Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Сказкотерапия: О значении сказки для развития личности ребёнка

Сказкотерапия: О значении сказки для развития личности ребёнка Нашла очень интересную статью о сказках, всем родителям советую почитать!

Вдумчивые, заботливые и мудрые родители, педагоги и психологи постоянно задают себе вопрос: «Как вырастить и воспитать счастливого, успешного, здорового физически и нравственно ребёнка?»

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребёнку знаний о Мире.

Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок (старых и новых, народных и авторских) зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причём знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

- область отношений между людьми;
- инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
- сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
- рекомендации по противостоянию стрессу;
- типологии людей и способы влияния на них;
- духовное развитие человека;
- мужская и женская психология.

Рассказывая ребёнку сказки, обсуждая их, то есть, занимаясь сказкотерапией, взрослый заботится о развитии его души и интеллекта.

Именно поэтому рассказывание сказок необходимо для жизни ребёнка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации.

Итак, современному ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о героях и сюжете. С ребёнком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребёнка от реальности (как ошибочно полагают некоторые). Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем. Главное – заронить в душу ребёнка зерно осмысления.

«Разгадывание», «расшифровка» сказочных уроков и смыслов – это живой творческий процесс, совместная – ребёнка и взрослого – радость мышления и познания. Чтобы разгадывать сказочные уроки нам, взрослым, не обязательно всё знать заранее, можно строить предположения, соотносить сказочные ситуации с реальностью, фантазировать и шутить. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество со взрослым является основной движущей силой развития ребёнка. На некоторые вопросы ребёнка так сразу не ответишь. Для взрослого важно не бояться сказать: пока не знаю, но давай подумаем над этим вместе.

Традиционно в русской культуре ребёнок начинает знакомство со сказками со сказок народных, незатейливых и напевных, сказках с часто повторяющимся рефреном, сказках отнюдь не простых, ибо в них сокрыты глубинные знания об очень важных для человека вещах. Эти сказки повествуют о том, что окружающий нас мир – живой. В любой момент всё может заговорить с нами, оказать помощь или преградить собой путь. Ожившие объекты окружающего мира могут действовать самостоятельно, иметь свои чувства, мысли, желания. В мире всегда есть место помощи и коварству, принятию и зависти, правде и лжи. В этом мире есть зло и неизменно присутствует добро, которое в конечном итоге и побеждает.

Сказки «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят» можно рассматривать как сказки-предупреждения о ловушках социальной реальности. Тогда на примере героев, попавших в затруднительное положение из-за своей глупости, беспечности, неграмотности, сказка показывает ребёнку последствия незрелых легкомысленных поступков. «Будь осторожен. Люди не зря учатся, наблюдают друг за другом и миром. Одно неверное действие, одно неосторожное слово, – и этим воспользуется твой соперник или враг», – нашёптывает сказка подсознанию ребёнка.

Однако не стоит думать, что сказки нагоняют на ребёнка страхи, повышают уровень его тревожности. Сказкотерапевты считают, что, во-первых, определённый уровень тревоги необходим; во-вторых, сказки таким образом формируют нормальный социальный тонус ребёнка, обязательный для самореализации; в-третьих, они дают ребёнку чёткие модели эффективного и неэффективного поведения. Таким образом, обсуждение сказок, поиск жизненных уроков становится профилактикой, психологическим закаливанием от многих проблем, с которыми встретится ребёнок, когда станет старше.

Вот ещё несколько примеров осмысленной работы со сказками… Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому именно сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Сказка В. Сутеева «Раз, два – дружно!» поможет обсудить с малышами идею: мы очень сильны, когда мы все вместе; в нашем единстве очень важен каждый, даже маленький и слабый.

Темы для размышления и обсуждения с дошкольниками по другой сказке В. Сутеева «Палочка-выручалочка»: «выручалочка» – это твой ум, сообразительность, находчивость; как можно назвать человека, который видит в обычных вещах необычное; почему «творцам» жить на свете интереснее?

Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик» предоставляет возможность поразмышлять детям постарше о том, что значит помогать другому; почему без этого в мире людей не обойтись; что означает пословица: «Добро творить – себя веселить»?; какие бывают ценности (материальные и духовные). О ценности и неповторимости каждой личности поведает детям и взрослым сказка Туве Янссон «Дитя-невидимка».

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, в девочках – женственность. В каждом человеке есть мужское и женское, в их взаимодействии сила. Однако, можно условно разделить сказочно-мифологическое наследие на «мужское» и «женское». При этом важно помнить, что благодаря чтению «мужских» сказок девочка познаёт мужской мир и своё мужское начало. Аналогичная логика справедлива и в отношении мальчика.

В «мужских» сказках главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. В «женских» сказках главная героиня (или героини) – персонаж женского пола. Есть «смешанные» сказки, в которых два главных героя обоих полов. «Мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» – соответственно, женские. «Смешанные» сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросёнка» и «Колобок». В них проявляется важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причём, если в «Трёх поросятах» показан успешный сценарий победителя превосходящего силой противника, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику различные способы преодоления препятствий, типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. Всё это должно войти в «мужскую библиотеку» моделей достижения успеха.

Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная Шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и другие. Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (зооморфный или антропоморфный). Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка», «Золушка», «Морозко»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (кроме амазонок). Это неудивительно. Принцип Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически же «женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной. Сама природа женственности очень тонкая, хрупкая, изменчивая, многообразная, поэтому описать её, рассказать о ней можно только языком метафоры.

Кроме того, «сказкотерапия – это ещё и «питание» жизненной оси, нравственного стержня человека. Сказкотерапия требует, как от психолога, так и от родителя, терпения и мудрости. Сказка становится контекстом, отправной точкой для совместных размышлений ребёнка и взрослого» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2005 г.).

У сказкотерапии нет возрастных границ, у каждого возраста свой «слой смыслов», своя сказка, свои способы взаимодействия с ней. Дети, путешествуя по сказке, «мудреют», познают жизнь, приобретают социальные навыки. Для подростков и взрослых эмоциональный аспект («вспоминание» сказочного, то есть – гармоничного мироощущения) является дверью к их личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого, конструктивного изменения реальной ситуации. А открыв в себе ресурс, подросток и взрослый переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их и приступают к конструктивному социальному моделированию. Для подростков и взрослых особенно важны когнитивный (анализ сказок) и творческий (сочинение, драматизация сказок, рисование, создание кукол и проч.) аспекты сказкотерапии.

И ещё один важный секрет метода: в сказкотерапии важно действие, но более важно ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующей развитие личности. Развитие, не зависящее от педагога, психолога, психотерапевта. Собственное РАЗВИТИЕ.

Глубинное зерно сказкотерапии – в жизненных ценностях, которые несут сказки».
Полностью читать тут:http://whatisgood.ru/theory/soviet/o-znachenii-skazki-dlya-razvitiya-lichnosti-rebyonka/
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Сказкотерапия: О значении сказки для развития личности ребёнка
  Нашла очень интересную статью о сказках, всем родителям советую почитать!
Вдумчивые, заботливые и мудрые родители, педагоги и психологи постоянно задают себе вопрос: «Как вырастить и воспитать счастливого, успешного, здорового физически и нравственно ребёнка?»
Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Читать полностью
 

Комментарии

Dezanastasiya
16 августа 2015 года
0
Давно слышу про сказкотерапию) и даже без объяснения, как-то интуитивно, сразу поняла, о чем речь) потому что название говорящее, наверно)
Milana_ulsk (автор поста)
16 августа 2015 года
0
ага
Maluka
16 августа 2015 года
0
Спасибо за пост. Задумалась, последнее время читаю более "взрослые" книги 8-летнему сыну. А про сказки забыла. Возвращаюсь!)
МонТала
17 августа 2015 года
0
Нежная ночь
23 августа 2015 года
0
Сирша_sea
23 октября 2015 года
0
Какое чудо!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам