Помпадуры и помпадурши
Итак, девы... потянуло меня поговорить об образовании. Я в некотором смущении от оного давно нахожусь. И в последнее время смущение и офигение усилилось. Замечу, сама работаю "сеятелем доброго и вечного".
Дочь в 7 классе. Есть у них предмет..."Литературное краеведение". Авторы там мелькают, которые имели или имеют какое-либо отношение к нашему краю. Совсем недавно ребенок обратился с просьбой. Мама, прочитай и объясни, что написано. Я не понимаю.
Итак... история первая..."Ледяной дом". Лажечников.
Отрывок.
.".. Барская барыня сделала опять легкую гримасу; сын ее вытянул шею и силился чтото настигнуть в словах Волынского, но, за недостатком дара божьего, остался при своем недоумении, как глупый щенок хочет поймать на лету проворную муху, но щелкает только зубами. Зуда спешил наклониться к своему начальнику и шепнул ему:
— Осмотритесь! вы забыли уроки Махиавеля11…
Последнее слово, казалось, было условным паролем между кабинетминистром и секретарем. Первый замолчал; другой свел свои замечания на приходящих, которых разнообразие одежд, лиц и наречий имело такую занимательность, что действительно могло оковать всякое прихотливое внимание.
Вот статная, красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом, наподобие отсеченной сахарной головы; он слегка прикрыт платком из тончайшей кисеи, которого концы, подвязав шею, прячутся на груди. На лоб опускаются, как три виноградные кисти, рязки из крупного жемчуга, переливающего свою млечнорозовую белизну по каштановым волосам, слегка обрисованным; искусно заплетенная коса, роскошь русской девы12, с блестящим бантом и лентою из золотой бити13, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плеча свой парчовой полушубок, от которого левый рукав, по туместной моде, висит небрежно; изпод него выказывается круглое зеркальце, неотъемлемая принадлежность новоторжской красоты. Богатая ферезь14 ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьянных черевичках, шитых золотом. Рядом с нею ее чичисбей — вы смеетесь? Да, таки чичисбей:15 горе тамошней девушке, если она его не имеет! Это знак, что она очень дурна: мать сгонит ее с белого света, подруги засмеют. Раз избранный, он неотлучен от нее на вечерних и ночных прогулках. Какой молодец! Удальство кипит в его глазах: зато он и слывет первым кулачным бойцом на поголовном новоторжском побоище. За ними — дородная мордовка в рубашке, испещренной по плечам, рукавам и подолу красною шерстью, как будто она исписана кровью; грудь ее отягчена серебряными монетами разной величины в несколько рядов; в ушах ее по шару из лебединого пуху, а под ним бренчат монеты, как бляхи на узде лошадиной. Вот человеческий лик, намалеванный белилами и румянами, с насурменными дугою бровями, под огромным кокошником в виде лопаты, вышитым жемчугом, изумрудами и яхонтами. Этот лик носит сорокаведерная бочка в штофном, с золотыми выводами, сарафане; пышные рукава из тончайшего батиста окрыляют ее. Голубые шерстяные чулки выказывают ее пухлые ноги, а башмаки, без задников, на высоких каблуках, изменяют ее осторожной походке. Рекомендую в ней мою землячку, коломенскую пастильницу16. Далее миловидная, стройная казачка держится так, что хочет, кажется, пристукнуть медными подковками свою национальную пляску. Вот и калмык раззевает свои кротовые глазки, чтобы взглянуть на чудеса русские; с ним все житьебытье его — колчан со стрелами и божки его, которых он из своих рук может казнить и награждать. Вот… Но всех занимательных лиц не перечтешь на сцене..."
Скажу честно... читала с трудом. Устала. Считаю, что воспринимать это произведение можно только в пересказе и чтением отдельных отрывков.
Прошло немного времени и опять, мама прочитай и скажи, что это.
История вторая... Салтыков- Щедрин. Помпадуры и помпадурши.
" Молодые наши помпадуры очень часто обращаются ко мне за разъяснениями, как в том или в другом случае следует поступить. Обращения эти ставят меня в большое затруднение, ибо у меня нет ни секретарей, ни канцелярии, вследствие чего большую часть писем я бываю вынужден оставлять без ответа. Между тем никто лучше меня не понимает, что единообразие в действиях по вопросам внутренней политики не только полезно, но и необходимо. Поэтому я решился разъяснить хотя те основные пункты помпадурской деятельности, которые настолько необходимы для начинающего помпадура, чтобы он, приезжая на место, являлся не с пустыми руками. Таковы, например: проводы, встречи, отношение помпадуров к подчиненным, к обывателям и к закону, выбор помпадурш и т. д. Я выбрал форму рассказов, потому что она понятнее. Сухие, отвлеченные рассуждения едва ли доступны молодым людям, получившим воспитание в заведении искусственных минеральных вод (*1), и, во всяком случае, должны показаться им несносными. Рассказы же они прочтут, и даже, быть может, усвоят. Знаю, что я далеко не исчерпал всех случаев помпадурской деятельности, но меня утешает то, что я первый сделал почин в этом смысле. Быть может, другие последуют по указанному мною пути и внесут в это дело более ясности и более таланта. Я же льщу себя надеждой, что господа помпадуры приобретут мою книгу, хотя бы для того только, чтоб поощрить мою попытку пролить некоторый свет в эту своеобразную сферу жизненной деятельности, в которой до сих пор все было так темно и неопределенно..."
Очень нужное произведение в 7 классе... Читала и понимала, что я тундра... Нет, я не спорю. Может, это мой ребенок такой бестолковый, а остальные очень понятливые и умные. И министры, блин, образования больше знают. В общем, я так... позудеть.
Дочь в 7 классе. Есть у них предмет..."Литературное краеведение". Авторы там мелькают, которые имели или имеют какое-либо отношение к нашему краю. Совсем недавно ребенок обратился с просьбой. Мама, прочитай и объясни, что написано. Я не понимаю.
Итак... история первая..."Ледяной дом". Лажечников.
Отрывок.
.".. Барская барыня сделала опять легкую гримасу; сын ее вытянул шею и силился чтото настигнуть в словах Волынского, но, за недостатком дара божьего, остался при своем недоумении, как глупый щенок хочет поймать на лету проворную муху, но щелкает только зубами. Зуда спешил наклониться к своему начальнику и шепнул ему:
— Осмотритесь! вы забыли уроки Махиавеля11…
Последнее слово, казалось, было условным паролем между кабинетминистром и секретарем. Первый замолчал; другой свел свои замечания на приходящих, которых разнообразие одежд, лиц и наречий имело такую занимательность, что действительно могло оковать всякое прихотливое внимание.
Вот статная, красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом, наподобие отсеченной сахарной головы; он слегка прикрыт платком из тончайшей кисеи, которого концы, подвязав шею, прячутся на груди. На лоб опускаются, как три виноградные кисти, рязки из крупного жемчуга, переливающего свою млечнорозовую белизну по каштановым волосам, слегка обрисованным; искусно заплетенная коса, роскошь русской девы12, с блестящим бантом и лентою из золотой бити13, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плеча свой парчовой полушубок, от которого левый рукав, по туместной моде, висит небрежно; изпод него выказывается круглое зеркальце, неотъемлемая принадлежность новоторжской красоты. Богатая ферезь14 ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьянных черевичках, шитых золотом. Рядом с нею ее чичисбей — вы смеетесь? Да, таки чичисбей:15 горе тамошней девушке, если она его не имеет! Это знак, что она очень дурна: мать сгонит ее с белого света, подруги засмеют. Раз избранный, он неотлучен от нее на вечерних и ночных прогулках. Какой молодец! Удальство кипит в его глазах: зато он и слывет первым кулачным бойцом на поголовном новоторжском побоище. За ними — дородная мордовка в рубашке, испещренной по плечам, рукавам и подолу красною шерстью, как будто она исписана кровью; грудь ее отягчена серебряными монетами разной величины в несколько рядов; в ушах ее по шару из лебединого пуху, а под ним бренчат монеты, как бляхи на узде лошадиной. Вот человеческий лик, намалеванный белилами и румянами, с насурменными дугою бровями, под огромным кокошником в виде лопаты, вышитым жемчугом, изумрудами и яхонтами. Этот лик носит сорокаведерная бочка в штофном, с золотыми выводами, сарафане; пышные рукава из тончайшего батиста окрыляют ее. Голубые шерстяные чулки выказывают ее пухлые ноги, а башмаки, без задников, на высоких каблуках, изменяют ее осторожной походке. Рекомендую в ней мою землячку, коломенскую пастильницу16. Далее миловидная, стройная казачка держится так, что хочет, кажется, пристукнуть медными подковками свою национальную пляску. Вот и калмык раззевает свои кротовые глазки, чтобы взглянуть на чудеса русские; с ним все житьебытье его — колчан со стрелами и божки его, которых он из своих рук может казнить и награждать. Вот… Но всех занимательных лиц не перечтешь на сцене..."
Скажу честно... читала с трудом. Устала. Считаю, что воспринимать это произведение можно только в пересказе и чтением отдельных отрывков.
Прошло немного времени и опять, мама прочитай и скажи, что это.
История вторая... Салтыков- Щедрин. Помпадуры и помпадурши.
" Молодые наши помпадуры очень часто обращаются ко мне за разъяснениями, как в том или в другом случае следует поступить. Обращения эти ставят меня в большое затруднение, ибо у меня нет ни секретарей, ни канцелярии, вследствие чего большую часть писем я бываю вынужден оставлять без ответа. Между тем никто лучше меня не понимает, что единообразие в действиях по вопросам внутренней политики не только полезно, но и необходимо. Поэтому я решился разъяснить хотя те основные пункты помпадурской деятельности, которые настолько необходимы для начинающего помпадура, чтобы он, приезжая на место, являлся не с пустыми руками. Таковы, например: проводы, встречи, отношение помпадуров к подчиненным, к обывателям и к закону, выбор помпадурш и т. д. Я выбрал форму рассказов, потому что она понятнее. Сухие, отвлеченные рассуждения едва ли доступны молодым людям, получившим воспитание в заведении искусственных минеральных вод (*1), и, во всяком случае, должны показаться им несносными. Рассказы же они прочтут, и даже, быть может, усвоят. Знаю, что я далеко не исчерпал всех случаев помпадурской деятельности, но меня утешает то, что я первый сделал почин в этом смысле. Быть может, другие последуют по указанному мною пути и внесут в это дело более ясности и более таланта. Я же льщу себя надеждой, что господа помпадуры приобретут мою книгу, хотя бы для того только, чтоб поощрить мою попытку пролить некоторый свет в эту своеобразную сферу жизненной деятельности, в которой до сих пор все было так темно и неопределенно..."
Очень нужное произведение в 7 классе... Читала и понимала, что я тундра... Нет, я не спорю. Может, это мой ребенок такой бестолковый, а остальные очень понятливые и умные. И министры, блин, образования больше знают. В общем, я так... позудеть.
+110 | Фигля | 287 комментариев |
Комментарии
Детям то в раньше читали? Или давали игрушки и планшет?
Детям то в раньше читали? Или давали игрушки и планшет?
↑ Перейти к этому комментарию
Изумительный же фрагмент. Почитали бы его вместе, не торопясь, разбирая по ходу непонятные слова, посмотрели бы портреты русских красавиц в невероятных кокошниках, мордовский шитый костюм и ты ды. Текст хорошо усваивается, когда за ним что то стоит, что то понятное. И, помимо красивейшего языка, такие длинные сложные предложения прекрасно развивают краткосрочную память
Против русской классики ничего не имею- Тургенев, Островский,Пушкин, даже Фонвизин, в конце концов, и Салтыков-Щедрин (только не Помпадуров точно!!!!). А произведения типа "Ледяного дома" ...ну не нравится мне и все!
Детям то в раньше читали? Или давали игрушки и планшет?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А если люди прекрасно обходятся без условного Лажечникова и ребенка учить не собираются, то откуда такие переживания из-за того, что деть его не усваивает? Они же считают его не нужным и не интересным
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А вот дочь одной знакомой в 12 лет не могла осилить "Маугли", язык, видите ли архаичный там.
А по произведениям - для нынешних детей Щедрин, как для меня в свое время Гомер - скука смертная, непонятая и непонятная.
А по произведениям - для нынешних детей Щедрин, как для меня в свое время Гомер - скука смертная, непонятая и непонятная.
↑ Перейти к этому комментарию
В общем, не думаю, что если ребенок попросит учителя разъяснить подробности этих занимательных повестей, учитель не поймет. Напротив, ему понравится заинтересованность ребенка и, главное, станет очевидно - а осилил ли учитель сам
Я Ницше не читала, но тоже так умею. Очень удобная опция: читаешь ребёнку на ночь книжку на автомате, а голова свои мысли думает, планы на завтра составляет
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Особенно, когда надо "прочитать и расписаться". Потом проходит сколько-то недель, начальник выкатывает претензию "Ты ж читала и расписывалась!".
Я Ницше не читала, но тоже так умею. Очень удобная опция: читаешь ребёнку на ночь книжку на автомате, а голова свои мысли думает, планы на завтра составляет
↑ Перейти к этому комментарию
В общем, не думаю, что если ребенок попросит учителя разъяснить подробности этих занимательных повестей, учитель не поймет. Напротив, ему понравится заинтересованность ребенка и, главное, станет очевидно - а осилил ли учитель сам
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Теперь речь сильно видоизменилась, так же, как и восприятие всего)) Теперь детьми очень трудно воспринимаются произведения, которые мы сами раньше читали нормально.
Теперь речь сильно видоизменилась, так же, как и восприятие всего)) Теперь детьми очень трудно воспринимаются произведения, которые мы сами раньше читали нормально.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А как тогда называют саму барыню?
А как тогда называют саму барыню?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Ну или ближе к нашим реалиям. Няня детей помещика, которая вынянчила и была кормилицей у пяти-шести детей, срослась душой и телом с семьёй, при этом управляет остальной домашней прислугой.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
у меня в школе с шитьем было ооочень плохо, я просто не понимала (и кстати, не могу понять до сих пор) построение выкройки и прочее , как, что, с чем сшить.... хорошо, мама хорошо шьет, помогла, спокойно и без нотаций ("ты же девочка, ты должна"). Прошло время, после школы почти 20 лет.... и я купила швейную машину, потихоньку ее осваиваю))) хотя с выкройками до сих пор не очень.... Просто я к тому - придет время - научится. Если ей нужно будет.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
"Новелла королевы вызвала некий ропот у дам и смех среди молодые людей,
когда они перестали, Дионео начал так: - Прелестные дамы, черный ворон более
оттеняет красоту белых голубей, чем если б появился между ними белый лебедь,
так иногда и среди мудрых людей человек менее мудрый не только придает блеск
и красоту их умственной зрелости, но вносит и потеху и удовольствие. Поэтому
вы, умные и скромные, должны тем более ценить меня, придурковатого,
заставляющего своими недостатками ярче блестеть ваши доблести, чем если бы
я, при больших достоинствах, затемнял ваши; потому мне должен быть
предоставлен тем больший произвол доказать, каков я есть, а вы обязаны тем
терпеливее выслушать, что я вам расскажу, чем если бы я был мудрее. Итак,
расскажу вам не очень длинную новеллу, из которой вы поймете, как тщательно
следует исполнять все приказанное теми, кто совершает нечто силой
заклинания, и как небольшая ошибка, допущенная в таком деле, портит все, что
устроил заклинатель." Не самый простой текст, а читалось запоем
Ну, не читают же они полное собрание сочинений Салтыкова-Щедрина, пару-тройку произведений вполне можно осилить . "Упрощение организации - ведет к исчезновению некоторых органов - дегенерации" (с). Мозги должны работать
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А Достоевского всё же почитайте. Думаю,что понравится.
Я его тоже после школы распробовала. Теперь один из любимых классиков.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Тяжелее было читать пьесы, не важно, Чехов это был или Шекспир - надо ведь следить, кто и что говорит, каждый раз смотреть в начало строки на имя и держать линию диалога в голове. Иногда забудешь глянуть, а там уже не два героя беседуют, а три или от пятого реплика была - всё, перечитывать!
Но!
"Война и мир", "Мёртвые души", "Евгений Онегин", "Отцы и дети", "Анна Каренина", "Гроза" - не осилено.
Читала я запоем, читала много. Но вот как-то Макаренко с его "Флагами на башнях", Тургенев с "Записками охотника", Шукшин, Горький, например - это далось вообще легко, нежели предыдущий список тягомотины.
"Мёртвые души" вообще, раза три-четыре начинала и не уходила дальше 5-ти страниц. Скуууучнооо, муторно и непонятно.
Возможно то, что вам довелось прочесть по школьной программе было не столь "цепляющим", плюс отпечаток "обязаловки", а то, что НАДО, всегда делать менее охота.
Могу только посоветовать дать дочери почитать других писателей того же времени, но выбрать то, что ей интересно. Когда интересно, то и стимул самой найти (интернет, словари), что означает то или иное слово, и составить полную картину повествования.
Тяжелее было читать пьесы, не важно, Чехов это был или Шекспир - надо ведь следить, кто и что говорит, каждый раз смотреть в начало строки на имя и держать линию диалога в голове. Иногда забудешь глянуть, а там уже не два героя беседуют, а три или от пятого реплика была - всё, перечитывать!
Но!
"Война и мир", "Мёртвые души", "Евгений Онегин", "Отцы и дети", "Анна Каренина", "Гроза" - не осилено.
Читала я запоем, читала много. Но вот как-то Макаренко с его "Флагами на башнях", Тургенев с "Записками охотника", Шукшин, Горький, например - это далось вообще легко, нежели предыдущий список тягомотины.
"Мёртвые души" вообще, раза три-четыре начинала и не уходила дальше 5-ти страниц. Скуууучнооо, муторно и непонятно.
Возможно то, что вам довелось прочесть по школьной программе было не столь "цепляющим", плюс отпечаток "обязаловки", а то, что НАДО, всегда делать менее охота.
Могу только посоветовать дать дочери почитать других писателей того же времени, но выбрать то, что ей интересно. Когда интересно, то и стимул самой найти (интернет, словари), что означает то или иное слово, и составить полную картину повествования.
↑ Перейти к этому комментарию
" Детство" горького, как мне кажется, может сломать детскую психику быстрее, чем Салтыков-Щедрин.
" Детство" горького, как мне кажется, может сломать детскую психику быстрее, чем Салтыков-Щедрин.
↑ Перейти к этому комментарию
Все относительно. То что для меня кажется заумным, для кого то лёгкое чтиво.
↑ Перейти к этому комментарию
"Так много букав" рассуждений, самоковыряний о каком то ничтожестве!
Ничего тягомотней не читала.
Особенно "нравились" разноворы о политике с цитированием ....да наверное всех кто жил в этом мире.
Хотя размах самого произведения и знания автора впечатляют
А папе моему,Волгу за нее предлагали. Ээхх
Это в каком году?
Знаете что у меня есть? Жизнеописание В. И. Ленина в... 10 что ли томах.
Вот до сих пор не понимаю зачем это покупалось?
Ага! Наивный!
При переезде,из узбекистана,я половину выбросила
Маме сказала,что таможня не дала добро
Тогда реально запрещено было вывозить Советскую энциклопедию,и Военную энциклопедию. Но их я спрятала. Выбросить не рискнула.
А сочинения Ленина,Маркса,Энгельса,все там оставила.
Тоже не знаю,зачем покупалось
Многое читала, многое так и осталось не прочитано.
Асе книги целы, но распиханы по дпче, гаражу, балкону и квартире.
Я не могу по долгу читать и практически не читаю сейчас.
Жалко конечно книги, но вот не нужны никому стали.
А по поводу обмена на авто.... Авто то давно бы сгнило. А книга есть еще
Как знать... Может опять на них будет спрос?
Что я с ними потом делать буду?
У меня еще есть 10 томов большой детской энциклопедии. Вот ее жалко. Я иногда достану,дети читают. Узнают что то новое.(ну или старое )
Тому все надо знать. Он когда меня особо начинает доставать,я от него этой инцеклопедией и отмахиваюсь
↑ Перейти к этому комментарию
рядом с городом у нс в деревне хозяйство. Зимой время немного свободное есть - в огороде днями уже не торчим. А с весны до осени почти или совсем нет.
"Так много букав" рассуждений, самоковыряний о каком то ничтожестве!
Ничего тягомотней не читала.
Особенно "нравились" разноворы о политике с цитированием ....да наверное всех кто жил в этом мире.
Хотя размах самого произведения и знания автора впечатляют
↑ Перейти к этому комментарию
Но если я не понимаю произведение, я не называю это тягомотиной. Просто потому, что может не все поняла, может просто не доросла до этого произведения.
Но если ни в чем не заинтересовала идея не значит, что не доросла.
Просто тема не интересна.
Ну нет у меня кумиров, пусть даже супергениальных.
"Так много букав" рассуждений, самоковыряний о каком то ничтожестве!
Ничего тягомотней не читала.
Особенно "нравились" разноворы о политике с цитированием ....да наверное всех кто жил в этом мире.
Хотя размах самого произведения и знания автора впечатляют
↑ Перейти к этому комментарию
Тут уже я не смогла далее.
Я даже честно пыталась посмотреть фильм(кстати актер попал точно в образ)
Но тоже не смогла. В чтении и то дальше зашла чем в фильме
Я, по большому счету, тоже.
"Так много букав" рассуждений, самоковыряний о каком то ничтожестве!
Ничего тягомотней не читала.
Особенно "нравились" разноворы о политике с цитированием ....да наверное всех кто жил в этом мире.
Хотя размах самого произведения и знания автора впечатляют
↑ Перейти к этому комментарию
Обычный потребитель, да к тому же очень брезгливый
Но вот как раз в образ он удачно вписался.
Тяжелее было читать пьесы, не важно, Чехов это был или Шекспир - надо ведь следить, кто и что говорит, каждый раз смотреть в начало строки на имя и держать линию диалога в голове. Иногда забудешь глянуть, а там уже не два героя беседуют, а три или от пятого реплика была - всё, перечитывать!
Но!
"Война и мир", "Мёртвые души", "Евгений Онегин", "Отцы и дети", "Анна Каренина", "Гроза" - не осилено.
Читала я запоем, читала много. Но вот как-то Макаренко с его "Флагами на башнях", Тургенев с "Записками охотника", Шукшин, Горький, например - это далось вообще легко, нежели предыдущий список тягомотины.
"Мёртвые души" вообще, раза три-четыре начинала и не уходила дальше 5-ти страниц. Скуууучнооо, муторно и непонятно.
Возможно то, что вам довелось прочесть по школьной программе было не столь "цепляющим", плюс отпечаток "обязаловки", а то, что НАДО, всегда делать менее охота.
Могу только посоветовать дать дочери почитать других писателей того же времени, но выбрать то, что ей интересно. Когда интересно, то и стимул самой найти (интернет, словари), что означает то или иное слово, и составить полную картину повествования.
↑ Перейти к этому комментарию
Анна Каренина, Отцы и Дети - тоже здорово-здорово.
То с возрастом приходит, вероятно ))) мож вы молоденькая совсем )))
Анна Каренина, Отцы и Дети - тоже здорово-здорово.
То с возрастом приходит, вероятно ))) мож вы молоденькая совсем )))
↑ Перейти к этому комментарию
Но если задают, то нужно читать, никуда не деться.
↑ Перейти к этому комментарию
а как вам " не лепо ли бяшет братие старыми словесы баяти о земли русской..."?начало " слова о полку игореве"(пединститут,1 курс) до сих пор( 22 года прошло!) помню....
а как вам " не лепо ли бяшет братие старыми словесы баяти о земли русской..."?начало " слова о полку игореве"(пединститут,1 курс) до сих пор( 22 года прошло!) помню....
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Но в школьной программе обязательно нужна классика. Мозги нужно напрягать. Кто то читает Салтыкова-Щедрина, кто то запомнит Пушкина или Достоевского.
↑ Перейти к этому комментарию
Есть множество умных книг для подростков. Но их нет в школьной программе.
Моя старшая дочь в 7 классе. Она очень любит читать. Но как же летом она "продиралась" через "Тараса Бульбу". И язык, и поведение персонажей современному ребёнку 13 лет, мягко говоря, не близки. Описание пыток и казней, высказывания о национальностях, о женщинах... Понятно, что исторический контекст и всё такое. Но насколько это нужно именно в 13 лет? А может "Чучело" и "Голодные игры", "Рыцарей сорока островов" и "Часодеи", Крапивина и Жвалевского читать и обсуждать полезнее в этом возрасте? Интереснее точно.
В этом и проблема. И не только с литературой.
Наука может быть интересной. А учёба интересной быть вообще обязана.
В этом и проблема. И не только с литературой.
Наука может быть интересной. А учёба интересной быть вообще обязана.
↑ Перейти к этому комментарию
Ну и, на мой взгляд, обсуждение интересной книги, умение выражать мнение, делать выводы из прочитанного и то самое "разумное, доброе, вечное", которое может в процессе обсуждения родиться, гораздо важнее знания литературных направлений.
Учёба ради сдачи экзаменов.
Печально.
Само же по себе чтение классической литературы в школе не делает человека автоматически умнее это наглядно демонстрируют тысячи людей ежедневно
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Ведь как раз умение выражать мнение, делать выводы из прочитанного - как раз умение человека думающего. А зазубривание скучного и натаскивание на размещение галочек в нужных клеточках?
Есть множество умных книг для подростков. Но их нет в школьной программе.
Моя старшая дочь в 7 классе. Она очень любит читать. Но как же летом она "продиралась" через "Тараса Бульбу". И язык, и поведение персонажей современному ребёнку 13 лет, мягко говоря, не близки. Описание пыток и казней, высказывания о национальностях, о женщинах... Понятно, что исторический контекст и всё такое. Но насколько это нужно именно в 13 лет? А может "Чучело" и "Голодные игры", "Рыцарей сорока островов" и "Часодеи", Крапивина и Жвалевского читать и обсуждать полезнее в этом возрасте? Интереснее точно.
↑ Перейти к этому комментарию
Я не хочу сказать,что современные детские писатели ерунда. Но вместо Крапивина лучше Юрий Коваль.
Что касается языка... Вам необходимо понимать "мазунчик", "шимезетка", "кухоль"? Понимание этих слов - это показатель чего?
Отношения между людьми
Честность. Подлость. Дружба. Одиночество.
Зачем понимание слов? Действительно. Можно обойтись.
И пятой класс это не маленькие дети.
Писатели о честности и дружбе пишут разным языком. А получается чем проще, тем лучше.
Я сама учитель. Физики как раз
и вполне можно объяснять так, чтобы было понятно
что, зачем и почему
нормальным языком
Вы сейчас честно и без гугла приведённым выше словам определения дать можете?
Язык меняется. Мы не читаем и не пишем на старо-славянском, не используем яти и фиты. Но забываем, что изменился исторический контекст, что для наших детей советская риторика столь же не понятна, что и перси с ланитами, что информационный поток возрос в сотни раз.
Наши дети просто живут в другом информационном поле. Это не значит, что они глупее или менее развиты. И незнание мало употребительных устаревших слов не является показателем чего-либо.
Для чего? Для обсуждения отношений Тургенева с матерью? Маленькие.
Вы сейчас о Крапивине? Не сказала бы, что там всё просто и однозначно.
Но дело не в фамилии. Достаточно современных и не очень авторов, у которых есть сильные и глубокие произведения для подростков.
У нас же программа построена так, чтобы впихнуть как можно больше литературного наследия, желательно в хронологическом порядке.
Это не "предмет для детей", это "дети для предмета".
А итог - отбитое напрочь желание читать.
Есть дети, кому нравится физика, есть дети, кому нравится литература. И нет ничего ужасного, если ребенок не одинаково хорошо знает все предметы. Если учить литературу по принципу не нужно, не поймут, тогда физику нужно учить на уровне не сунь пальцы в резетку убьет и больше не нужно ничего.
Если ребенок любит читать, школьная программа не отбирает желание читать, даже если не все что есть в программе нравится.
Вот для моего ребенка весь список, который Вы привели вместе с крапивиным это ерунда. А физику он не любит. Но если ему нужно в диплом пять, он выучил на пять. А школа и нужна для того, чтобы напрягать мозг и учиться . Даже если не в э нравится. Проще всем сказать о том, что не поймет, не нужно.
Но там я могу влиять на подачу материала
Какое забавное восприятие прочитанного
Не помню, чтобы речь вообще шла о нужности или ненужности предмета.
Резетка... Угу...
Повторюсь, дело не в "нравится - не нравится"
Не нравится обычно то, что неинтересно, непонятно, нудно и бессмысленно.
Сделайте так, чтобы из списка ушёл хотя бы один компонент, и всё будет иначе.
Если ребёнок успел полюбить читать ДО школьной обязаловки. А в современных реалиях на это мало шансов.
Нет, я согласна, что хороший учитель и эту программу вытянет. И из этой программы вытянет максимум. Но, к сожалению, единицы отходят от "луча света в тёмном царстве" и прочих готовых штампов и готовы терпеть мнение детей и находить в любом произведении полезное для них зерно, а не просто готовить к экзамену и поручать выучить "отсюда и до обеда".
Это был не список, а пара примеров
А что читали Ваши дети за рамками школьной программы? Очень интересно.
Для диплома? Ну тоже мотив, конечно. Не самый лучший, правда. Качество таких "вынужденных" знаний чаще всего не самое лучшее, скорее это библиотечные сведения.
... от создателей "думаешь мне работать нравится? но я ж туда хожу"
я в курсе, что я так не убьюсь, но всё-таки
Так хочется убедить в своей правоте?
Я сама учитель. Физики как раз
и вполне можно объяснять так, чтобы было понятно
что, зачем и почему
нормальным языком
Вы сейчас честно и без гугла приведённым выше словам определения дать можете?
Язык меняется. Мы не читаем и не пишем на старо-славянском, не используем яти и фиты. Но забываем, что изменился исторический контекст, что для наших детей советская риторика столь же не понятна, что и перси с ланитами, что информационный поток возрос в сотни раз.
Наши дети просто живут в другом информационном поле. Это не значит, что они глупее или менее развиты. И незнание мало употребительных устаревших слов не является показателем чего-либо.
Для чего? Для обсуждения отношений Тургенева с матерью? Маленькие.
Вы сейчас о Крапивине? Не сказала бы, что там всё просто и однозначно.
Но дело не в фамилии. Достаточно современных и не очень авторов, у которых есть сильные и глубокие произведения для подростков.
У нас же программа построена так, чтобы впихнуть как можно больше литературного наследия, желательно в хронологическом порядке.
Это не "предмет для детей", это "дети для предмета".
А итог - отбитое напрочь желание читать.
↑ Перейти к этому комментарию
Что касается языка... Вам необходимо понимать "мазунчик", "шимезетка", "кухоль"? Понимание этих слов - это показатель чего?
Отношения между людьми
Честность. Подлость. Дружба. Одиночество.
↑ Перейти к этому комментарию
А ведь там не про "ужасы крепостничества", там о маменьке-изверге и попытках вырваться.
Не является главенствующим, говорите? Есть разные мнения
Во всяком случае, на воротах имения было "Они вернутся"
Вы не поверите, но закон Ома можно объяснять по-разному
Суть закона от этого не меняется, а вот его восприятие и понимание очень даже.
Иначе имеем правило, "отскакивающее от зубов", и полную неспособность даже правильно батарею аккумуляторов собрать под свои нужды.
Каждый год у детей один и тот же вопрос: почему нельзя было уйти с собакой. Логики нет в поступке Герасима. И объяснить этот момент "рабской психологией" не получается.
А всё просто: нет логики, потому что бунта в реальности вообще не было. Выплеснулось из автора желаемое из подсознания. Мечта о бегстве от барыни.
Мнение не моё. Но оно как раз поворот сюжета объясняет.
Ну почему же
Путь проб и ошибок никто не отменял
Сколько формально свободных людей всю жизнь проживают в кандалах родительских манипуляций...
Мать Тургенева была не просто жестокой барыней, она была классическим домашним тираном, у которого жертва всегда сама виновата в наказании.
Как-то Ваню высекли, на другой день высекли, на третий тоже. Когда он стал спрашивать, за что его наказывают, мать заявила: "Тебе об этом лучше знать, догадайся". (с)
На детей доносили все слуги, а маменька еще любила в процессе экзекуции изобразить, что она так расстроена, что аж сердце болит, сейчас помрет, и потом в письме описывала, как трогательно пугался за нее сынок, которого она только что хлестала розгами.
Но даже если отвлечься от этого и оставить то самое объяснение о "рабской психологии", всё равно абсолютно не понятно, чем обусловлено изучение именно этого произведения в 5 классе.
"Теория без практики мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна» (с)
Должна быть взаимосвязь. Перекос в любую сторону вреден. Пока в школах значительный перекос в сторону теории. Применять учим только для решения учебных же задач.
Есть множество умных книг для подростков. Но их нет в школьной программе.
Моя старшая дочь в 7 классе. Она очень любит читать. Но как же летом она "продиралась" через "Тараса Бульбу". И язык, и поведение персонажей современному ребёнку 13 лет, мягко говоря, не близки. Описание пыток и казней, высказывания о национальностях, о женщинах... Понятно, что исторический контекст и всё такое. Но насколько это нужно именно в 13 лет? А может "Чучело" и "Голодные игры", "Рыцарей сорока островов" и "Часодеи", Крапивина и Жвалевского читать и обсуждать полезнее в этом возрасте? Интереснее точно.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
На уроках и русского, и литературы каждый урок разбираем значения незнакомых слов. Им не знакомых. Мои ровесники в их возрасте эти слова знали. Уроки литературы теперь - это уроки подстрочного перевода. Не хватает уже времени, чтобы вникнуть во все сложности характера Печорина , например, хоть бы поняли, о чём читали. Грустно.
↑ Перейти к этому комментарию
Собственно, сейчас перечитываю много подобного, восстанавливаюсь после инсульта, очень помогает именно в речевом плане.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: