10 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ СКОРБЯЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ
Узнав лично, что такое скорбь за последние несколько лет, я понял, что когда наступает время, когда нам нужно утешить скорбящего человека, люди просто не знают, что сказать или сделать. Мы будто запинаемся и пытаемся преодолеть неловкость, и это все потому, что большинство из нас в жизни пытаются просто спрятать свое горе или отрицают его. Так что, когда мы встречаемся с горем лицом к лицу — на похоронах, в лице своего друга, который потерял ребенка, в объявлении о неизлечимой болезни, — у нас просто нет навыков, чтобы действовать с мудростью.
И этот недостаток навыков заставляет нас говорить все, что кажется нам разумным, но часто является лишь попыткой скрыть наш собственный дискомфорт. Так что в этой статье я расскажу о том, что не стоит говорить скорбящим людям. Я буду прямым и даже немного циничным по отношению к некоторым вещам. Но я действительно хочу, чтоб моя точка зрения была понятна.
Я ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ
Нет, на самом деле, вы не знаете, что я чувствую. И даже если вы тоже потеряли своего отца, вы ведь не теряли моего отца. Даже если вы потеряли своего племянника, вы не теряли моего племянника. Суть в том, что вы, возможно, были в точно такой же ситуации, но отношение — вот что заставляет даже одинаковые ситуации сильно отличаться. Моя любовь к моему отцу, возможно, такая же, как и любовь каждого сына к его отцу, но особенности наших отношений — и хорошие, и плохие — делают мою любовь к нему уникальной, и делают вашу любовь к вашему отцу уникальной. Да, возможно, вам знакома боль утраты отца. И возможно, эта боль частично похожа на мою. Но наша боль уникальна по отношению к людям и воспоминаниям, которые мы потеряли. Так что нет, вы не знаете, что я чувствую.
НА ЭТО БЫЛА БОЖЬЯ ВОЛЯ / НА ВСЕ ЕСТЬ СВОИ ПРИЧИНЫ / У БОГА ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ
Однажды я слышал высказывание, что не стоит говорить о Боге ничего, чего вы не могли бы сказать стоя перед воротами Освенцима. Я скажу больше — никогда не говорите о Боге ничего, чего вы не сказали бы родителям, потерявшим ребенка.
Сказать родителям, которые только потеряли ребенка, что «на все есть своя причина» или что «такова была Божья воля» означает, что Бог сделал это с ними. Сказать евреям в концлагере что «у Бога все под контролем» подразумевает, что это Бог сделал с ними такое. Если вы только не верите в то, что это Бог убивает детей или поддерживает нацистов, то вам лучше избегать всех этих фраз.
Может ли Бог принести добро на место зла? Да. Конечно! Но это совсем не означает, что Бог управляет злом и позволяет ему происходить. Это совсем не означает, что у Бога есть причина, по которой он отнимает детей у родителей.
КАК ТЫ?
Сложно объяснить, почему этого лучше не говорить, ведь такой вопрос показывает наше сочувствие. Кажется, что вместо долгих слов лучше просто задать вопрос.
Однако суть этого вопроса делает его запрещенным. Вопрос предполагает, что человек уже достаточно разобрался в своих чувствах, чтобы объяснить их. Этот вопрос также предполагает, что человек не просто разобрался со своими чувствами, но и хочет обсуждать их с вами. Кроме того, горе так многогранно, что если вы спросите меня, как я, я искренне не буду знать, как ответить на вопрос. Как я себя чувствую в данный момент? Ведь горе волнообразно, и это означает, что в конкретный момент, когда вы зададите мне вопрос, ответ может быть не таким, каким был бы часом позже.
К тому же вопрос не конкретный, так что я не буду знать, как отвечать на него. И из-за того, что у меня такие смешанные чувства, и горе, которое накатывает волнами, и потому, что я знаю, что не смогу объяснить сложность всего этого, я, скорее всего, выберу легкий ответ (легкий для нас обоих): «я в порядке/все нормально/все хорошо». Ведь вы задали простой вопрос, чтоб разобраться в сложной проблеме. Так что я предпочту легкий ответ. И настоящего ответа на этот вопрос никогда не будет.
ОН В ЛУЧШЕМ МЕСТЕ
Во-первых, вы этого не знаете. Вечность каждого отдельного человека не в моей и не в вашей компетенции. Этой фразой часто бросаются, допуская, будто каждый человек попадает в лучшее место просто так. Мы знаем слишком мало о жизни после смерти и о положении человека после смерти, чтоб гарантировать нашу уверенность в том, что каждый просто попадает в лучшее место.
Тем не менее даже если мы достаточно уверены, что кто-то уже в вечной жизни, фактом остается, что Бог сотворил нас, чтобы мы жили на земле. Сделаны из праха земного, люди — привязанные к земле и любящие землю создания. Наше лучшее место, место, для которого мы были созданы, — здесь.
Что мы подразумеваем под «лучшим местом»? Что люди находятся в присутствии Божьем и больше не страдают. Хорошо, с этим я согласен. Но мне трудно поверить, учитывая, как мы были созданы, что небеса лучше земли или что люди находятся ближе к Богу, потому что они «на небесах». Нет, по Библии небеса и земля соединены, и Бог находится и здесь, в этом месте.
У ВАС ЕЩЕ БУДЕТ ДРУГОЙ РЕБЕНОК / В КОНЦЕ КОНЦОВ, У ВАС ЕСТЬ ДРУГИЕ ДЕТИ
Во-первых, вы не знаете, сможет ли мать/отец, который только потерял ребенка, иметь других детей. Вы не можете этого знать. И это само по себе уже не позволяет вам так говорить. Но если углубляться дальше — бестактно говорить так, пытаясь успокоить боль родителей, как бы отвлекая их альтернативой. Разве способность иметь детей автоматически облегчит боль утраты или сделает ее менее заметной? Нет. Не сделает. И не должно. Так что давайте перестанем говорить это.
БОГ ПРОСТО ХОТЕЛ ЕЩЕ ОДНОГО АНГЕЛА
Не только потому, что в этом утверждении присутствует теологическая ошибка (люди после смерти не превращаются в ангелов, они остаются людьми), но еще хуже, что из этого следует, что Бог участвовал в том, что у родителей был отнят ребенок. Что Бог эгоистично захотел забрать этого ребенка себе, так что Он похитил его у родителей, которым сам же его не так давно дал.
Так что на самом деле такое утверждение говорит о характере Бога? Какой Бог дает родителям дитя, а ему родителей, чтоб разлучить их через недолгое время, просто потому, что Он захотел быть с ребенком?
И могу я отметить третью теологическую проблему? Утверждение подразумевает строгое разделение между небесами и землей — такое разграничение противоречит библейским текстам. Ведь по Библии Бог уже присутствует посреди нас на земле так же, как и на небесах. В частности, Дух Божий постоянно пребывает в людях. Это означает, что Бог не нуждается в еще одном ангеле или человеке из-за одиночества или чего-то другого. Бог присутствует с нами.
Дети были созданы для жизни на земле. Не для того, чтобы быть ангелами. Не для небес. Они были созданы, чтобы отражать образ Божий. И они вообще не должны были умирать. И называть такую глупую причину — Богу нужен был еще один ангел — значит совершенно не знать и не понимать характер Бога.
ЗНАЧИТ, ПРИШЛО ЕГО ВРЕМЯ
Я не совсем уверен в том, что это значит, особенно в отношении смерти из-за несчастного случая или из-за болезни. Если человек умирает спокойной, тихой смертью, в преклонном возрасте, тогда, возможно, я мог бы понять такое высказывание. Но тихая, спокойная смерть в преклонном возрасте — это не то, что мы воспринимаем как трагедию. В случае настоящей трагедии часть боли связана именно с тем, что для человека еще не была пора умирать. Он ушел слишком рано. Против своей воли, из-за болезни или несчастного случая. Говорить скорбящим людям, что для их близких это было «время уйти» — значит не только пренебрегать их горем, но это также абсолютно неверно.
ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СИЛЬНЫМ РАДИ Х…
Это уж слишком для скорбящего человека. Ведь это возлагает на него бремя «оживиться» и делать вид, что все в порядке, тогда, когда на самом деле все совсем не в порядке. Будто человек и так не чувствует достаточно боли и давления, мы ему еще и говорим, что его близким будет еще хуже, если он не «возьмет себя в руки» и не будет делать вид, будто все нормально.
Давайте скажем прямо. То, что мы просим человека делать, на самом деле ложь. Мы просим его делать вид, что он в мире маргариток и солнечного света, когда вокруг него надгробные камни и тьма. И мы просим человека лгать для блага его близких, но кто мы такие, чтоб утверждать, что мы знаем хоть что-нибудь о том, что нужно его близким? Может, его близким нужно видеть его скорбь и уязвимость. Может кто-то, кто пытается делать вид, что все нормально, когда это точно не так, — это последнее, что нужно его близким.
БОГ НИКОГДА НЕ ДАЕТ НАМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ВЫНЕСТИ
Откуда вы знаете, что Бог никогда не дает нам больше, чем мы можем выдержать? Серьезно. Откуда вы знаете это? Вы где-то прочитали это в Писании? Или вы видели это на наклейке на бампере? Или Бог спустился и сказал это вам?
Из всего, что я знаю о Боге, две вещи абсолютно понятны. Бог не «дает» людям трагедии. Бог не является причиной зла. Бог, который творит зло (для испытания или потому что «Ему нужен еще один ангел»), — это злой Бог. Я понимаю, что есть много философских нюансов, которые можно было бы тут обсуждать, но суть в том, что я всегда буду настаивать, что Бог не бывает причиной или источником зла.
Второе, в чем я уверен, когда речь идет о Боге, это то, что Бог всегда позволяет людям найти Его в ситуациях, которые тяжелее, чем они могут вынести. Так мы учимся доверять Богу и понимать Его любовь и заботу. Все это основано на идее, что когда мы теряем контроль и не справляемся, Бог остается верным и продолжает работать, меняя тьму и смерть на то, что мы, может, и не сможем контролировать, но что может быть искуплено, изменено.
Так что по всем пунктам это утверждение проигрывает, и его тоже стоит избегать.
ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО, ЧТО Я МОГУ ДЛЯ ТЕБЯ СДЕЛАТЬ?
Этот вопрос обычно звучит из хороших побуждений. В отличие от предыдущих соболезнований и клише, этот вопрос, наконец, обращен к нуждам человека, у которого горе, а не к дискомфорту того, кто озвучивает банальные соболезнования.
Однако я советую избегать этого вопроса, потому что он не достаточно конкретный. Если вы спросите меня, есть ли что-то, что вы можете для меня сделать, выбор слишком велик. Я могу быть слишком загружен всем тем, в чем нуждаюсь, чтоб выбрать что-то одно, так что я просто отвечу: «Нет, все нормально». То же самое происходит в ресторане. Когда в меню слишком много позиций, это сбивает меня с толку и вместо того, чтоб выбрать что-то уникальное, специфическое для этого ресторана, я часто просто возвращаюсь к кусочкам курицы. Все потому, что выбор слишком велик.
Когда у человека горе, есть слишком много вещей, в которых он может нуждаться, даже таких, о которых он и сам еще не знает. Вместо такого вопроса просто постарайтесь узнать через его близких, в чем человек действительно нуждается, а потом спросите: «Могу я сделать для тебя X…? Или кто-то уже занимается этим?». И если есть что-то, что можете сделать конкретно вы, вам могут ответить: «Нет, кто-то другой уже делает это, но мог бы ты сделать Y…?».
Большинства глупых вещей, которые мы говорим скорбящим людям, можно было бы избежать, просто держа рот закрытым. Тишина лучше глупостей, я думаю. Некоторые из этих вещей мы говорим из лучших побуждений, но они не могут по-настоящему передать нашего сочувствия и переживания. В других ситуациях мы на самом деле заботимся не о человеке, мы озабочены собственным дискомфортом.
Так что если в этой статье я отметил что-то, что вы обычно говорите человеку, у которого горе, всегда помните, что ему не нужно, чтобы вы что-то объясняли. Объятия помогут намного лучше. Если Иисус говорил правду и Господь благословляет плачущих, то последнее, что нам нужно, — это быть проклятием для них, говоря вещи, которые приносят больше вреда, чем пользы.
Автор: Tom Fuerst
Перевод: Зина Гаврилюк
И этот недостаток навыков заставляет нас говорить все, что кажется нам разумным, но часто является лишь попыткой скрыть наш собственный дискомфорт. Так что в этой статье я расскажу о том, что не стоит говорить скорбящим людям. Я буду прямым и даже немного циничным по отношению к некоторым вещам. Но я действительно хочу, чтоб моя точка зрения была понятна.
Я ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ
Нет, на самом деле, вы не знаете, что я чувствую. И даже если вы тоже потеряли своего отца, вы ведь не теряли моего отца. Даже если вы потеряли своего племянника, вы не теряли моего племянника. Суть в том, что вы, возможно, были в точно такой же ситуации, но отношение — вот что заставляет даже одинаковые ситуации сильно отличаться. Моя любовь к моему отцу, возможно, такая же, как и любовь каждого сына к его отцу, но особенности наших отношений — и хорошие, и плохие — делают мою любовь к нему уникальной, и делают вашу любовь к вашему отцу уникальной. Да, возможно, вам знакома боль утраты отца. И возможно, эта боль частично похожа на мою. Но наша боль уникальна по отношению к людям и воспоминаниям, которые мы потеряли. Так что нет, вы не знаете, что я чувствую.
НА ЭТО БЫЛА БОЖЬЯ ВОЛЯ / НА ВСЕ ЕСТЬ СВОИ ПРИЧИНЫ / У БОГА ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ
Однажды я слышал высказывание, что не стоит говорить о Боге ничего, чего вы не могли бы сказать стоя перед воротами Освенцима. Я скажу больше — никогда не говорите о Боге ничего, чего вы не сказали бы родителям, потерявшим ребенка.
Сказать родителям, которые только потеряли ребенка, что «на все есть своя причина» или что «такова была Божья воля» означает, что Бог сделал это с ними. Сказать евреям в концлагере что «у Бога все под контролем» подразумевает, что это Бог сделал с ними такое. Если вы только не верите в то, что это Бог убивает детей или поддерживает нацистов, то вам лучше избегать всех этих фраз.
Может ли Бог принести добро на место зла? Да. Конечно! Но это совсем не означает, что Бог управляет злом и позволяет ему происходить. Это совсем не означает, что у Бога есть причина, по которой он отнимает детей у родителей.
КАК ТЫ?
Сложно объяснить, почему этого лучше не говорить, ведь такой вопрос показывает наше сочувствие. Кажется, что вместо долгих слов лучше просто задать вопрос.
Однако суть этого вопроса делает его запрещенным. Вопрос предполагает, что человек уже достаточно разобрался в своих чувствах, чтобы объяснить их. Этот вопрос также предполагает, что человек не просто разобрался со своими чувствами, но и хочет обсуждать их с вами. Кроме того, горе так многогранно, что если вы спросите меня, как я, я искренне не буду знать, как ответить на вопрос. Как я себя чувствую в данный момент? Ведь горе волнообразно, и это означает, что в конкретный момент, когда вы зададите мне вопрос, ответ может быть не таким, каким был бы часом позже.
К тому же вопрос не конкретный, так что я не буду знать, как отвечать на него. И из-за того, что у меня такие смешанные чувства, и горе, которое накатывает волнами, и потому, что я знаю, что не смогу объяснить сложность всего этого, я, скорее всего, выберу легкий ответ (легкий для нас обоих): «я в порядке/все нормально/все хорошо». Ведь вы задали простой вопрос, чтоб разобраться в сложной проблеме. Так что я предпочту легкий ответ. И настоящего ответа на этот вопрос никогда не будет.
ОН В ЛУЧШЕМ МЕСТЕ
Во-первых, вы этого не знаете. Вечность каждого отдельного человека не в моей и не в вашей компетенции. Этой фразой часто бросаются, допуская, будто каждый человек попадает в лучшее место просто так. Мы знаем слишком мало о жизни после смерти и о положении человека после смерти, чтоб гарантировать нашу уверенность в том, что каждый просто попадает в лучшее место.
Тем не менее даже если мы достаточно уверены, что кто-то уже в вечной жизни, фактом остается, что Бог сотворил нас, чтобы мы жили на земле. Сделаны из праха земного, люди — привязанные к земле и любящие землю создания. Наше лучшее место, место, для которого мы были созданы, — здесь.
Что мы подразумеваем под «лучшим местом»? Что люди находятся в присутствии Божьем и больше не страдают. Хорошо, с этим я согласен. Но мне трудно поверить, учитывая, как мы были созданы, что небеса лучше земли или что люди находятся ближе к Богу, потому что они «на небесах». Нет, по Библии небеса и земля соединены, и Бог находится и здесь, в этом месте.
У ВАС ЕЩЕ БУДЕТ ДРУГОЙ РЕБЕНОК / В КОНЦЕ КОНЦОВ, У ВАС ЕСТЬ ДРУГИЕ ДЕТИ
Во-первых, вы не знаете, сможет ли мать/отец, который только потерял ребенка, иметь других детей. Вы не можете этого знать. И это само по себе уже не позволяет вам так говорить. Но если углубляться дальше — бестактно говорить так, пытаясь успокоить боль родителей, как бы отвлекая их альтернативой. Разве способность иметь детей автоматически облегчит боль утраты или сделает ее менее заметной? Нет. Не сделает. И не должно. Так что давайте перестанем говорить это.
БОГ ПРОСТО ХОТЕЛ ЕЩЕ ОДНОГО АНГЕЛА
Не только потому, что в этом утверждении присутствует теологическая ошибка (люди после смерти не превращаются в ангелов, они остаются людьми), но еще хуже, что из этого следует, что Бог участвовал в том, что у родителей был отнят ребенок. Что Бог эгоистично захотел забрать этого ребенка себе, так что Он похитил его у родителей, которым сам же его не так давно дал.
Так что на самом деле такое утверждение говорит о характере Бога? Какой Бог дает родителям дитя, а ему родителей, чтоб разлучить их через недолгое время, просто потому, что Он захотел быть с ребенком?
И могу я отметить третью теологическую проблему? Утверждение подразумевает строгое разделение между небесами и землей — такое разграничение противоречит библейским текстам. Ведь по Библии Бог уже присутствует посреди нас на земле так же, как и на небесах. В частности, Дух Божий постоянно пребывает в людях. Это означает, что Бог не нуждается в еще одном ангеле или человеке из-за одиночества или чего-то другого. Бог присутствует с нами.
Дети были созданы для жизни на земле. Не для того, чтобы быть ангелами. Не для небес. Они были созданы, чтобы отражать образ Божий. И они вообще не должны были умирать. И называть такую глупую причину — Богу нужен был еще один ангел — значит совершенно не знать и не понимать характер Бога.
ЗНАЧИТ, ПРИШЛО ЕГО ВРЕМЯ
Я не совсем уверен в том, что это значит, особенно в отношении смерти из-за несчастного случая или из-за болезни. Если человек умирает спокойной, тихой смертью, в преклонном возрасте, тогда, возможно, я мог бы понять такое высказывание. Но тихая, спокойная смерть в преклонном возрасте — это не то, что мы воспринимаем как трагедию. В случае настоящей трагедии часть боли связана именно с тем, что для человека еще не была пора умирать. Он ушел слишком рано. Против своей воли, из-за болезни или несчастного случая. Говорить скорбящим людям, что для их близких это было «время уйти» — значит не только пренебрегать их горем, но это также абсолютно неверно.
ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СИЛЬНЫМ РАДИ Х…
Это уж слишком для скорбящего человека. Ведь это возлагает на него бремя «оживиться» и делать вид, что все в порядке, тогда, когда на самом деле все совсем не в порядке. Будто человек и так не чувствует достаточно боли и давления, мы ему еще и говорим, что его близким будет еще хуже, если он не «возьмет себя в руки» и не будет делать вид, будто все нормально.
Давайте скажем прямо. То, что мы просим человека делать, на самом деле ложь. Мы просим его делать вид, что он в мире маргариток и солнечного света, когда вокруг него надгробные камни и тьма. И мы просим человека лгать для блага его близких, но кто мы такие, чтоб утверждать, что мы знаем хоть что-нибудь о том, что нужно его близким? Может, его близким нужно видеть его скорбь и уязвимость. Может кто-то, кто пытается делать вид, что все нормально, когда это точно не так, — это последнее, что нужно его близким.
БОГ НИКОГДА НЕ ДАЕТ НАМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ВЫНЕСТИ
Откуда вы знаете, что Бог никогда не дает нам больше, чем мы можем выдержать? Серьезно. Откуда вы знаете это? Вы где-то прочитали это в Писании? Или вы видели это на наклейке на бампере? Или Бог спустился и сказал это вам?
Из всего, что я знаю о Боге, две вещи абсолютно понятны. Бог не «дает» людям трагедии. Бог не является причиной зла. Бог, который творит зло (для испытания или потому что «Ему нужен еще один ангел»), — это злой Бог. Я понимаю, что есть много философских нюансов, которые можно было бы тут обсуждать, но суть в том, что я всегда буду настаивать, что Бог не бывает причиной или источником зла.
Второе, в чем я уверен, когда речь идет о Боге, это то, что Бог всегда позволяет людям найти Его в ситуациях, которые тяжелее, чем они могут вынести. Так мы учимся доверять Богу и понимать Его любовь и заботу. Все это основано на идее, что когда мы теряем контроль и не справляемся, Бог остается верным и продолжает работать, меняя тьму и смерть на то, что мы, может, и не сможем контролировать, но что может быть искуплено, изменено.
Так что по всем пунктам это утверждение проигрывает, и его тоже стоит избегать.
ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО, ЧТО Я МОГУ ДЛЯ ТЕБЯ СДЕЛАТЬ?
Этот вопрос обычно звучит из хороших побуждений. В отличие от предыдущих соболезнований и клише, этот вопрос, наконец, обращен к нуждам человека, у которого горе, а не к дискомфорту того, кто озвучивает банальные соболезнования.
Однако я советую избегать этого вопроса, потому что он не достаточно конкретный. Если вы спросите меня, есть ли что-то, что вы можете для меня сделать, выбор слишком велик. Я могу быть слишком загружен всем тем, в чем нуждаюсь, чтоб выбрать что-то одно, так что я просто отвечу: «Нет, все нормально». То же самое происходит в ресторане. Когда в меню слишком много позиций, это сбивает меня с толку и вместо того, чтоб выбрать что-то уникальное, специфическое для этого ресторана, я часто просто возвращаюсь к кусочкам курицы. Все потому, что выбор слишком велик.
Когда у человека горе, есть слишком много вещей, в которых он может нуждаться, даже таких, о которых он и сам еще не знает. Вместо такого вопроса просто постарайтесь узнать через его близких, в чем человек действительно нуждается, а потом спросите: «Могу я сделать для тебя X…? Или кто-то уже занимается этим?». И если есть что-то, что можете сделать конкретно вы, вам могут ответить: «Нет, кто-то другой уже делает это, но мог бы ты сделать Y…?».
Большинства глупых вещей, которые мы говорим скорбящим людям, можно было бы избежать, просто держа рот закрытым. Тишина лучше глупостей, я думаю. Некоторые из этих вещей мы говорим из лучших побуждений, но они не могут по-настоящему передать нашего сочувствия и переживания. В других ситуациях мы на самом деле заботимся не о человеке, мы озабочены собственным дискомфортом.
Так что если в этой статье я отметил что-то, что вы обычно говорите человеку, у которого горе, всегда помните, что ему не нужно, чтобы вы что-то объясняли. Объятия помогут намного лучше. Если Иисус говорил правду и Господь благословляет плачущих, то последнее, что нам нужно, — это быть проклятием для них, говоря вещи, которые приносят больше вреда, чем пользы.
Автор: Tom Fuerst
Перевод: Зина Гаврилюк
+252 | Маркешка | 498 комментариев |
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вот читаю и с первых слов видно....не наш человек писалАвтор: Tom Fuerst ,так и не дочитала до конца этот опус
↑ Перейти к этому комментарию
И, не дай Бог, ребенок погибает... Да кто угодно.
Нет, слова поддержка близких и их слова очень важны. Теряла родных, близких....
Жизнь идет.
Всегда сложно находить слова в таких случаях, естественно они разные для разных людей, особенно про Бога, у нас была ситуация, когда друзья сказали своим друзьям потерявшим сына что-то подобное, и они на них смертельно обиделись.
Мы цепляемся нашими эго, иногда и правда лучше промолчать... но не всегда получается.
Я думаю, что кому-то лучше ничего не говорить, а кому-то лучше говорить-говорить - даже не очень важно что, а кому-то нужно не говорить, а помощь оказывать, на уровне психофизиологии, т е тела. Гомеопаты обычно дают специальную гомеопатию - она тут как нельзя к месту ) И как плацебо в том числе!!!
Через некоторые время шок уходит, и человека попускает, и тут ему нужно дать выплакаться и выговориться. И чем это интенсивнее и быстрее произойдет, тем лучше.
Фигня еще в том, что "утешающий" сам ретравматизирован часто, поэтому за базар и не отвечает...
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Просто оставить скорбящего в покоя!!!!!
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
https://www.stranamam.ru/post/12306844/
Всегда сложно находить слова в таких случаях, естественно они разные для разных людей, особенно про Бога, у нас была ситуация, когда друзья сказали своим друзьям потерявшим сына что-то подобное, и они на них смертельно обиделись.
Мы цепляемся нашими эго, иногда и правда лучше промолчать... но не всегда получается.
↑ Перейти к этому комментарию
Но я точно знаю, что
- никто не знает, что я чувствую
- что на все божья воля я знаю и так, это не слова утешения для меня , точнее это меня не утешило бы
- он в лучшем месте - это не факт, тоже не аргумент
- будут еще дети - не будет, не мой случай
- бог хотел ангела - мимо, да и не хотел он, такие аргументы вообще у меня протест вызывают
- пришло его время - наверное, но это не утешительно
- ты должен быть сильным ради - не должна
- бог никогда не дает нам больше, чем мы сможем вынести - дает, еще как
- есть что-то, что я смогу для тебя сделать - не знаю, здесь наверное есть - можно озвучить свою потребность на текущий момент, т е этот вариант мог бы быть приемлем, но не утешил бы;
Я думаю, что мне нужно быть наедине со своими чувствами. И пережить это.
Видимо каждому своё.
Я это наблюдаю каждый день. Есть люди, которые в тяжелой ситуации замыкаются в себе, им лучше, когда их никто не трогает. Даже не в столь тяжелых ситуациях, а просто когда хандра или настроение плохое. Больше склонны к этому мужчины.
А есть такие, которым обязательно нужно кричать, ныть, изливаться - пусть даже малознакомому человеку, таких мы тоже видим сплошь и рядом на форумах тех же, и им нужна обратная связь и одобрение, и утешение - иногда они просто ненасытны!
Это больше женщины, и часто это большое испытание для окружения.
У детей тоже по-разному. Часто первое очень выражено у подростков.
Первый вариант тяжелее для самого человека, и комфортнее для окружения, и социально более приемлем. Тяжелее - потому что происходит подавление, инкапсуляция чувств.
Второй - здоровее для самого человека, но не комфортен для окружения.
В первом случае, если человеку тяжело, то его нужно выводить иногда из этого состояние с помощью специалиста.
А во втором обычно само проходит.
Но в основе - разные потребности все равно. У гомеопатов есть такая модальность - лучше/хуже от утешения - она считается очень важной, и она очень сильно выражена обычно.
Но Вы правы
↑ Перейти к этому комментарию
Мультик хороший но мало людей которые могут эмпотизировать,чаще всего второе (((((
да.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
да.
↑ Перейти к этому комментарию
Такие вещи наверное легче слышать верующим (те, которые про бога), а вот фразы типа еще есть или еще нарожаете, вот это действительно
Такие вещи наверное легче слышать верующим (те, которые про бога), а вот фразы типа еще есть или еще нарожаете, вот это действительно
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Да, также считали и мои родственники после маминой смерти, но они забыли меня спросить, что считаю я. Для меня лучше место для моих близких - бять рядом со мной. С прочим только смириться.
Когда умерла моя мать, бабушка потом периодически спрашивала вспоминаю ли я ее. И сейчас иногда спрашивает. И я, честно не могу понять зачем этот вопрос.
Есть рекомендации?
↑ Перейти к этому комментарию
Так вы немного погодя дойдете до того, что говорить "спасибо" и "пожалуйста" не надо, мы же не всегда благодарны человеку, который что-то нам сделал и спасибо говорим потому что так воспитали, да и слова то эти какие-то банальные и надоевшие??
↑ Перейти к этому комментарию
Мне выражали соболезнования в связи с утратой близкого родственника не особо близкие тогда люди.И это было как- то...Ну не знаю, по-человечески.Тепло.
↑ Перейти к этому комментарию
Мне выражали соболезнования в связи с утратой близкого родственника не особо близкие тогда люди.И это было как- то...Ну не знаю, по-человечески.Тепло.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Когда налагается запрет или высказывается отрицание - должна быть альтернатива, автор её не предлагает, т.е., скорбящий должен находиться в полном вакууме, молчаливом погружении в свои тяжёлые мысли?
Очень надеюсь, что таких большинство!
↑ Перейти к этому комментарию
Ладно в глаза видят емоции, а по переписке и написать нечего. Сидишь и со-чуствуешь. Чужое.
Как ослик незная куда его приткнуть, ибо и свои емоции описать не умею, что уж там про чужие.
Помочь не смогу. Ну слова редко нахожу.
Остается что делать своими чуствами и острым желанием помочь. Молится? Как то маловато оно или не так
↑ Перейти к этому комментарию
Мне кажется, люди "держат маску" и без всяких дополнительных словарных поощрений.
Слова как раз могут эту завесу помочь отодвинуть. А могут и не помочь.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Может, я не права, но я - человек действия. Могу помочь - помогаю. Организовать похороны, поминки, оформить документы, встретить-проводить родственников... сделать по максимуму, чтобы люди, которые и так в шоке и растеряны, не носились по городу с бумажками. Не могу помочь - с обнимашками не лезу.
↑ Перейти к этому комментарию
По своему опыту могу сказать, что мне нужно было чтобы со мной говорили.
Хотя, я не помню ничего из того, что тогда мне говорили.
Молчание в этот момент это убивало
Так что спасибо тем, кто не говорил со мной об этом
Есть рекомендации?
↑ Перейти к этому комментарию
Есть рекомендации?
↑ Перейти к этому комментарию
Со словами, которые говорить не стоит, понятно. Но что говорить? Когда у моей хорошей знакомой умер муж, я растерялась. Не зная, как поддержать, я просто промолчала.
Со словами, которые говорить не стоит, понятно. Но что говорить? Когда у моей хорошей знакомой умер муж, я растерялась. Не зная, как поддержать, я просто промолчала.
↑ Перейти к этому комментарию
Я помню, что когда умер мой отец и мне говорили все эти фразы, мне хотелось только одного, чтобы все просто замолчали. Потому что каждому отвечать на его через раз повторяющееся соболезнование, когда тебе ничего и говорить-то не хочется - это тоже очень давит.
Со словами, которые говорить не стоит, понятно. Но что говорить? Когда у моей хорошей знакомой умер муж, я растерялась. Не зная, как поддержать, я просто промолчала.
↑ Перейти к этому комментарию
В моем детстве было очень много похорон, и эти слова, особенно "бабушеккоторыеВСЕзнают" приводили меня в ужас.
Люди, приходящие просто посмотреть и каждый считает долгом что-то сказать или сделать, лишь бы не бездействовать.
Из статьи можно вычленить несколько здравых идей. Но обоснование некоторых моментов никуда не годится.
↑ Перейти к этому комментарию
Но согласна, момент "у кого, где, в чем святость" - сложный, тонкий, спорный...
оставлю это на усмотрение каждого
↑ Перейти к этому комментарию
У автора статьи рамки уж как-то совсем узенькие-узенькие.
Но согласна, момент "у кого, где, в чем святость" - сложный, тонкий, спорный...
оставлю это на усмотрение каждого
↑ Перейти к этому комментарию
Мне понравилось как Вы сказали выше: побыть рядом, позволить проявить чувства.
Я к куме с подругой общей ездила на похороны ее мамы. Она нас увидела - плакать начала. А мы ее просто обнимали и все. Она потом сказала, что впервые и заплакала в тот момент. До того не позволила себе.
А философские фразы, разговор о Боге - это все должно быть индивидуально, прочувствованно, от сердца и для каждого момента неповторимо
Из статьи можно вычленить несколько здравых идей. Но обоснование некоторых моментов никуда не годится.
↑ Перейти к этому комментарию
Когда я погиб очень дорогой для меня человек - все "деликатничали", а мне просто хотелось выговориться, но всем либо реально не было дела, либо так же, как уважаемые психологи, боялись какие-то теоремы нарушить. Только и было, что охали вокруг и изолировали от подобных тем, типа, оберегали. С тех пор все свои скорби держу при себе.
Себя нужно слушать, а не книжки. Книжки чувствам не научат.
Комментарии чую читать мне не стоит
Хотя сейчас общество настолько озлоблено-что мильон раз подумаешь-а нуждаются ли люди вообще в утешении?(((
я не знаю, как правильно - объятия тоже индивидуально действуют и не всем они нужны в такой момент...
У наших хороших знакомых погибла 3 января дочь. Девочке было всего 16 лет (суицид) подробностей не знаю. Мама поделилась своим горем встретив меня в магазине. У меня у самой случился шок и ступор. Знаю семью давно, помню девочку маленькой малышкой, приходящей поиграть в нашу комнату с моей старшей дочкой в офицерском общежитии где мы все жили. Сейчас живем в одном микрорайоне, встретились вновь через 12 лет, получив квартиры от МО. Когда я смогла говорить и хоть немного думать, естественно спросила, чем наша семья может ей помочь. И знаете увидела облегчение в ее глазах и она попросила... И вот сегодня она к нам придет, чтоб обговорить детали. Конечно мы посидим, помянем девочку. И как нам себя вести чтоб не сделать ей еще больнее? У меня от одной мысли что сделала с собой ее доченька просто темнеет в глазах. Моя вторая дочка почти ее ровесница (ходили в одну школу) и я не могу не думать об этом.
И все таки не просто так мы встречаем людей на своем пути каждый день. И в тот день Бог послал ей меня с предложением о помощи. И сейчас то же вот сижу думаю как себя вести вечером и что говорить, и тут Ваш пост. Почитаю комментарии может что-то и проясниться.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
водка будет побеждать психологов всегда для тех людей, у кого диссоциация с телом. водка биологизирует страдание. и человек действительно выгружает психику. ну а что потом выплыло какое недомогание... кто вспомнит и свяжет разовый прием водки через пару лет
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
У наших хороших знакомых погибла 3 января дочь. Девочке было всего 16 лет (суицид) подробностей не знаю. Мама поделилась своим горем встретив меня в магазине. У меня у самой случился шок и ступор. Знаю семью давно, помню девочку маленькой малышкой, приходящей поиграть в нашу комнату с моей старшей дочкой в офицерском общежитии где мы все жили. Сейчас живем в одном микрорайоне, встретились вновь через 12 лет, получив квартиры от МО. Когда я смогла говорить и хоть немного думать, естественно спросила, чем наша семья может ей помочь. И знаете увидела облегчение в ее глазах и она попросила... И вот сегодня она к нам придет, чтоб обговорить детали. Конечно мы посидим, помянем девочку. И как нам себя вести чтоб не сделать ей еще больнее? У меня от одной мысли что сделала с собой ее доченька просто темнеет в глазах. Моя вторая дочка почти ее ровесница (ходили в одну школу) и я не могу не думать об этом.
И все таки не просто так мы встречаем людей на своем пути каждый день. И в тот день Бог послал ей меня с предложением о помощи. И сейчас то же вот сижу думаю как себя вести вечером и что говорить, и тут Ваш пост. Почитаю комментарии может что-то и проясниться.
↑ Перейти к этому комментарию
А что МОЖНО и НУЖНО говорить?
Очень неправильно поставлена статья.Это не так, то не так. Но людям дана речь и мы должны же как то выразить свое сочувствие? Так как же это сделать?
А вот про Бога - согласна.
↑ Перейти к этому комментарию
Емоции мне близки ваши, но у меня мама умерла. Единственное где я могла найти выражение и формулирову емоций это ваши посты про сестру что написать реально незнаю, но делитесь, это нужно и и вам и миру
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
На собственной шкуре.
Смерть близкого - это вообще травматично. Очень многое зависит от характера человека, от его отношения с близким и отношения к жизни и смерти. Травмой в этот момент могут стать как слова, так и их отсутствие, и даже неловкий жест, и даже неуместная (или показавшаяся такой) музыка. А, может, вдруг всплывет в этот момент какое-то давнее воспоминание, связанное с этим человеком и, "сложившись" с чем-то из настоящего станет травмой. всё, что угодно. И говорить: "это можно, это нельзя" ... Спорно всё это.
Мы говорили друг другу бОльшую часть из этого набора фраз и понимали друг друга, и нам становилось легче.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Это про дедушку на похоронах, мне 10 лет. И как следствие, ужасные бесконечные кошмары и страхи, на протяжении лет 25-ти.
Кстати, после техники работы со страхами на летнем марафоне, мне стало легче в теме смерти.
И с постом согласна полностью.
Например это. Ведь это очень емкий вопрос. И взрослые люди, задавая (и получая) его, практически наверняка, понимают, что вопрошающий всерьез не рассчитывает получить исчерпывающий отчет. Это вопрос-начало, причем даже скорее фон, чем реальный вопрос - в этот момент гораздо больше общения происходит невербально. Но без него не будет того потока пролетевших в глазах мыслей, за которые можно постараться уцепиться.
и тогда я обнаружила за собой одну вещь. на вопрос "как ты" мне хотелось материться максимально грязно, типа "б... х...во мне" и это при том, что я в принципе не склонна материться. внешне маска бодрячком, внутренне поливание спрашивающего... ни до, ни после у меня такого не наблюдалось. потом уже, занимаясь психологией, я поняла. мат - заземляет. так я интуитивно спасалась от этой маски, потому что выбор быть бодрячком был невыносимо больным... а по-другому было только хуже.
По сути, проблема не в самом вопросе, а в его подоплеке. Я и говорю, что это не вопрос, это просто вербальный фон у невербального, по большей части, общения. А вот кто и что под этот вопрос подкладывает уже от самого вопрошающего зависит и от близости отношений. Так может быть с любым вопросом.
Ну и я-то больше про общение и сопереживание близких говорю. Пол города, которые всех знают и только на этом основании считают нужным что-то сказать, часто раздражают. У них совсем не утешение является целью и такое хорошо чувствуется.
Да, я больше с позиции того, кто может спросить. Но еще и с позиции того, кого не спрашивают.
И да, речь об очень близких людях, а не о знакомых уровня "соседка Маша", до переживаний которой мне по большому счету фиолетово, а посему и отлавливать какие-то ее готовности пообщаться я точно не стану.
И да, речь об очень близких людях, а не о знакомых уровня "соседка Маша", до переживаний которой мне по большому счету фиолетово, а посему и отлавливать какие-то ее готовности пообщаться я точно не стану.
↑ Перейти к этому комментарию
и тогда я обнаружила за собой одну вещь. на вопрос "как ты" мне хотелось материться максимально грязно, типа "б... х...во мне" и это при том, что я в принципе не склонна материться. внешне маска бодрячком, внутренне поливание спрашивающего... ни до, ни после у меня такого не наблюдалось. потом уже, занимаясь психологией, я поняла. мат - заземляет. так я интуитивно спасалась от этой маски, потому что выбор быть бодрячком был невыносимо больным... а по-другому было только хуже.
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: