Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Буллинг. Ребенка травят в школе

Травля ребенка в школе – это бич современности. Это серьезный вопрос, который нужно поставить во главу угла нынешней системы образования. Мы должны честно и откровенно поговорить о буллинге, чтобы суметь уберечь наших детей.

В России случаи буллинга, то есть травли ребенка коллективом сверстников, регистрируются гораздо чаще, чем в европейских странах. Статистика утверждает, что каждый четвертый ребенок подвергается издевательствам в школе со стороны других учащихся. Что делать, если ваш сын или дочь стали изгоем в классе, как помочь ему выйти из роли «жертвы»?

Проблемы в общении со сверстниками у ребенка могут возникнуть уже в детском саду. Однако случаи эти будут единичными и, что однозначно, несистемными. Первые серьезные «звоночки» приходятся на возраст 10-11 лет. Дело в том, что именно к третьему классу в коллективе складывается определенное общественное мнение, уже видны лидеры и дети-тихони. Каждый ученик стремится занять определенное место в обществе, получить авторитет и одобрение окружающих. Таким образом, в классе устанавливается система соперничества, которая и приводит к проблемам в отношениях, преследованию одного или нескольких учащихся.


Как это происходит?



У буллинга много форм, он может быть выражен в виде агрессивного преследования, насилия, угроз, оскорблений, порчи имущества или же, наоборот, представлен в качестве абсолютного игнорирования жертвы. Новая форма буллинга современности – кибербуллинг, когда сверстники преследуют ребенка в социальных сетях, снимают на видео порочащие или унижающее его достоинство сцены, после чего выкладывают их в интернет.

Если верить статистике, мальчишки прибегают к буллингу в три раза чаще девчонок, но буллинг в исполнении последних отличается особой жестокостью, изощренностью.


Распределение ролей в буллинге



Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.

Инициаторами выступают один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса.

Преследователи – это дети, которые «по указке свыше» третируют жертву, подхватывая жестокую игру. Они наравне с зачинщиками преследуют ребенка, смеются над ним, распространяют свидетельства о буллинге за пределами школьного коллектива. Часть преследователей это делают, подчиняясь чувству толпы, другая – «от нечего делать», а третья – из боязни самим стать объектом буллинга. Но всех преследователей объединяет общая черта, это эгоистичные дети, легко поддающиеся манипуляциям и чужому влиянию.

Наблюдатели напрямую не принимают участия в травле, но и не препятствуют ей. Исходя из того, что у них не хватает духа прекратить преследование другого человека, они становятся его безмолвными свидетелями, поощряющие травлю своим бездействием.

Жертвой или объектом буллинга часто становятся робкие, тихие дети, нередко физически слабые. Они могут выделяться в коллективе своей нестандартной внешностью, особым прилежанием в учебе, талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами. У таких детей может быть слишком высокое о себе мнение или, наоборот, заниженная самооценка.

Иногда в коллективе появляется защитник преследуемого ребенка. Если он обладает авторитетом или действует не в одиночку, способен прекратить буллинг. Но бывает и такое, что сам защитник затем становится жертвой. Чтобы повернуть дело вспять, защитник может в дальнейшем начать наравне с другими преследовать жертву, переведя себя из жертвы в статус преследователя.


Последствия школьной травли

Буллинг, увы, не проходит бесследно ни для одного из его участников. У бывших зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям. Если выяснится, что ваш сын или дочь выступали инициатором насилия, обязательно проведите с ними беседы о гуманизме, человечности, сострадании к ближнему, опасному влиянию толпы. Объясните ему, что завтра именно они могут стать жертвой травли в другом коллективе, например, в студенческом или рабочем.

Если же ваш ребенок оказался объектом издевательств, обязательно покажите его хорошему психологу. Бывшей «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях.



Как помочь ребенку?



Уделите должное внимание проблеме. Самое страшное, что может быть во время травли ребенка, это бездействие его родителей. Недопустимо самоустранятся от решения проблемы и игнорировать само ее существование. Называйте вещи своими именами, вашего ребенка травят, он жертва, объект издевательств и вы обязаны ему помочь!

Окажите поддержку своему ребенку. Откровенно поговорите с ребенком, выясните, какой форме преследования он подвергается, насколько высока вероятность угрозы его жизни. Обязательно поддержите «Ты правильно сделал, что все мне рассказал. Ты не виноват, что оказался объектом буллинга. Я тебе помогу!».

Обратитесь к педагогическому составу, руководству школы. Сначала поговорите с классным руководителем ребенка, продемонстрируйте свою решительность разобраться в ситуации, будьте готовы пройти все возможные инстанции, чтобы прекратить буллинг в отношении ребенка. Ваша задача – не спустить дело на тормоза, ограничиваясь одним разговором, а выступить жестким контролером принимаемых мер со стороны руководства школы.

Поговорите с родителями зачинщиков. Если зачинщиков в классе много, инициируйте внеплановое мини-родительское собрание. Откровенно расскажите о своей проблеме, призовите к ее решению, выработайте план действий. Не лишним будет пригласить на встречу специалиста правоохранительных органов, инспектора по делам несовершеннолетних, педагогов, которые выступят свидетелями травли.

При необходимости обращайтесь в высшие инстанции. Если травля носит затяжной характер, ситуация острая, забудьте об ограничении «не выносить сор из избы», оно сейчас неактуально. Вы должны привлечь внимание общественности к проблеме своего ребенка, заставить бездействующих лиц ее решать. Запишитесь на прием к главному специалисту департамента образования, пишите письма в Министерство (с копиями на адрес школы и местного отдела образования). Обращайтесь в правоохранительные органы и службу по делам несовершеннолетних. Действуйте, травлю можно прекратить!


Реальная история

За время работы в сфере образования я стала свидетелем резонансного дела. Шестиклассница стала объектом насмешек, жертвой буллинга. Руководство учебного заведения приняло все возможные меры, чтобы решить проблему и помочь девочке преодолеть тяжелый период в жизни:

1. Был откровенный разговор девочки (при участии ее родителей) с психологом, социальным педагогом и завучем по ВР. Скрупулезное выяснение всех обстоятельств травли, определение зачинщиков и преследователей.

2. Неоднократные беседы классного руководителя с участниками буллинга, полный контроль за их последующими действиями, как в школьных стенах, так и за пределами.

3. Собрание в кабинете директора родителей участников травли. Выработка плана действий по решению проблемы. Повторение собраний с определенной периодичностью до полного разрешения ситуации. (Беседы велись по форме: что было сделано, каковы последствия? что еще можно сделать, чтобы прекратить буллинг?).

4. Классные часы для параллели 6-9-х классов при участии представителей правоохранительных органов, службы по делам несовершеннолетних, инспектора городского департамента образования. Это очень действенный способ прекратить буллинг. Специалисты довели до ведома учащихся, какие последствия им грозят, если буллинг будет продолжен. Озвучены сроки ограничения свободы, согласно законодательству страны. Приведены примеры из личной практики специалистов по теме разговора.


В конечном итоге девочке удалось помочь, буллинг был прекращен, а виновные понесли ответственность (к их счастью, не уголовную). Классные часы на параллели оказали глубокое воздействие на сознание учащихся, и вплоть до выпуска, травли в указанных классах не наблюдалось.

Запомните, именно на школе лежит ответственность за воспитание подрастающего поколения. Прямая обязанность руководства учебного заведения – прекратить травлю. Если администрация бездействует - это серьезное основание для обращения в вышестоящие инстанции, в том числе, в прокуратуру.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Буллинг. Ребенка травят в школе
  Травля ребенка в школе – это бич современности. Это серьезный вопрос, который нужно поставить во главу угла нынешней системы образования. Мы должны честно и откровенно поговорить о буллинге, чтобы суметь уберечь наших детей.
В России случаи буллинга, то есть травли ребенка коллективом сверстников, регистрируются гораздо чаще, чем в европейских странах. Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Последние читатели:



Комментарии

nataliavs
27 февраля 2015 года
+7
Почему явление только современности?можно вспомнить фильм "Чучело" например.
Vallderama
27 февраля 2015 года
+1
У меня недавно запись была о суициде. Родители пошли путём рекомендуемым в статье. А мальчишка погиб.
Наталья Бартукова
27 февраля 2015 года
0
можно ссылку у вас попросить?
Русь-2
3 марта 2015 года
0
Не смогла прочитать Вашу ссылку, закрыт дневник
оксана-мамка
2 марта 2015 года
0
В ответ на комментарий Vallderama
У меня недавно запись была о суициде. Родители пошли путём рекомендуемым в статье. А мальчишка погиб.

↑   Перейти к этому комментарию
да, я читала этот пост у Вас. жалко парня.
Ивнадежда
27 февраля 2015 года
+1
К сожалению такое встречается все чаще. Мою дочь тоже обзывают толстой и меня оскорбляют ,говоря,что мать у тебя толстая. Приходиться объяснять ей,что дети недалекого ума и завидуют. Вот от куда это берется,кто дал им право лезть к другим?
све-ма
27 февраля 2015 года
0
В Украине тоже такое,к сожалению
Ирэна
27 февраля 2015 года
+5
мне кажется, что родителям надо активней вмешиваться при возникновении подобной ситуации! ждать пока отреагирует администрация школы и т.д. может быть фатально для ребенка!
natalushka34
27 февраля 2015 года
0
Со старшей пережили несколько неприятных моментов. Теперь с младшей сразу к директору иду, учитель только на себе зациклена. С ней разговаривать бесполезно.

А если прессинг со стороны воспитателя в д.саду, куда идти?
Ирэна
27 февраля 2015 года
+1
ну я думаю, по той же схеме - заведующая, ГОРОНО только не затягивать
natalushka34
27 февраля 2015 года
0
Здесь, я думаю, можно не так глобально. Ребёнок очень подвижный. Молодая воспитательница вправляется, а вот пожилой тяжело. Вот она мне постоянно на медикаментозные методы воздействия на ребёнка намекает. Медсестру подключила, лекции я постоянно на эту тему выслушивала. Сейчас сидим дома, я сына зимой решила не водить. А там и июнь не за горами, садиковская группа, другой воспитатель. К ней обе мои дочери ходили, сын тоже уже хорошо знаком.
ViktoriyaVita
27 февраля 2015 года
+6
В ответ на комментарий natalushka34
Со старшей пережили несколько неприятных моментов. Теперь с младшей сразу к директору иду, учитель только на себе зациклена. С ней разговаривать бесполезно.

А если прессинг со стороны воспитателя в д.саду, куда идти?

↑   Перейти к этому комментарию
natalushka34 пишет:
Теперь с младшей сразу к директору иду, учитель только на себе зациклена. С ней разговаривать бесполезно.
Вы знаете, мне немного непонятен такой метод решения вопросов. Я просто сейчас наткнулась на Ваши же комментарии в другом посте, только они были про врачей.
Я в поликлинике с врачами стала общаться только через заведующую, по другому не получается.
. Теперь это же вижу по отношению к учителям. Не уже ли ВСЕ плохие? Не уже ли только так нужно решать проблемы? Мне кажется, что такой метод не способствует установлению дипломатических отношений между людьми, вынужденных некоторое время общаться. Я, конечно, не знаю кто Вы по профессии. Но если с Вами будут так поступать те, кому приходится сталкиваться с Вашей профессиональной деятельностью? Разве это правильно? Разве правильно сразу жаловаться начальству, прыгать через голову?
natalushka34
27 февраля 2015 года
0
На дипломатичность уже не хочется тратить своё время.

Со старшим ребёнком все вопросы мы решали вместе с классным руководителем. Младшей с учителем не повезло, во всём виноваты родители, денег мало сдают. Нет денег везде видеокамеры поставить и следить за ситуацией. Мне было сказано, что в школу мне лучше не ходить, сумму будут в дневник записывать.

В поликлинике несколько иная ситуация. Простоишь в очереди полчаса - час с здоровыми детьми, а потом выходит врач и говорит, а остальные присоединяйтесь к другой очереди, дальше у меня приём там. А вторая очередь - это уже детишки с инфекциями ко времени приёма больных детей подошли. Вот и бежим к заведующей просить, чтобы на прививку направили или взвесили в этом кабинете, зачем инфекции цеплять.
Ирэна
28 февраля 2015 года
+2
В ответ на комментарий ViktoriyaVita
natalushka34 пишет:
Теперь с младшей сразу к директору иду, учитель только на себе зациклена. С ней разговаривать бесполезно.
Вы знаете, мне немного непонятен такой метод решения вопросов. Я просто сейчас наткнулась на Ваши же комментарии в другом посте, только они были про врачей.
Я в поликлинике с врачами стала общаться только через заведующую, по другому не получается.
. Теперь это же вижу по отношению к учителям. Не уже ли ВСЕ плохие? Не уже ли только так нужно решать проблемы? Мне кажется, что такой метод не способствует установлению дипломатических отношений между людьми, вынужденных некоторое время общаться. Я, конечно, не знаю кто Вы по профессии. Но если с Вами будут так поступать те, кому приходится сталкиваться с Вашей профессиональной деятельностью? Разве это правильно? Разве правильно сразу жаловаться начальству, прыгать через голову?

↑   Перейти к этому комментарию
можно влезу??? зачастую тот же учитель, просто не хочет ничего делать! что делать? воспитывать ее, убеждать? зачем?
ViktoriyaVita
28 февраля 2015 года
0
Ирэна пишет:
зачастую тот же учитель, просто не хочет ничего делать! что делать? воспитывать ее, убеждать? зачем?
Возможно учитель не видит этого (если ситуация, похожая на описанную мной ниже), возможно не знает, что делать. Понять могу, ведь это очень сложная проблема и методы ее решения должны быть тонкими и сто раз выверенными, чтобы не навредить. Оправдать не могу. Так как, если не знаешь, как самому справиться, подтягивай психолога, руководство. Но все равно, не считаю правильным сразу, обходя учителя, идти к руководству. Это не на благо ребенка. Родители должны помнить, что у ребенка в этом классе проходит сейчас большая часть времени.
Если же это действительно наплевательское отношение со стороны учителя, то тогда после беседы с ним/ней необходимо идти выше. Убеждать не нужно. Черствого и эгоистичного человека не переубедишь.
Ирэна
28 февраля 2015 года
0
неее! в обход не надо! но если родители видят, что от классного руководителя толку ноль - почему это уж отдельный вопрос, то надо обязательно идти дальше, а не ждать у моря погоды!
ViktoriyaVita
28 февраля 2015 года
0
Тогда я с вами согласна. Единственное уточнение. Родители чаще всего приходят в горячке, и первый кому перепадает, это учитель. И чаще всего разговор начинается с крика и обвинений. Лучше, если он будет начинаться с фразы: "У нас есть серьезная проблема. Давайте подумаем, как ее правильно решить".
Мне, наверное, повезло с коллективом. Есть у нас , конечно, зацикленные на себе особы, обиженные на всех и вся. Но их мало (в нашей школе). И даже если эта личность не желает видеть проблем ребенка, то тогда вмешиваются другие учителя (хотя они и не классные руководители в данном классе).
Ирэна
28 февраля 2015 года
0
естественно надо начинать с диалога!
Ксения Би
28 февраля 2015 года
0
В ответ на комментарий ViktoriyaVita
Тогда я с вами согласна. Единственное уточнение. Родители чаще всего приходят в горячке, и первый кому перепадает, это учитель. И чаще всего разговор начинается с крика и обвинений. Лучше, если он будет начинаться с фразы: "У нас есть серьезная проблема. Давайте подумаем, как ее правильно решить".
Мне, наверное, повезло с коллективом. Есть у нас , конечно, зацикленные на себе особы, обиженные на всех и вся. Но их мало (в нашей школе). И даже если эта личность не желает видеть проблем ребенка, то тогда вмешиваются другие учителя (хотя они и не классные руководители в данном классе).

↑   Перейти к этому комментарию
ViktoriyaVita пишет:
Родители чаще всего приходят в горячке, и первый кому перепадает, это учитель. И чаще всего разговор начинается с крика и обвинений. Лучше, если он будет начинаться с фразы: "У нас есть серьезная проблема. Давайте подумаем, как ее правильно решить".
Про наших некоторых родителей. Я как родительница говорю.Причем в некоторых случаях, та еще жалобщица. Можно, на мой взгляд к психологу школьному (или с соц.защиты) сходить и выпустить пар (их учат с этим справляться, а у учителя все-таки другие задачи и нет подготовки). Ребенку в такой ситуации нужен человек(родитель) с трезвой головой, который поможет разрулить ситуацию.
hidzhab8
27 февраля 2015 года
+1
Я была жертвой подобной ситуации. Во первых,мои родители разных наций-мать русская,отец кавказец. Жили мы на Кавказе....я была все равно чужой. Во вторых,я пошла в школу в 7 лет и была старше. У меня раньше началось половое созревание-я была в 6 классе уже "тетей". А для одноклассниц-"бочкой". Смеялись над моей растущей грудью,над моей копмлекцией,над одеждой. Игнорировали,обзывали,унижали. Мама хотела вмешаться,хотела перевести в другую школу. Я отказалась-" я сказала-я не сдамся!" уперлась кроче. Классная руководитель и учителя все знали-НИКТО НЕ ВМЕШИВАЛСЯ! Пока не зашло далеко. Начались драки...дралась с девочкой,а потом натравили мальчика. Еа самом деле такую же жертву-что бы зачинщикам не попало. Меня толкнули и я ударилась головой об угол. Помню как старшеклассницы проходили и говорили что я дура-я шла лохматая,заплаканная и без обуви.... Моя мама как узнала-примчалась в класс и при всем классе врезала мальчику и пригрозила что убьет любого кто еще тронет меня. Мне было жалко этого мальчика-потому что он жертва,а твари сидели молча. Сцена была при завуче,которая еще сделала замечание моей маме,своей коллеге(мама в школе работала). За что получила словесно тоже. ПОСЛЕ ЭТОГО мать КРЕПКО поговорила с классной и была проведена беседа. Меня просто игнорировали,а в следующем году еашли новую жертву. Тогда я не понимала кто зачинщик,сейчас понимаю. Это была САМАЯ тихая девочка в классе. Со всеми я нашла общий язык в 9 классе до 11. С ней-никогда. Она была как змея. Тихая и злая.
ViktoriyaVita
27 февраля 2015 года
+4
Меня тоже очень интересует эта тема, так как работаю в школе. Приходилось видеть это явление. Жуткая вещь. Особенно, если для родителей и для учителей буллерами разыгрывается одна роль, а для жертвы совершенно иная. Что я имею ввиду. Для учителя те, кто травит, желают представить себя в качестве эдаких "сочувствующих" личностей, "желающих" помочь жертве обжиться в коллективе. Но вот как они, бедненькие, не стараются, но Таня/Маша/Вася/Андрюша не идут на контакт. Очень часто поступают следующим образом: пока учитель не видит, дергают жертву исподтишка, провоцируют на выброс эмоций, готовят к финальной сцене. А финал выглядит таким образом, что всей "подготовительной" работы учитель/взрослый не видит, а видит лишь взрыв эмоций жертвы и то, как именно жертва начинает драку. Как Вы думаете в этом случае поступает взрослый? Однажды случайно заметив такой сценарий, я перестала делать поспешные выводы о виновнике драки или скандала. Я просто начинаю внимательно присматриваться к ситуации, бывает даже тайком слежу за участниками скандала, чтобы иметь возможность получить не срежиссированную ситуацию, а реальную картину. Но для этого нужно время.
Как-то сидела перерывала интернет в поисках информации, как же действовать в таких случаях, и вот что мне показалось достойным внимания. Может кому-то поможет. https://www.stranamam.ru/post/8518367/
Ольга Сухи
28 февраля 2015 года
+1
У меня у дочери нейродермит и сильнейшая аллергия на рыбу. Одноклассники просто издевались над ней из-за болячек и пытались задеть рыбой. После очередной болезни просто забрала ребенка из школы. Теперь учимся дома - ребенок спокоен. Проблем стало намного меньше.
Gkfxtdyfz
2 марта 2015 года
+3
Как научить ребенка сочувствию?

Начитавшись Дарвина

В XIX веке, в пору увлечения Дарвином, многие с упоением повторяли: «Жизнь - это борьба за существование, выживает сильнейший! Гуманизм, сочувствие не присущи живой природе, это хрупкие, чисто человеческие духовные построения, биологически всё и вся борется за выживание, думая только о себе и не щадя никого».

Сухой остаток этих убеждений проникает во все щели общественного сознания, и в наши дни совсем не считающий себя дарвинистом папа готовит сына к школе словами: «Там (в первом классе!) выживает сильный, ты должен поставить себя! Сразу покажи зубы, слабака затопчут!»

А милые молодые мамы и немолодые бабушки как абсолютную истину произносят:
«Обязательно надо в детский садик, она у нас (у вас) такая домашняя, неприспособленная - не выживет в детском сообществе, пусть потренируется в реальной жизни сдачи давать, свое место отвоевывать, ведь скоро в школу!»
«Ты с ума сошла со своим сочувствием! За мужиков бороться надо, на сочувствующих воду возят - на свою бабушку посмотри...»
«У настоящего мужчины ни соплей, ни слюней быть не должно, сочувствовать будем потом, в старости, когда все будет достигнуто».Волки, обезьяны, дельфины, мы...

XXI век принес в нашу жизнь не только необычно быстрое (в реальном времени) развитие науки, но и интуитивное понимание того, что умение сочувствовать и сопереживать, вовремя помогать, а не отталкивать - залог физического и психического здоровья человека, его успешности в обучении и карьере. Это подтвердила и современная нейропсихология, открывшая так называемые зеркальные нейроны (нервные клетки) в мозгу человека, которые считывают происходящее с другими людьми и активно включают нас в сопереживание и резонанс в ответ на эмоциональное состояние ближнего.

Более детальные исследования выявили появление сочувствия и поддержки не только у волков, обезьян и дельфинов, но и у менее развитых в смысле эволюции видов.

Наука и ее представители пришли к выводу, что человек изначально генетически готов к сочувствию и сопереживанию. Например, в Лейпцигском институте антропологии провели эксперимент: взрослый человек один не справляется с заданием на глазах у полуторагодовалых детей. И они по собственному побуждению - уж как могли - кидались ему на помощь! Взрослые участники эксперимента этим малышам были совершенно чужими, и вознаграждения за помощь детям не обещали и не давали. Самое важное в этом открытии, вынуждающем нас пересмотреть взгляды на образование и воспитание будущих поколений (т. е. наших детей и внуков), вот что. Ребенок, пришедший в мир, ждет от взрослых сочувствия и понимания как питательного бульона развитияУстановка на бездушие

Мы много говорим о племени «бездушных» детей, виним время. Но время - это мы, среда - тоже мы.

Мальчик лет трех с радостным криком несется к голубям и начинает... их топтать. В этом возрасте чувства других еще не осознаются, действие и результат связаны слабо. С его точки зрения он - воин и победитель (про роль компьютерных игр и ТВ с удовольствием, но в другой раз!). Его бабушка сидит на лавочке и спокойно наблюдает, прохожие молчат (и то хорошо, а иногда ведь поддержат: «Развелись тут!»). Если сейчас не сказать ему: «Они живые, им больно, нельзя! Ты же добрый мальчик, а крушить живое - плохо, стыдно. Мы не позволим, их жалко!» - на всю жизнь останется в нем укоренившееся право давить, топтать, если захотелось. Да, бабушка, и Вас - когда вырастет!

При этом в нем будет бороться стыд неосознанного, но гадкого поступка, сочувствие к убитым голубям, желание быть хорошим для себя и других. И он это или когда-то осознает и скажет: «Стыдно рассказывать, какой дрянью я был!» - или поднимет в ответ на то, что бродит внутри, защитную агрессию: «Это всё они - не там ходят, не так живут!»... И мы получим в худшем случае маньяка, а в лучшем - человека жестокого к близким и дальним, опасного и для себя, и для других.

Взрослые не донесли до ребенка смысл происходящего, он будет искать его сам. И что он найдетЧто в зеркале тебе моем?

Когда мы сочувствуем человеку, мы его видим, слышим и чувствуем. Наши реакции - зеркало, в котором он узнает себя. И если это зеркало доброжелательно принимает все, что происходит с нами, у нас появляется стимул что-то делать, менять, узнавать. Особенно важно это для маленького ребенка - взрослые вокруг, становясь его зеркалом (он, например, встревожен, а взрослый говорит: «Ты волнуешься, я вижу, и я с тобой»), поддерживающим, помогающим, с одной стороны, знакомят ребенка с самим собой, его чувствами и действиями, с другой стороны, создают у него ощущение уверенности в том, что он нужен и важен для других. А главное - виден и слышен, и тогда в том, что он делает, есть смысл для него самого.

Ира, лет 15, маме: «Карину так сегодня били ребята, ужас!» Мама: «А ты где была? Тебя не тронули?» Ира: «Нет, нас не за что, мы не динамим. Мы смотрели». Мать: «А где она сейчас? А что учителя?» Ира: «Не знаю, мы ушли. А то и нас впутают». Мать: «Молодцы! Потом всю школу отмываться, из-за какой-то!» Это реальный диалог из моей практики в пересказе действующих лиц. Запрос к терапевту: Ира ничего не хочет - ни учиться, ни делать что-нибудь. Нет мотивации. Почему же? Обратите внимание: девочка говорит о своем страхе («ужас!») и потрясении. А мама выясняет обстоятельства, и ни слова о чувствах дочери, Карины или других. Налицо мнимое сочувствие ребенку, но послание очень четкое: «Главное, чтобы у нас не было неприятностей».

В отличие от взрослых, у которых это менее заметно, старанию детей и успеху их начинаний в решающей мере способствует просто присутствие взрослого и проявление интереса с его стороны. Живые позитивные отношения и сотрудничество с ребенком придают смысл его деятельности. И не только в семье: если школьный учитель при самых благих намерениях не обучен сочувствовать, видеть и слышать учеников, мотивация к учебе у них от класса к классу снижается. И взрослые в этом не склонны винить себя: «Это сейчас такие дети, им ничего не нужно!» А может быть, это мы такие? И нам нужно что-то менять в себеНе выживать, а сопереживать

Как учить детей сочувствию? Это серьезный вопрос: мы часто путаем сочувствие и резонанс, а это очень разные вещи. За счет зеркальных нейронов (о них речь шла выше) мы способны ощутить почти как свои боль, горечь, усталость другого человека: кто-то уколол палец до крови, а мы ойкаем и вздрагиваем. Часто возникает модель: тебе больно, а мне от этого еще больнее, я слабею от переживаний за тебя, я весь в них, меня с моими чувствами нет, я весь в тебе. Это как раз прямой резонанс: мы как бы повторяем то, что происходит с другим. В это время мы действительно слабы и беспомощны: сделать что-то со своей болью может только другой, но и он как будто уже отвечает и за нашу боль из-за него.

Мы часто перегибаем палку, убеждая малышей чувствовать боль другого как свою: «Видишь, как у мамы ручка болит, как ее жалко! Если бы у тебя так ручка болела, каково было бы тебе?» У человека с развитым резонансом два пути: первый - жить жизнью других, забыв о себе, второй - чувствуя свою беспомощность, включить агрессию и ею отгородиться от людей, как бы ненавидя больных и слабых.

Стресс и страх резко снижают активность зеркальных нейронов и за счет этого - способность человека воспринимать и учиться. Мы ведь считываем информацию с других, с их голоса, мимики, жестов, эмоциональных образов. Авторитарные способы воспитания и обучения, да и просто общения, вызывая именно страх и стресс, блокируют коммуникацию, и тогда продуктивно общаться невозможно.

А настоящее сочувствие - это помнить о себе, о своих чувствах - и видеть, чувствовать и слышать, что происходит с другим. Видеть и себя, и его. Звучит это так: «Мне грустно, что тебе больно, чем я могу помочь?» Здесь два человека, и если одному плохо, то второй может его поддержать. Часто, когда чувства человека замечены, ему уже становится легче.

Предвижу вопрос: если я не научился эмоциональному общению в детстве, то теперь уже ничего не изменить и не поправить?

Это не совсем так - мозг человека способен к переобучению в любом возрасте, особенно когда речь идет о естественных врожденных способностях. Стараясь по-другому общаться с детьми, отвечая на обращенные к нам предложения о совместных делах и развлечениях друзей и просто знакомых, мы неожиданно обнаруживаем в себе живость, эмоциональность, стремление расти и развиваться. Стоит попробовать - во всяком случае, это привлекательнее, чем всю жизнь «бороться за выживание»!
доктор Мам
3 марта 2015 года
+3
Мой ребёнок 15 лет второй год учится в другой школе, в старой заклевали. Пробовали и к соц. психологу, и к классной, и к родителям, не помогло. Когда наш папа (а он "большой и толстый") стал напрямую разговаривать с обидчиками, всё стало гораздо спокойнее, причём, он обходится без рукоприкладства, но такие дети понимают русскую речь, когда видят "силу", к сожалению. А дочери я всё время говорю, что есть обезьяны, похожие на людей, а есть люди, похожие на обезьян, учу игнорировать словесный понос, но если кто - то попытается обидеть физически или унизить, то она знает, что у обидчика будут проблемы (мягко говоря).По сути, это не дети виноваты, что они растут такими жестокими - родители.Они заняты добыванием денег и втюхивать своему отпрыску чувство сострадания им просто - напросто некогда. Такие родители даже не задумываются, что всё это , я имею ввиду жестокость, чёрствость, грубость, вернётся им же сторицей и обеспечит им " спокойную" старость.
Русь-2
3 марта 2015 года
+1
Я, в свое время, была жертвой булинга. Классная руководительница не обращала на это внимание, да и остальные учителя тоже. В меня на уроке могли кинуть жвачку или плюнуть в тетрадь... Было так плохо, что думала о суициде. Родителям ничего не говорила, как же можно стучать?!! Дело было в 7-ом классе в конце учебного года. У нас в школе набирали физико-математический класс (8-й), и наша физичка Наталья (отчество не помню, она была молодая посое института), поставила мне 5 по физике с условием, что я уйду в этот класс, чтобы избежать этой травли. Только она одна предприняла какие-то меры. Спасибо ей за это огромное! А всем остальным было просто плевать! Теперь у меня двое детей, сыновья 5 и 1 год, очень боюсь за них... Не дай Бог кому пережить то что пережила я.
Тверичанка 76
4 марта 2015 года
0
Спасибо почерпнула много полезной информации ,сталкивалась с проблемой у сына 5 класс и племянника 3 класс,пока временное затишье,ситуации рука на пульсе,ещё раз спасибо!!!
ms marinapavlona
23 апреля 2015 года
0
Прочла все комменты на тему, злободневную в наше время..Так уж получилось, что я пришла из другой школы, в начальные классы, и меня как новенькую, решили заломать под себя. А в классе 46 человек! Училась я хорошо, и потому была независима от списываний и подсказок..Да, и чего греха таить, несмотря на мою скромность, умела поставить себя в обществе. Тех, кто меня не принимал в свой клан, я просто игнорировала...А с возрастом, участвуя в олимпиадах и конкурсах, получила популярность и в школе..Всегда была готова заступиться за того кто слабее, правда не всем это нравилось...Внимание к ним остальных, пусть и в виде булинга, поднимало собственную самооценку, как не странно это звучит..Моей младшей дочери повезло меньше..Ее стали долбить сразу. Училась хорошо, писала стихи, занималась спортом..Ей устраивали групповые разборки, встречали после школы, она долго молчала, чем усугубляла свое положение! Когда я узнала, всех, кого я встретила после школы, как стадо шакалов окружавших мою дочь, я вызвала к директору...толку было ноль! Директор просто решила не вмешиваться в ситуацию...Тогда я решила действовать самостоятельно, вызывая их по одной в кабинет..Я их не била, не орала, потому как все бесполезно, просто предупредила...тихим шепотом...все, как рукой сняло...дочь закончила школу, поступила в институт..скоро мои внуки, мои маленькие самураи идут в школу и страх за них, живет в моем сердце..моем сердце..

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам