (Вот, что значит утрата хозяйственно-бытового контекста!)
А всем тогда было понятно, что Христос говорит не про верблюда, как животное, а про нитку из верблюжьего волоса (аналог современного "мохера". Называли это так же, как и до сих пор называется священнический головной убор, изначально изготавливавшийся из верблюжьей шерсти, - "камилавка" (от греч. "камелос", что и означает, - верблюд. Из этой "верблюжки" вязали, ткали ковры, и плели мягкие и лёгкие верёвки и канаты (по греч. "камилос". Эту нитку можно было вдеть в игольное ушко, но все хорошо знали, что будет, если начать её дальше протягивать, - из за рыхлости такой нитки, скрученной из мягких, вьющихся волосков, торчащих в разные стороны, перед ушком сразу начнёт сбиваться комок, а если потянуть сильнее, она легко порвётся. Ведь что бы пройти "узким путём и тесными вратами", надо что бы "нить души" была однородная, например, как конский волос, которым тогда тоже пользовались как самой дешёвой ниткой, и именно при помощи петли из конского волоса вдевали в игольные ушки мягкие нитки из верблюжьей шерсти.
Христос говорит здесь о единственно главном и спасительном для человека желании обретения именно Самого Бога, а не того, что от Бога. Что эта жажда Бога должна быть, как одна натянутая струна, - от любви к Любви, а не как рыхлая нитка, сплетённая из разных попутных, пусть даже добрых, устремлений. Поэтому, - "блаженны обнищавшие ради Духа", своим сердцем совершенно ни к чему не привязанные, ради Единого, и абсолютно Ценного. Призванные Христом апостолы, не были отягощены религиозными предрассудками ("преданиями старцев", и в том числе убеждением, что богатство есть признак божественного благоволения. Они потому так и удивились, говоря: "Кто же может спастись?!", что не могли себе представить человека, способного отвергнуть все другие, даже благие, и естественные хотения. Поэтому Христос, ответив им: "Человекам это невозможно, Богу же всё возможно", объяснил, что такая абсолютная спасительная нищета, есть божественный дар Духа. Такая жажда Бога, - есть дар Бога. "Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и того, что он думает иметь." (Лк 8:18)
В библейской истории известно много людей распоряжавшихся богатствами и при этом хранящих духовную нищету, - в Ветхом Завете: Авраам, Иосиф, Иов, Давид и др., а в Евангелии, пример такого вольного, и радостного обнищания явил Закхей и, естественно, все верные Христу апостолы с сослужащими женщинами, а в полном совершенстве, - Богородица.
Все образы, предлагаемые Христом, всегда предельно просты, всем знакомы и очевидны.
https://josef-brave.livejournal.com/2136.html
тут какие=то смайлики появились- их нет в тексте в режиме редактирования и убрать нечего- выкладываешь- и они появляются- что делать- не знаю- простите)
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Немая исповедь в праздник Обрезания Господня. Рассказ
Отслужив Литургию в праздник Обрезания Господня и в день памяти святителя Василия Великого, отец Сергий приехал в больницу – в отделение для сердечников и инсультников. Его попросили причастить дедушку, перенесшего инсульт.
Батюшка в этом отделении был уже неоднократно. Припарковался на привычном месте. Выбрался из своего тесного жигуленка. Отец Сергий был уже в епитрахили и поручах, он взял требный чемодан и пошел в отделение.
Человек, желавший причаститься Святых Христовых Таин, был церковным. Его родственники тоже. Жена больного встретила батюшку на пороге отделения, провела в палату. Отец Сергий имел опыт причастия в медучреждениях. Все нужно было делать быстро и четко, потому что то капельницы нужно ставить, то таблетки пить по часам и т. д.
В палате находилось четверо лежачих больных. Женщина указала на своего мужа. Отец Сергий быстро по-солдатски снял пальто, поставил чемодан на свободную койку и, достав требное Евангелие и крест, начал: «Благословен Бог наш…».
И тут случилось неожиданное…
Через секунду после возгласа с соседней койки послышался громкий рев. Батюшка от неожиданности вздрогнул и посмотрел туда. На постели лежал голый мужчина, похожий на большого полного младенца. Он то ли силился встать, то ли бился в конвульсиях. Ухватившись за металлический поручень кровати, предохранявший больного от падения, мужчина тряс его и кричал. И этот крик более всего походил на гортанный рык.
Отец Сергий отвернулся. «Бог его знает, что это. Может, болезнь, может, беснование. Нужно быстрее читать, чтоб успеть причастить нуждающегося», – подумал он и ускорил темп чтения молитвы. Пока батюшка совершал положенный чин, из соседней койки раздавался крик и лязг металлического поруча. Мимо отца Сергия промелькнула родственница беспокойного больного. Наконец батюшка причастил своего недугующего, облегченно выдохнул, поблагодарил Бога и Пресвятую Богородицу. Обернулся. И был поражен открывшейся картиной: по центру палаты возле койки бившегося в конвульсиях стояла его родственница на коленях перед ним – священником. Больной же продолжал рычать и трясти поручень.
– Батюшка, батюшка, – сказала она, – подойдите к папе моему. Сделайте с ним что-нибудь.
Отец Сергий подошел и спросил:
– А он в сознании? Сможет поисповедоваться?
Родственница с сомнением покачала головой.
– Это третий инсульт у него. Он вообще не разговаривает. Только кричит.
Отец Сергий подошел еще ближе и склонился над больным, внимательно всматриваясь в его лицо. Страждущий затих и тоже посмотрел на него.
Батюшка не видел еще никогда, чтобы кто-то смотрел на него с ТАКОЙ надеждой! Вот уж действительно этот человек ждал его, как ждут самого Бога. Вернее, Бога-то он как раз и ждал. Столько боли, столько пронзительного и отчаяния, и надежды, и страха было в этих глазах. Столько ужаса! Но ужаса не от телесной боли, не посюстороннего ужаса, а потустороннего. Что-то страшно ужасало этого человека, что-то, чего никто не видел, кроме него. Для больного открывалась уже дверь в иной мир. И его душа (по крайней мере, так показалось отцу Сергию) напоминала сейчас раненного охотниками зайца, затравленного гончими, которые все ближе, все безжалостнее неслись за ним и настигали его. Надо было срочно немощного исповедовать.
– Вы каетесь в своих грехах? – спросил отец Сергий.
Больной кивнул глубоко, уверенно, вполне осознавая, что делает, и пытаясь действительно избавиться от всего того мрачного груза, который накопил за всю жизнь.
– Как его зовут? – спросил батюшка у родственницы. – Он крещен?
– Крещен. Евгений, – быстро сказала она.
Отец Сергий положил на его голову епитрахиль и прочитал разрешительную молитву. Затем причастил больного.
Глотать Евгению было очень трудно. Но он взял в рот лжицу, как птенец берет пищу из клюва матери. Потом расслабился и затих. Заснул. Тело его до этого напряженное, как струна, успокоилось. Лицо его посветлело. Отец Сергий и родственница посмотрели друг на друга. Они сейчас были объединены чем-то надмирным – молитвой и совершившимся Таинством, совершившейся тайной спасения души человеческой.
– Спасибо, – только и смогла выговорить заплаканная родственница.
Это слово «спасибо» (отголосок древнерусского «Спаси Бог») выкатилось из ее сердца, как белый и пышный вкуснейший хлеб. Отец Сергий благословил ее и сказал:
– Теперь у него все будет хорошо…
Он еще негромко прочитал благодарственные молитвы по святом причащении, попрощался с родственниками и вышел. Сел в машину, но еще минут пять ему пришлось посидеть, чтобы отдохнуть.
«Битва, это настоящая», – подумалось ему. А еще он думал о том, что не беснование это было и не болезнь, когда Евгений начал рычать. Нет, он увидел его – священника – и доступным способом пытался обратить на себя внимание, как слепые и прокаженные когда-то сквозь толпу кричали Спасителю, чтобы Он заметил их.
«Вот и этого большого нагого пожилого младенца Господь обрезал сегодня от греха и приготовил для Царствия Небесного», – размышлял отец Сергий.
И мир казался ему в ту минуту светлым-светлым, как свеча, зажженная пред ликом Божиим.
Иерей Андрей Чиженко
А всем тогда было понятно, что Христос говорит не про верблюда, как животное, а про нитку из верблюжьего волоса (аналог современного "мохера". Называли это так же, как и до сих пор называется священнический головной убор, изначально изготавливавшийся из верблюжьей шерсти, - "камилавка" (от греч. "камелос", что и означает, - верблюд. Из этой "верблюжки" вязали, ткали ковры, и плели мягкие и лёгкие верёвки и канаты (по греч. "камилос". Эту нитку можно было вдеть в игольное ушко, но все хорошо знали, что будет, если начать её дальше протягивать, - из за рыхлости такой нитки, скрученной из мягких, вьющихся волосков, торчащих в разные стороны, перед ушком сразу начнёт сбиваться комок, а если потянуть сильнее, она легко порвётся. Ведь что бы пройти "узким путём и тесными вратами", надо что бы "нить души" была однородная, например, как конский волос, которым тогда тоже пользовались как самой дешёвой ниткой, и именно при помощи петли из конского волоса вдевали в игольные ушки мягкие нитки из верблюжьей шерсти.
Христос говорит здесь о единственно главном и спасительном для человека желании обретения именно Самого Бога, а не того, что от Бога. Что эта жажда Бога должна быть, как одна натянутая струна, - от любви к Любви, а не как рыхлая нитка, сплетённая из разных попутных, пусть даже добрых, устремлений. Поэтому, - "блаженны обнищавшие ради Духа", своим сердцем совершенно ни к чему не привязанные, ради Единого, и абсолютно Ценного. Призванные Христом апостолы, не были отягощены религиозными предрассудками ("преданиями старцев", и в том числе убеждением, что богатство есть признак божественного благоволения. Они потому так и удивились, говоря: "Кто же может спастись?!", что не могли себе представить человека, способного отвергнуть все другие, даже благие, и естественные хотения. Поэтому Христос, ответив им: "Человекам это невозможно, Богу же всё возможно", объяснил, что такая абсолютная спасительная нищета, есть божественный дар Духа. Такая жажда Бога, - есть дар Бога. "Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и того, что он думает иметь." (Лк 8:18)
В библейской истории известно много людей распоряжавшихся богатствами и при этом хранящих духовную нищету, - в Ветхом Завете: Авраам, Иосиф, Иов, Давид и др., а в Евангелии, пример такого вольного, и радостного обнищания явил Закхей и, естественно, все верные Христу апостолы с сослужащими женщинами, а в полном совершенстве, - Богородица.
Все образы, предлагаемые Христом, всегда предельно просты, всем знакомы и очевидны.
https://josef-brave.livejournal.com/2136.html
тут какие=то смайлики появились- их нет в тексте в режиме редактирования и убрать нечего- выкладываешь- и они появляются- что делать- не знаю- простите)
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Немая исповедь в праздник Обрезания Господня. Рассказ
Отслужив Литургию в праздник Обрезания Господня и в день памяти святителя Василия Великого, отец Сергий приехал в больницу – в отделение для сердечников и инсультников. Его попросили причастить дедушку, перенесшего инсульт.
Батюшка в этом отделении был уже неоднократно. Припарковался на привычном месте. Выбрался из своего тесного жигуленка. Отец Сергий был уже в епитрахили и поручах, он взял требный чемодан и пошел в отделение.
Человек, желавший причаститься Святых Христовых Таин, был церковным. Его родственники тоже. Жена больного встретила батюшку на пороге отделения, провела в палату. Отец Сергий имел опыт причастия в медучреждениях. Все нужно было делать быстро и четко, потому что то капельницы нужно ставить, то таблетки пить по часам и т. д.
В палате находилось четверо лежачих больных. Женщина указала на своего мужа. Отец Сергий быстро по-солдатски снял пальто, поставил чемодан на свободную койку и, достав требное Евангелие и крест, начал: «Благословен Бог наш…».
И тут случилось неожиданное…
Через секунду после возгласа с соседней койки послышался громкий рев. Батюшка от неожиданности вздрогнул и посмотрел туда. На постели лежал голый мужчина, похожий на большого полного младенца. Он то ли силился встать, то ли бился в конвульсиях. Ухватившись за металлический поручень кровати, предохранявший больного от падения, мужчина тряс его и кричал. И этот крик более всего походил на гортанный рык.
Отец Сергий отвернулся. «Бог его знает, что это. Может, болезнь, может, беснование. Нужно быстрее читать, чтоб успеть причастить нуждающегося», – подумал он и ускорил темп чтения молитвы. Пока батюшка совершал положенный чин, из соседней койки раздавался крик и лязг металлического поруча. Мимо отца Сергия промелькнула родственница беспокойного больного. Наконец батюшка причастил своего недугующего, облегченно выдохнул, поблагодарил Бога и Пресвятую Богородицу. Обернулся. И был поражен открывшейся картиной: по центру палаты возле койки бившегося в конвульсиях стояла его родственница на коленях перед ним – священником. Больной же продолжал рычать и трясти поручень.
– Батюшка, батюшка, – сказала она, – подойдите к папе моему. Сделайте с ним что-нибудь.
Отец Сергий подошел и спросил:
– А он в сознании? Сможет поисповедоваться?
Родственница с сомнением покачала головой.
– Это третий инсульт у него. Он вообще не разговаривает. Только кричит.
Отец Сергий подошел еще ближе и склонился над больным, внимательно всматриваясь в его лицо. Страждущий затих и тоже посмотрел на него.
Батюшка не видел еще никогда, чтобы кто-то смотрел на него с ТАКОЙ надеждой! Вот уж действительно этот человек ждал его, как ждут самого Бога. Вернее, Бога-то он как раз и ждал. Столько боли, столько пронзительного и отчаяния, и надежды, и страха было в этих глазах. Столько ужаса! Но ужаса не от телесной боли, не посюстороннего ужаса, а потустороннего. Что-то страшно ужасало этого человека, что-то, чего никто не видел, кроме него. Для больного открывалась уже дверь в иной мир. И его душа (по крайней мере, так показалось отцу Сергию) напоминала сейчас раненного охотниками зайца, затравленного гончими, которые все ближе, все безжалостнее неслись за ним и настигали его. Надо было срочно немощного исповедовать.
– Вы каетесь в своих грехах? – спросил отец Сергий.
Больной кивнул глубоко, уверенно, вполне осознавая, что делает, и пытаясь действительно избавиться от всего того мрачного груза, который накопил за всю жизнь.
– Как его зовут? – спросил батюшка у родственницы. – Он крещен?
– Крещен. Евгений, – быстро сказала она.
Отец Сергий положил на его голову епитрахиль и прочитал разрешительную молитву. Затем причастил больного.
Глотать Евгению было очень трудно. Но он взял в рот лжицу, как птенец берет пищу из клюва матери. Потом расслабился и затих. Заснул. Тело его до этого напряженное, как струна, успокоилось. Лицо его посветлело. Отец Сергий и родственница посмотрели друг на друга. Они сейчас были объединены чем-то надмирным – молитвой и совершившимся Таинством, совершившейся тайной спасения души человеческой.
– Спасибо, – только и смогла выговорить заплаканная родственница.
Это слово «спасибо» (отголосок древнерусского «Спаси Бог») выкатилось из ее сердца, как белый и пышный вкуснейший хлеб. Отец Сергий благословил ее и сказал:
– Теперь у него все будет хорошо…
Он еще негромко прочитал благодарственные молитвы по святом причащении, попрощался с родственниками и вышел. Сел в машину, но еще минут пять ему пришлось посидеть, чтобы отдохнуть.
«Битва, это настоящая», – подумалось ему. А еще он думал о том, что не беснование это было и не болезнь, когда Евгений начал рычать. Нет, он увидел его – священника – и доступным способом пытался обратить на себя внимание, как слепые и прокаженные когда-то сквозь толпу кричали Спасителю, чтобы Он заметил их.
«Вот и этого большого нагого пожилого младенца Господь обрезал сегодня от греха и приготовил для Царствия Небесного», – размышлял отец Сергий.
И мир казался ему в ту минуту светлым-светлым, как свеча, зажженная пред ликом Божиим.
Иерей Андрей Чиженко
Комментарии
Очень понравилось, особенно про немую Исповедь.
Про первый эпизод читала или слушала где?- Игольные уши - так назывались одни из ворот в Иерусалим, очень тесные , узкие, через которые верблюду было трудно протиснуться. Оба объяснения похожи на правду.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: