Жакккард-народные традиции, путешествие через Анды. Часть 4
Ну что суббота, и я с очередным постом-путешествием, о многоцветном вязании в традиции разных народов. Сегодня мы держим курс в южное полушарие, перед нами Перу.
Перу – удивительная страна, где соединены две культуры. В ней присутствует наследие испанских колонистов, прибывших сюда в первой половине шестнадцатого века и индейцев, живших на этих землях испокон веков. Естественно, две культуры отразились на многих аспектах жизни перуанцев. Европейское и индейское наследие присутствует в архитектуре, керамике и текстиле. А именно ткачество и вязание занимает в жизни современных перуанцев огромное место (собственно, потому и возникает сам феномен — перуанское вязание). Ведь многие из них живут в Андах, где температуры бывают совсем не по южноамериканскому холодными. Поэтому перуанцы вынуждены носить шерстяные накидки, носки и даже шапки-ушанки (которые в Перу называются чолло). Даже эти повседневные, казалось бы, вещи, сделанные в кустарных условиях местными мастерами, являются настоящими произведениями искусства, ведь в их узорах отразились культуры нескольких народов, в то или иное время населявших Перу.
Хотя вязаные предметы одежды, созданные андскими мастерами, отличаются разнообразием, все-таки некоторые общие черты у них есть. Дело в том, что вязальщики до сих пор опираются на традиции узора, сложившиеся несколько сотен лет назад. Примечательно, что у каждого региона, у каждой деревни, да и у каждой семьи есть свои оригинальные узоры. Первое яркое отличие перуанского вязания – это то, что его в основном выполняют вязальщики мужского пола. Среди мастеров есть и женщины, но в Перу, в отличие от соседней Боливии, так сложилось, что это кропотливое занятие считается мужской прерогативой. В некоторых областях, таких как Такиле, даже существуют вязальные общины, состоящие из мужчин.
В них мальчиков учат этому мастерству с самого раннего возраста. Интересно, что в таких районах вязаные предметы являются не только защитой от холода и украшением, но и несут в себе определенную информацию. В том же Такиле шапка-ушанка может рассказать о своем обладателе очень много: белая вершина, например, означает, что ее обладатель – холостяк.
Кроме того, даже в юном возрасте, молодые люди уже начинают соревноваться друг с другом с помощью сложности и красоты узора. Первую шапочку мальчики вяжут уже в семь лет. Примечательно, что пока мужчины заняты вязанием, женщины тщательно приготавливают пряжу: стригут шерсть, прядут и окрашивают ее.
Перуанское вязание отличается не только сложностью узора, но и качеством скрепления нитей. Во-первых, пряжа для него берется очень тонкая, около миллиметра в толщину. Во-вторых, спицы для вязания используют очень мелкие, от полутора до двух миллиметров в диаметре. В результате получается от девяти до пятнадцати стежков на два с половиной сантиметра. Интересно и то, что по всей видимости с шерстью в Перу не возникает проблем, а вот спицы достать трудновато, поэтому часто вязальщики пользуются спицами от велосипедных колес. В результате такой мелкой вязки изделия из шерсти получаются не только очень красивыми, но и плотными, почти как войлок.
Из какой шерсти создается неповторимое перуанское вязание? На пастбищах Анд можно встретить много альпак (домашнее парнокопытное животное, принадлежащее к семейству верблюжьих). Шерсть альпаки отличается мягкостью и легкостью, кроме того существует двадцать четыре натуральных оттенка. Хотя в перуанских Андах выращивают и лам, и овец, именно шерсть альпаки больше всего подходит для вязания. В последнее время вязальщики добавляют в изделия акриловые нити. Но они используются в основном для красоты, так как часто они окрашены в яркие неоновые цвета. Однако основой для пряжи неизменно является шерсть альпаки. Это делается не только из-за качества этой шерсти, но и согласно все тем же культурным традициям. Альпаки были одомашнены много столетий назад и всегда использовались именно для получения шерсти для вязания.
Жители Перу вяжут не только шапки и накидки, но и сумки, носки, пояса, а также милые декоративные безделушки, такие как подушки, покрывала и ленточки.
Знаменитые на весь мир рюкзачек мочила, произведение колумбийских вязальщиков.
Пояса
Узоры, используемые для вязания очень разнообразны. Обычно на изделии они присутствуют в несколько рядов. Среди узоров часто можно увидеть изображения животных, растений, даже инициалы вязальщика, описание различных торжеств и других важных событий его жизни.
Интересно, что существует несколько правил для разных изделий. Так, те узоры, которые используются на шапках-ушанках, никогда не встретятся на сумке или поясе. Кстати говоря, именно чулло являются наиболее традиционной формой перуанского вязания. Это самые яркие и изощренно выполненные изделия. Помимо узоров, на которых часто присутствует человек и животные, такие как змеи, лисицы, кошки и орлы, шапки часто украшаются бисером и металлическими заклепками. Также на узорах перуанского вязания очень часто присутствует шахматная клетка. Что касается цветов, то тут в творчестве вязальщиков не встречается никаких ограничений. На изделиях присутствует и зеленый, и белый, и красный, и желтый, и синий цвет.
Власти Перу стараются всеми силами сохранить свои культурные традиции вязания. Сравнительно недавно правительство ввело специальную образовательную программу, призванную научить молодежь азам этого древнего мастерства. Кроме того, во многих школах преподают историю перуанского вязания, которая в деревнях передается из уст в уста на протяжении многих поколений. Также в крупных туристических центрах организовано несколько магазинов, торгующих вязаными изделиями. При этом рядом с каждым поясом, сумкой, пончо или одеялом стоит фотография семьи мастера, сделавшего предмет. Так продавцы стараются поддержать связь покупателя с вязальщиком, что очень важно, поскольку в каждом изделии есть не только общие традиционные узоры, но и уникальные мотивы, принадлежащие только одной семье. Помимо подобных магазинов существуют и рынки, на которых изделия продают непосредственно сами вязальщики.
Вязание в Перу настолько важно, что в стране даже организовано несколько музеев, посвященных этому мастерству. Первой остановкой для всех кто интересуется перуанским вязанием, должен быть Некоммерческий Центр Традиционного Текстиля Куско. Он был создан в целях сохранения текстильных традиций региона путем создания ткацких центров в близлежащих деревнях Анд. Центр отбирает лучшие работы вязальщиков и покупает их для выставки. Так же существует Музей Текстиля Куско, где не только представлены лучшие работы современных мастеров, но есть и старинные экспонаты, там также можно увидеть вязальщика за работой. Также изделия, выполненные перуанскими мастерами представлены во многих интернет-музеях мира. Так, некоторые вещи можно увидеть на страницах электронной выставки музея Канады - «Глина и вещи: общение культур».
Образцы чолло собраные с разных районов Перу.
Настоящее перуанское вязание должно быть выполнено только из натуральной шерсти и окрашено только натуральными красками. Но, к сожалению, в последнее время на крупных рынка в туристических центрах Перу все чаще можно увидеть изделия, выполненные мастерски, но отличающиеся плохим качеством пряжи или красок. Поэтому знатоки советуют приобретать работы у мастеров в деревнях, ведь там людям проще вязать из шерсти альпак, чем закупать синтетические нити. Например, деревня Чинчерро знаменита качеством и красотой, созданных там изделий. Там вязанием заняты все: от мала до велика.
В Чинчерро можно запросто встретить группу подростков, занятых этим кропотливым делом и стариков, которые также стоят со спицами и пряжей в руках. Причем, да, именно стоят, а не сидят. Видимо, в, Чинчерро принято вязать стоя, опускаясь на стул только для небольшой передышки. Интересно также и то, что часто пряжа у вязальщиков находится прямо на шее.
Но перуанское вязание выполняется не только спицами (хотя этот способ наиболее распространен), но и крючком. В этом случае узор вязки отличается от традиционной «елочки» и представляет собой затейливые крупные петли. Такой вид перуанского вязания называется «брумстик».
И сейчас он распространен не только в Перу, но и в Северной Америке, Европе и начинает победоносное шествие среди работ русских рукодельниц. Для того чтобы выполнить брумстик сначала надо на очень толстую спицу надеть несколько воздушных петель, их количество должно быть кратно пяти. После этого из каждой воздушной петли нужно вытянуть длинную петлю и накинуть на другую спицу. После завершения набора петель на эту спицу все петли необходимо аккуратно снять и начать провязывать группы по пять петель. Для этого собирают на крючок первые пять вытянутых петель, захватывают рабочую нить и, соединяют все пять петель, провязывают столбик без накида. Таким образом вяжут еще четыре столбика. Затем вязание не переворачивают, как обычно, а вытягивают длинную петлю через крайний столбик без накида - так до конца ряда. Конечно же, брумстик не является традиционным в Перу, но все же несет некоторые культурные особенности этой страны.
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что вязание – очень важная культурная традиция в Перу. Примечательно, что это искусство интересно не только самим перуанцам, но и приезжим туристам, которые покупают вязаные изделия в неимоверных количествах. Благодаря этому, вековое перуанское мастерство сохраняется не только в стране, но и за ее пределами.
А о текстильных традициях до Колумбовой Америки можно прочитать вот тут:
https://www.stranamam.ru/post/11791057/
https://www.stranamam.ru/post/11790346/
Перу – удивительная страна, где соединены две культуры. В ней присутствует наследие испанских колонистов, прибывших сюда в первой половине шестнадцатого века и индейцев, живших на этих землях испокон веков. Естественно, две культуры отразились на многих аспектах жизни перуанцев. Европейское и индейское наследие присутствует в архитектуре, керамике и текстиле. А именно ткачество и вязание занимает в жизни современных перуанцев огромное место (собственно, потому и возникает сам феномен — перуанское вязание). Ведь многие из них живут в Андах, где температуры бывают совсем не по южноамериканскому холодными. Поэтому перуанцы вынуждены носить шерстяные накидки, носки и даже шапки-ушанки (которые в Перу называются чолло). Даже эти повседневные, казалось бы, вещи, сделанные в кустарных условиях местными мастерами, являются настоящими произведениями искусства, ведь в их узорах отразились культуры нескольких народов, в то или иное время населявших Перу.
- Поделиться
Хотя вязаные предметы одежды, созданные андскими мастерами, отличаются разнообразием, все-таки некоторые общие черты у них есть. Дело в том, что вязальщики до сих пор опираются на традиции узора, сложившиеся несколько сотен лет назад. Примечательно, что у каждого региона, у каждой деревни, да и у каждой семьи есть свои оригинальные узоры. Первое яркое отличие перуанского вязания – это то, что его в основном выполняют вязальщики мужского пола. Среди мастеров есть и женщины, но в Перу, в отличие от соседней Боливии, так сложилось, что это кропотливое занятие считается мужской прерогативой. В некоторых областях, таких как Такиле, даже существуют вязальные общины, состоящие из мужчин.
- Поделиться
В них мальчиков учат этому мастерству с самого раннего возраста. Интересно, что в таких районах вязаные предметы являются не только защитой от холода и украшением, но и несут в себе определенную информацию. В том же Такиле шапка-ушанка может рассказать о своем обладателе очень много: белая вершина, например, означает, что ее обладатель – холостяк.
Кроме того, даже в юном возрасте, молодые люди уже начинают соревноваться друг с другом с помощью сложности и красоты узора. Первую шапочку мальчики вяжут уже в семь лет. Примечательно, что пока мужчины заняты вязанием, женщины тщательно приготавливают пряжу: стригут шерсть, прядут и окрашивают ее.
- Поделиться
Перуанское вязание отличается не только сложностью узора, но и качеством скрепления нитей. Во-первых, пряжа для него берется очень тонкая, около миллиметра в толщину. Во-вторых, спицы для вязания используют очень мелкие, от полутора до двух миллиметров в диаметре. В результате получается от девяти до пятнадцати стежков на два с половиной сантиметра. Интересно и то, что по всей видимости с шерстью в Перу не возникает проблем, а вот спицы достать трудновато, поэтому часто вязальщики пользуются спицами от велосипедных колес. В результате такой мелкой вязки изделия из шерсти получаются не только очень красивыми, но и плотными, почти как войлок.
Из какой шерсти создается неповторимое перуанское вязание? На пастбищах Анд можно встретить много альпак (домашнее парнокопытное животное, принадлежащее к семейству верблюжьих). Шерсть альпаки отличается мягкостью и легкостью, кроме того существует двадцать четыре натуральных оттенка. Хотя в перуанских Андах выращивают и лам, и овец, именно шерсть альпаки больше всего подходит для вязания. В последнее время вязальщики добавляют в изделия акриловые нити. Но они используются в основном для красоты, так как часто они окрашены в яркие неоновые цвета. Однако основой для пряжи неизменно является шерсть альпаки. Это делается не только из-за качества этой шерсти, но и согласно все тем же культурным традициям. Альпаки были одомашнены много столетий назад и всегда использовались именно для получения шерсти для вязания.
- Поделиться
Жители Перу вяжут не только шапки и накидки, но и сумки, носки, пояса, а также милые декоративные безделушки, такие как подушки, покрывала и ленточки.
Знаменитые на весь мир рюкзачек мочила, произведение колумбийских вязальщиков.
Пояса
Узоры, используемые для вязания очень разнообразны. Обычно на изделии они присутствуют в несколько рядов. Среди узоров часто можно увидеть изображения животных, растений, даже инициалы вязальщика, описание различных торжеств и других важных событий его жизни.
- Поделиться
Интересно, что существует несколько правил для разных изделий. Так, те узоры, которые используются на шапках-ушанках, никогда не встретятся на сумке или поясе. Кстати говоря, именно чулло являются наиболее традиционной формой перуанского вязания. Это самые яркие и изощренно выполненные изделия. Помимо узоров, на которых часто присутствует человек и животные, такие как змеи, лисицы, кошки и орлы, шапки часто украшаются бисером и металлическими заклепками. Также на узорах перуанского вязания очень часто присутствует шахматная клетка. Что касается цветов, то тут в творчестве вязальщиков не встречается никаких ограничений. На изделиях присутствует и зеленый, и белый, и красный, и желтый, и синий цвет.
Власти Перу стараются всеми силами сохранить свои культурные традиции вязания. Сравнительно недавно правительство ввело специальную образовательную программу, призванную научить молодежь азам этого древнего мастерства. Кроме того, во многих школах преподают историю перуанского вязания, которая в деревнях передается из уст в уста на протяжении многих поколений. Также в крупных туристических центрах организовано несколько магазинов, торгующих вязаными изделиями. При этом рядом с каждым поясом, сумкой, пончо или одеялом стоит фотография семьи мастера, сделавшего предмет. Так продавцы стараются поддержать связь покупателя с вязальщиком, что очень важно, поскольку в каждом изделии есть не только общие традиционные узоры, но и уникальные мотивы, принадлежащие только одной семье. Помимо подобных магазинов существуют и рынки, на которых изделия продают непосредственно сами вязальщики.
Вязание в Перу настолько важно, что в стране даже организовано несколько музеев, посвященных этому мастерству. Первой остановкой для всех кто интересуется перуанским вязанием, должен быть Некоммерческий Центр Традиционного Текстиля Куско. Он был создан в целях сохранения текстильных традиций региона путем создания ткацких центров в близлежащих деревнях Анд. Центр отбирает лучшие работы вязальщиков и покупает их для выставки. Так же существует Музей Текстиля Куско, где не только представлены лучшие работы современных мастеров, но есть и старинные экспонаты, там также можно увидеть вязальщика за работой. Также изделия, выполненные перуанскими мастерами представлены во многих интернет-музеях мира. Так, некоторые вещи можно увидеть на страницах электронной выставки музея Канады - «Глина и вещи: общение культур».
Образцы чолло собраные с разных районов Перу.
Настоящее перуанское вязание должно быть выполнено только из натуральной шерсти и окрашено только натуральными красками. Но, к сожалению, в последнее время на крупных рынка в туристических центрах Перу все чаще можно увидеть изделия, выполненные мастерски, но отличающиеся плохим качеством пряжи или красок. Поэтому знатоки советуют приобретать работы у мастеров в деревнях, ведь там людям проще вязать из шерсти альпак, чем закупать синтетические нити. Например, деревня Чинчерро знаменита качеством и красотой, созданных там изделий. Там вязанием заняты все: от мала до велика.
- Поделиться
В Чинчерро можно запросто встретить группу подростков, занятых этим кропотливым делом и стариков, которые также стоят со спицами и пряжей в руках. Причем, да, именно стоят, а не сидят. Видимо, в, Чинчерро принято вязать стоя, опускаясь на стул только для небольшой передышки. Интересно также и то, что часто пряжа у вязальщиков находится прямо на шее.
Но перуанское вязание выполняется не только спицами (хотя этот способ наиболее распространен), но и крючком. В этом случае узор вязки отличается от традиционной «елочки» и представляет собой затейливые крупные петли. Такой вид перуанского вязания называется «брумстик».
- Поделиться
И сейчас он распространен не только в Перу, но и в Северной Америке, Европе и начинает победоносное шествие среди работ русских рукодельниц. Для того чтобы выполнить брумстик сначала надо на очень толстую спицу надеть несколько воздушных петель, их количество должно быть кратно пяти. После этого из каждой воздушной петли нужно вытянуть длинную петлю и накинуть на другую спицу. После завершения набора петель на эту спицу все петли необходимо аккуратно снять и начать провязывать группы по пять петель. Для этого собирают на крючок первые пять вытянутых петель, захватывают рабочую нить и, соединяют все пять петель, провязывают столбик без накида. Таким образом вяжут еще четыре столбика. Затем вязание не переворачивают, как обычно, а вытягивают длинную петлю через крайний столбик без накида - так до конца ряда. Конечно же, брумстик не является традиционным в Перу, но все же несет некоторые культурные особенности этой страны.
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что вязание – очень важная культурная традиция в Перу. Примечательно, что это искусство интересно не только самим перуанцам, но и приезжим туристам, которые покупают вязаные изделия в неимоверных количествах. Благодаря этому, вековое перуанское мастерство сохраняется не только в стране, но и за ее пределами.
А о текстильных традициях до Колумбовой Америки можно прочитать вот тут:
https://www.stranamam.ru/post/11791057/
https://www.stranamam.ru/post/11790346/
+143 | Мири | 48 комментариев |
Комментарии
полагаю у него и вязальщики перуанские...
-колумбийское произведение...
Ничего что я ссылки на твои посты дала?
Как же я хочу на море...
Сумашедший заяц открыл купальный сезон. Хорошо что зная клиента, я прихватила большое махровое полотенце с собой. Сейчас сидим в кафе, отогреваем его горячим сидром.
Слухай, а разве сидр греют? Я люблю охлажденный, летом. А горячий не только никогда не пробовала, но даже не знала, что так делают...
Но енто уже не для детей
↑ Перейти к этому комментарию
Давно заглядываюсь на мочилы
Смотрела передачу о культуре индейцев Перу.
Шапку чульо носят только мужчины. Сыну шапку вяжет отец.
По узору, дизайну можно определить положение мужчины в обществе, статус, где живет.
P.S.привыкла к мужским профессиям - шахтеры, сталевары, а тут - такое...
Между прочим вязальшик, исконно мужская профессия, особенно у скотоводов, пока его жена по хозяйству крутится, он баранов пасет. Так нефик в хлолстую гулять! Вяжи блин!
А в средние века по всей Европе, мужчины были при ремесле, женьщины- дом, быт, дети. Гильдии ткачкй, портных и вязальшиков состояли исключтельно из мужчин.
мастерство, граничащее с чудом!!
Красавицы (или красавцы) альпаки!!! У нас такая шерсть стоит бешеных денег
Но я же уже пообещала.
Ну а тему с жаккардам жаба душит бросать, уже три поста было сделано и на этот материал найден. Вто так я и попала, как кур в ощип.
Это называется "не спалось". А вообще-то давно хотелось собрать материал по цветновому вязанию у разных народов. Этнография это мое можно сказать основное хобби.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: