Факты или вымыслы??? Юродивая княжна
Всех приветствую.
Смольный институт, появившийся благодаря Екатерине II, стал для девушек из обедневших дворянских семей настоящим социальным лифтом.
У его выпускниц появился шанс улучшить свое положение, ведь они автоматически становились завидными невестами, а то и вовсе фрейлинами.
После Смольного попала ко двору Екатерины II и княжна Евдокия Григорьевна Вяземская.
Более того – стала любимой фрейлиной императрицы.
Да только девушка не оценила этого подарка судьбы.
Полезные члены общества
Евдокия Григорьевна происходила из младшей – обедневшей – ветви князей Вяземских.
В Смольный институт она попала в шесть лет.
Девочек намеренно разлучали с семьями в столь раннем возрасте, дабы те избежали тлетворного влияния невежественной среды, царившей в их родных домах.
Это была личная инициатива Екатерины II, которая не строила иллюзий по поводу нравственного и образовательного уровня своих подданных – даже самых родовитых из них.
Императрица мечтала о женщинах нового типа, о «полезных членах семьи и общества», которых надеялась вырастить в стенах Смольного института.
Двенадцать лет девочки грызли гранит науки и на выходе из Смольного умели рисовать, музицировать, рукодельничать, говорили на трех иностранных языках, знали арифметику, историю, географию, имели представление о началах физики и стихосложении, разбирались в архитектуре и геральдике.
Словом, были весьма образованными для своего времени...
В 1776 году - на выпускном экзамене первых смолянок - Екатерины II присутствовала лично, и из всех 54 воспитанниц княжна Вяземская понравилась ей больше всех.
Евдокия Григорьевна получила предложение стать фрейлиной.
Однако придворная жизнь разочаровала девушку, чьей обязанностью стало разгонять скуку императрицы.
Да, она вращалась в высшем обществе, зналась с Александром Суворовым и Юрием Долгоруковым, и все же ей хотелось вырваться из этой золотой клетки и посвятить себя Богу.
Среди других фрейлин она нашла двух единомышленниц.
И когда императрица в очередной раз приехала в Царское Село, девушки тайком выскользнули из дворца и отправились на берег пруда.
Там они оставили свои пышные наряды, дабы все подумали, будто они утонули во время купания.
А сами переоделись в крестьянские платья и пошли, куда глаза глядят...
Конечно, в тройное утопление никто не поверил, беглянки были объявлены в розыск.
Подруг Евдокии Григорьевны нашли, когда те уже стали послушницами монастырей – одну в Москве, другую в Суздале.
А княжну схватили много раньше: ее узнал один из знакомых, когда она, одетая крестьянкой, пробиралась в Москву. Согласно предписанию ее вернули в Санкт-Петербург и представили пред светлые очи Екатерины II.
Императрица выспросила о причинах, побудивших княжну отправиться в странствие.
И беглянка была так убедительна в решимости посвятить себя Богу, что Екатерина не только разрешила ей идти на все четыре стороны, но и подарила дорогое иноческое платье.
Подвиг юродства
Евдокия Григорьевна начала скитаться – от одного монастыря к другому.
Нигде и никому она не рассказывала, кто она и откуда родом, бралась за самую грязную работу: пасла скот, доила коров, пекла просфоры.
И так – на протяжении десяти лет.
Лишь когда она поняла, что окончательно изгнала из себя все мирское, отправилась в Москву – к митрополиту Платону. Ему единственному она открылась и поведала о своем желании принять на себя подвиг юродства.
Тут надо напомнить, что юродивые – люди особенные.
Они нарочно притворяются безумными, провоцируя окружающих на грубость и насмешки.
Юродивые намеренно подвергают себя издевательствам: тем самым они искореняют в себе главный человеческий грех – гордыню.
Этот путь к Христу – один из самых трудных.
Но именно его выбрала для себя княжна Вяземская.
Митрополит Платон благословил Евдокию Григорьевну и отправил ее в Серпуховской Владычный Введенский женский монастырь под вымышленным именем «дуры Евфросинии».
Жизнь «дуры»
Как к «дуре» к ней там и отнеслись: из письма митрополита игуменья Введенской обители знала, что за птица к ним залетела, но держала язык за зубами.
Потому Евфросиния, виртуозно изображая помешанную, изъяснявшуюся недомолвками и иносказаниями, недолго задержалась среди других монахинь и довольно скоро переселилась в хижину на краю монастыря.
В саму обитель она ходила лишь изредка – за скудным пропитанием: юродивая жила на одном квасе и хлебе.
Евфросинию привлекало отшельничество, но не одиночество.
Вместе с ней под одной крышей жили кошки, собаки, куры и индейки.
Спали все вместе – на полу.
Юродивая никогда не убиралась в доме, не выносила мусор за своими животными, потому дышать в ее хижине было просто невозможно.
Но когда ее спросили: «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!» - она лишь засмеялась: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе».
Разумеется, «дуре» никто не поверил – какой двор, какие духи?
Но однажды в монастырь прибыли французы.
В числе диковинок обители указали им и на Евфросинию: гляньте, наша юродивая, живет с собаками, летом в жару печь топит, а зимой мерзнуть предпочитает, босая круглый год ходит.
Летом Евфросиния надевала рубашку из толстого сукна, сверху — накидку, а зимой поверх рубашки — тулуп.
Дни она проводила в молитвах.
А в свободное время бродила по лесу и собирала ягоды, грибы, различные травы, из которых готовила снадобья для больных, поток которых не иссякал к старице в любое время года.
Иностранцы принялись было над нею насмехаться.
Но «дура» вдруг подняла на них ясный взгляд и на чистейшем французском объяснила господам, как те не правы на ее счет.
Французы были сконфужены, а монастырские насельники взбудоражены: не так проста оказалась Евфросиния.
Жизнь святой
С тех пор отношение к ней неумолимо начало меняться, хотя поведение юродивой осталось прежним.
Но теперь к ней стали приглядываться и прислушиваться.
Тут-то и выяснилось, что околесица, которую она несет, вовсе не околесица, а своего рода зашифрованные предсказания. С ней, разумеется, спорили: «Ну, какой во Франции император? Все знают, что там король!»
В ответ Евфросиния рисовала в воздухе носатый профиль: «Вот какой!» Когда Наполеон взошел на французский престол, вопросов уже никто не задавал.
Затем народ признал за Евфросинией дар целительницы.
А поскольку она одинаково легко расправлялась как с людскими болячками, так и с недугами животных, то звали ее и к захромавшей лошади, и к рожающей бабе.
Но чаще всего Евфросиния не дожидалась приглашения, а сама шла на помощь.
Вот лишь две записи из книги исцелений юродивой Евфросинии, долгие годы ведшейся при Введенском монастыре.
«Однажды летом в городе Алексине случился падеж скота. Блаженная старица, видя людское горе, не заставила себя просить. Рано утром, когда выгоняли скот на пастбище, она вышла в середину стада, проводила его до места пастбища - и падеж прекратился».
«Феврония Николаевна Дыханова, жительница Алексина, страдала болезнью ног, не позволявшей ей двигаться. Она часто думала: «Должно быть, я уж очень грешная, если всем помогающая и всех без различия звания и состояния посещающая матушка Евфросиния не заходит ко мне».
Однажды летом в 1851 году сидит она с такими думами у раскрытого окна и видит: идет к ней старица Евфросиния. Блаженная сняла со своих ног чулки и, подавая их Февронии Николаевне, сказала: «На, Феврония, тебе мои чулки, надень их», - а сама поднялась и пошла.
По уходе старицы Феврония Николаевна надела ее чулки на свои больные ноги и сразу же почувствовала себя здоровой».
Евфросиния Колюпановская
С каждым годом известность Евфросинии росла - и все больше людей являлись во Введенской монастырь лично к ней.
Это вызвало зависть у новой инокини монастыря, и та выжила Евфросинию из обители.
Старице было почти 100 лет, когда она поселилась в селе Колюпаново Тульской области – в домике, построенном для нее одной из ее почитательниц.
Евфросиния, по своему обыкновению, наводнила хоромы живностью: в печной комнате поселила корову, а сама облюбовала маленькую каморку.
Там и вела «прием» населения, которое валом повалило в маленькое село.
Незадолго до своей смерти Евфросиния, предчувствуя кончину, своими руками отрыла источник в одном из оврагов в окрестностях села.
Всем наказала: «Берите воду из моего колодезя и будьте здоровы».
И – как всегда – оказалась права: колюпановский источник снискал славу целебного.
К нему, как когда-то матушке Евфросинии едут со всей России – и получают исцеление – и души, и тела...
За три недели до своей смерти Евфросиния заявила няне, приставленной к ней Натальей Протопоповой, что «два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: „Евфросиньюшка, пора тебе к нам“».
Известие о том, что старица предрекла себе смерть, быстро распространилось по округе, и жители начали приходить к ней проститься и взять благословение.
Многим она на память о себе дарила различные предметы — от крестиков и иконок до травы и одежды.
Помещица Протопопова обратилась с письмом к епископу Тульскому и Белёвскому Димитрию с просьбой разрешить похоронить Евфросинию внутри Казанской церкви села Колюпаново.
Разрешение на это епископ дал на следующий день после смерти Евфросинии.
Собрано в сети.
Спасибо что зашли.
Смольный институт, появившийся благодаря Екатерине II, стал для девушек из обедневших дворянских семей настоящим социальным лифтом.
- Поделиться
У его выпускниц появился шанс улучшить свое положение, ведь они автоматически становились завидными невестами, а то и вовсе фрейлинами.
После Смольного попала ко двору Екатерины II и княжна Евдокия Григорьевна Вяземская.
Более того – стала любимой фрейлиной императрицы.
Да только девушка не оценила этого подарка судьбы.
Полезные члены общества
Евдокия Григорьевна происходила из младшей – обедневшей – ветви князей Вяземских.
В Смольный институт она попала в шесть лет.
Девочек намеренно разлучали с семьями в столь раннем возрасте, дабы те избежали тлетворного влияния невежественной среды, царившей в их родных домах.
Это была личная инициатива Екатерины II, которая не строила иллюзий по поводу нравственного и образовательного уровня своих подданных – даже самых родовитых из них.
Императрица мечтала о женщинах нового типа, о «полезных членах семьи и общества», которых надеялась вырастить в стенах Смольного института.
Двенадцать лет девочки грызли гранит науки и на выходе из Смольного умели рисовать, музицировать, рукодельничать, говорили на трех иностранных языках, знали арифметику, историю, географию, имели представление о началах физики и стихосложении, разбирались в архитектуре и геральдике.
Словом, были весьма образованными для своего времени...
В 1776 году - на выпускном экзамене первых смолянок - Екатерины II присутствовала лично, и из всех 54 воспитанниц княжна Вяземская понравилась ей больше всех.
Евдокия Григорьевна получила предложение стать фрейлиной.
Однако придворная жизнь разочаровала девушку, чьей обязанностью стало разгонять скуку императрицы.
Да, она вращалась в высшем обществе, зналась с Александром Суворовым и Юрием Долгоруковым, и все же ей хотелось вырваться из этой золотой клетки и посвятить себя Богу.
Среди других фрейлин она нашла двух единомышленниц.
И когда императрица в очередной раз приехала в Царское Село, девушки тайком выскользнули из дворца и отправились на берег пруда.
Там они оставили свои пышные наряды, дабы все подумали, будто они утонули во время купания.
А сами переоделись в крестьянские платья и пошли, куда глаза глядят...
Конечно, в тройное утопление никто не поверил, беглянки были объявлены в розыск.
Подруг Евдокии Григорьевны нашли, когда те уже стали послушницами монастырей – одну в Москве, другую в Суздале.
А княжну схватили много раньше: ее узнал один из знакомых, когда она, одетая крестьянкой, пробиралась в Москву. Согласно предписанию ее вернули в Санкт-Петербург и представили пред светлые очи Екатерины II.
Императрица выспросила о причинах, побудивших княжну отправиться в странствие.
И беглянка была так убедительна в решимости посвятить себя Богу, что Екатерина не только разрешила ей идти на все четыре стороны, но и подарила дорогое иноческое платье.
Подвиг юродства
Евдокия Григорьевна начала скитаться – от одного монастыря к другому.
Нигде и никому она не рассказывала, кто она и откуда родом, бралась за самую грязную работу: пасла скот, доила коров, пекла просфоры.
И так – на протяжении десяти лет.
Лишь когда она поняла, что окончательно изгнала из себя все мирское, отправилась в Москву – к митрополиту Платону. Ему единственному она открылась и поведала о своем желании принять на себя подвиг юродства.
Тут надо напомнить, что юродивые – люди особенные.
Они нарочно притворяются безумными, провоцируя окружающих на грубость и насмешки.
Юродивые намеренно подвергают себя издевательствам: тем самым они искореняют в себе главный человеческий грех – гордыню.
Этот путь к Христу – один из самых трудных.
Но именно его выбрала для себя княжна Вяземская.
Митрополит Платон благословил Евдокию Григорьевну и отправил ее в Серпуховской Владычный Введенский женский монастырь под вымышленным именем «дуры Евфросинии».
Жизнь «дуры»
Как к «дуре» к ней там и отнеслись: из письма митрополита игуменья Введенской обители знала, что за птица к ним залетела, но держала язык за зубами.
Потому Евфросиния, виртуозно изображая помешанную, изъяснявшуюся недомолвками и иносказаниями, недолго задержалась среди других монахинь и довольно скоро переселилась в хижину на краю монастыря.
В саму обитель она ходила лишь изредка – за скудным пропитанием: юродивая жила на одном квасе и хлебе.
Евфросинию привлекало отшельничество, но не одиночество.
Вместе с ней под одной крышей жили кошки, собаки, куры и индейки.
Спали все вместе – на полу.
Юродивая никогда не убиралась в доме, не выносила мусор за своими животными, потому дышать в ее хижине было просто невозможно.
Но когда ее спросили: «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!» - она лишь засмеялась: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе».
- Поделиться
Разумеется, «дуре» никто не поверил – какой двор, какие духи?
Но однажды в монастырь прибыли французы.
В числе диковинок обители указали им и на Евфросинию: гляньте, наша юродивая, живет с собаками, летом в жару печь топит, а зимой мерзнуть предпочитает, босая круглый год ходит.
Летом Евфросиния надевала рубашку из толстого сукна, сверху — накидку, а зимой поверх рубашки — тулуп.
Дни она проводила в молитвах.
А в свободное время бродила по лесу и собирала ягоды, грибы, различные травы, из которых готовила снадобья для больных, поток которых не иссякал к старице в любое время года.
Иностранцы принялись было над нею насмехаться.
Но «дура» вдруг подняла на них ясный взгляд и на чистейшем французском объяснила господам, как те не правы на ее счет.
Французы были сконфужены, а монастырские насельники взбудоражены: не так проста оказалась Евфросиния.
Жизнь святой
С тех пор отношение к ней неумолимо начало меняться, хотя поведение юродивой осталось прежним.
Но теперь к ней стали приглядываться и прислушиваться.
Тут-то и выяснилось, что околесица, которую она несет, вовсе не околесица, а своего рода зашифрованные предсказания. С ней, разумеется, спорили: «Ну, какой во Франции император? Все знают, что там король!»
В ответ Евфросиния рисовала в воздухе носатый профиль: «Вот какой!» Когда Наполеон взошел на французский престол, вопросов уже никто не задавал.
Затем народ признал за Евфросинией дар целительницы.
А поскольку она одинаково легко расправлялась как с людскими болячками, так и с недугами животных, то звали ее и к захромавшей лошади, и к рожающей бабе.
Но чаще всего Евфросиния не дожидалась приглашения, а сама шла на помощь.
Вот лишь две записи из книги исцелений юродивой Евфросинии, долгие годы ведшейся при Введенском монастыре.
«Однажды летом в городе Алексине случился падеж скота. Блаженная старица, видя людское горе, не заставила себя просить. Рано утром, когда выгоняли скот на пастбище, она вышла в середину стада, проводила его до места пастбища - и падеж прекратился».
«Феврония Николаевна Дыханова, жительница Алексина, страдала болезнью ног, не позволявшей ей двигаться. Она часто думала: «Должно быть, я уж очень грешная, если всем помогающая и всех без различия звания и состояния посещающая матушка Евфросиния не заходит ко мне».
Однажды летом в 1851 году сидит она с такими думами у раскрытого окна и видит: идет к ней старица Евфросиния. Блаженная сняла со своих ног чулки и, подавая их Февронии Николаевне, сказала: «На, Феврония, тебе мои чулки, надень их», - а сама поднялась и пошла.
По уходе старицы Феврония Николаевна надела ее чулки на свои больные ноги и сразу же почувствовала себя здоровой».
Евфросиния Колюпановская
С каждым годом известность Евфросинии росла - и все больше людей являлись во Введенской монастырь лично к ней.
Это вызвало зависть у новой инокини монастыря, и та выжила Евфросинию из обители.
Старице было почти 100 лет, когда она поселилась в селе Колюпаново Тульской области – в домике, построенном для нее одной из ее почитательниц.
- Поделиться
Евфросиния, по своему обыкновению, наводнила хоромы живностью: в печной комнате поселила корову, а сама облюбовала маленькую каморку.
Там и вела «прием» населения, которое валом повалило в маленькое село.
- Поделиться
Незадолго до своей смерти Евфросиния, предчувствуя кончину, своими руками отрыла источник в одном из оврагов в окрестностях села.
Всем наказала: «Берите воду из моего колодезя и будьте здоровы».
И – как всегда – оказалась права: колюпановский источник снискал славу целебного.
- Поделиться
К нему, как когда-то матушке Евфросинии едут со всей России – и получают исцеление – и души, и тела...
За три недели до своей смерти Евфросиния заявила няне, приставленной к ней Натальей Протопоповой, что «два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: „Евфросиньюшка, пора тебе к нам“».
Известие о том, что старица предрекла себе смерть, быстро распространилось по округе, и жители начали приходить к ней проститься и взять благословение.
Многим она на память о себе дарила различные предметы — от крестиков и иконок до травы и одежды.
Помещица Протопопова обратилась с письмом к епископу Тульскому и Белёвскому Димитрию с просьбой разрешить похоронить Евфросинию внутри Казанской церкви села Колюпаново.
Разрешение на это епископ дал на следующий день после смерти Евфросинии.
- Поделиться
Собрано в сети.
Спасибо что зашли.
Комментарии
Я тоже хочу туда ,своему уже рассказала.
было очень интересно.
Рада что понравилось.
Рада что понравилось.
Рада что понравилось.
У нас еще много неизученных страниц.
Рада что понравилось.
Ждите новых публикаций.
Вы мой постоянный читатель.
Будет.
На здоровье.
Рада что Вам понравилось.
Рада что Вам понравилось.
Спасибо.
Огромное спасибо за такой интересный рассказ.
Рада что понравилось.
Рада что понравилось.
Спасибо большое
Рада что понравилось.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: