Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook

Поговорим об антибиотиках. Немного нужной теории.

Поговорим об антибиотиках. Немного нужной теории. Много вопросов родители задают врачам по поводу назначения детям различных медикаментов, особенно много споров вызывают препараты сильнодействующие – антибактериальные и приравниваемые к ним. Я заведомо не сказала антибиотики, потому как сегодня не все препараты против инфекций являются антибиотиками в правильном понимании этого слова. Хотелось бы поговорить с вами на эту тему подробно, начиная со сложных биохимических основ действия этих препаратов и заканчивая вопросами назначения и выбора.

Что такое антибиотик?

Если перевести с латыни дословно слово "антибиотик" – оно означает «против живого», но на деле все обстоит не совсем так, так как речь идет не обо всем живом в целом, а о жизни микробов в частности. Взялось такое название исторически, после открытия небезызвестным Флемингом пенициллина. Он был не синтезирован, а именно открыт, так как в природе данные вещества существовали задолго до того, как об их особых свойствах узнали люди. Вещества, способные подавлять рост микробов или полностью их убивать, существовали в природе очень давно. Еще задолго до появления на земле самого человека. Просто люди не использовали их прицельно как антибиотики. Более того, определенные микроорганизмы могут вырабатывать вещества, которые подавляют рост других микроорганизмов. Также поступают многие грибы и растения – это своеобразная конкуренция, борьба за существование. За счет особых ядов удалить из своего поля обитания конкурентов за пищу и проживание.

Да и Флемингу повезло, он был неряхой и в его лаборатории был полнейший бардак. Он изучал жизнь микробов, поселяя их на питательные среды в тарелочках и пробирках, и наблюдал затем за ростом колоний. Их отчетливо видно по росту разного цвета пятнышек. Эти чашки с микробами были у него разбросаны по всему столу, и на одну из них попали споры плесневого грибка - пеницилла. Он чудесно разросся на питательной среде и заодно поубивал всех имевшихся в этой среде микробов. А сам Флеминг обнаружил, что там где росла плесень, микробы погибли, на основании чего он сделал вывод, что некое вещество, вырабатываемое пенициллом, убивает их. Он выделил это вещество и долго не думая назвал его пенициллином.

Затем уже оставалось дело за малым – научиться получать это вещество из грибка, создавать его в больших количествах и подобрать дозировки, помогающие в лечении микробных инфекций. С 1943 года пенициллин стали выпускать в промышленном масштабе – так началась эра антибиотиков, они плотно вошли в нашу жизнь в качестве компонента при лечении таких опасных заболеваний как гнойные ранения, пневмонии, ангины и т.д. И все бы хорошо и логично: казалось, имеем микроб, который вызывает опасную болезнь, и имеем антибиотик, который данного микроба убивает, идиллия и исцеление!

Так ведь можно и полностью уничтожить все опасные микробы на земле и будет нам счастье, но увы. Микробы – это часть нашей среды обитания, достаточно большая ее часть, не смотря на микроскопические размеры этих жителей. Часть их вредная, часть нейтральная, а часть – очень полезная, живущая в том числе и внутри нас. Не всех микробов нужно и можно убивать антибиотиками.

Именно поэтому, по мере развития антибиотикотерапии и широкого внедрения ее в массы, стало возникать все больше и больше проблем, связанных с применением этих средств. Ведь антибиотики – это очень мощные и серьезные препараты, год от года они все совершенствуются и усиливаются, есть такие, которые применяют уже раз в сутки против пенициллина, который прописывали колоть каждые 4-6 часов. Поэтому, современные антибиотики – это не простые пилюльки от инфекций, это мощное оружие, которым нужно уметь правильно пользоваться, и делать это должен грамотный и опытный врач, а не пациент или его родители, если речь идет о малыше.

Современные реалии.

Но на практике после широкого внедрения антибиотиков во всех странах мира появилась печальная тенденция широкого и порой очень необоснованного приема антибиотиков, в том числе и самими пациентами. Сегодня можно найти единицы из тех, кто хоть раз в жизни не принимал антибиотики по совету врача или самостоятельно. До последнего времени практически любой из антибиотиков можно было купить в аптеке как витаминки. В отношении детей лечение антибиотиками порой доходит до маразма, банальные сопли у нас порой тоже лечат антибиотиками, не смотря на то, что они не показаны при них категорически.
Конечно, сегодня врачи бьют тревогу по поводу бесконтрольного применения антибиотиков и пытаются провести широкое внедрение их продажи исключительно по рецепту, но не везде и не всегда это соблюдается. Фармацевтика – это тоже бизнес.

Антибиотики или нет?

Далеко не все препараты, которые вам или вашим малышам, назначают при лечении микробных инфекций можно отнести к антибиотикам. Не только они могут уничтожать в организме опасные микробы. Антимикробная активность таких препаратов заключается в их способности влиять в микробной клетке на определенные структуры, которые не имеют в человеческом организме аналогов. То есть идеальные антибиотики влияют только на компоненты микробов, но не повреждают собственных клеток организма человека. Обычно это особые микробные ферменты, белки или какие-либо другие вещества, которые антибиотик разрушает, чем нарушает и рост и развитие самих микробов. Тогда такой антибиотик хорошо полечит инфекцию, не повлияв на организм человека и не вызвав побочных эффектов.

Например, оболочка микробов принципиально не похожа на оболочки клеток человека или животных. Поэтому, вполне возможно создание такого антибиотика, который будет разрушать оболочку микроба, и не будет вредить телу человека. По такому принципу действует и знаменитый пенициллин и его преемник – ампициллин, а также другие аналоги – например цефалоспорины. Такие антибиотики называют бактерицидными. То есть убивающими микробы.

Есть группа препаратов, которые влияют на особые ферменты микробов, которые синтезируют ее ДНК. Без этого фермента микробы не могут размножаться и быстро погибают. Такие препараты называют бактериостатическими, они не убивают сами микробы, но не дают им размножаться, а сами микробы добивает иммунитет болеющего человека. К таким можно отнести "Ципрофлоксацин", "Цифран" и другие. Но вот в современных аптеках не все препараты с подписью «антибиотик» являются ими. Почему?

Современные медикаменты.

Итак, как я уже говорила – к антибиотикам относят природные вещества, которые вырабатывают одними организмами для уничтожения других микробов. Это могут быть грибы (пеницилл, цефалоспорум) и микробы (актиномицеты). К естественным антибиотикам можно отнести пенициллин, тетрациклин, цефалоспорин или стрептомицин. Медицина и наука не стоят на месте и постоянно усовершенствуют антибиотики, улучшая их структуру уже в химических лабораториях. Они пытаются сделать их более активными, сильными и безопасными. В каждой группе антибиотиков давно получены полусинтетические и синтетические аналоги, поэтому, сегодня антибиотиков очень много и они разделены на группы.

Есть и группа противомикробных препаратов, которые к живой природе отношения не имеют и были изначально созданы в химических лабораториях, хотя они и оказывают антимикробный эффект, но истинными антибиотиками их назвать сложно. К таким препаратам относят сульфаниламидные препараты, "Фуразолидон", "Эрцефурил". Эти препараты относят к химиотерапевтическим препаратам антимикробного ряда. Сегодня при таком широком распространении антибиотиков врачи уже говорят о химиотерапевтическом влиянии на организм, так как даже пенициллин уже получают не из грибков.

Зачем я вам это рассказала?

В таком обилии химии, пусть и лечебной, разобраться не просто, многие препараты из этого ряда очень сильные и убивают практически всех микробов на своем пути, в том числе полезных. Есть же группа антибиотиков, которые имеют узких спектр действия и действуют только на определенных микробов – например, бактерию туберкулеза. Действие антибиотиков различно, и подобрать для лечения правильный препарат не так просто. Об этих свойствах антибиотиков знают врачи, и не всегда знают пациенты. Но, не смотря на то, что антибиотики направлены против микробов, они параллельно с этим могут оказывать некоторые эффекты и на сам организм, и не всегда это действие полезное.

А еще зачастую нужно добиться такого эффекта, чтобы микробы погибли в одном месте, например, в почечной ткани, и при этом сохранились в кишечнике. Чтобы этого добиться, необходимо подобрать особый вид антибиотика, который будет скапливаться и концентрироваться в моче, но очень мало будет оставаться в кишечнике. Это не так просто, и для каждого антибиотика проводят длительные исследования в лабораториях, изучая все его свойства – как он всасывается в кишечнике или из мышцы, как он распределяется по организму, где скапливается и как быстро выводится. Все это нужно учесть, когда антибиотики назначаются. Это не просто, и даже врачи иногда затрудняются в назначениях, поэтому, не стоит покупать антибиотики для самолечения.

Завтра мы продолжим разговор об этих лекарствах.

Как выбираются антибиотики?

Еще немного об антибиотиках
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Поговорим об антибиотиках. Немного нужной теории.
  Много вопросов родители задают врачам по поводу назначения детям различных медикаментов, особенно много споров вызывают препараты сильнодействующие – антибактериальные и приравниваемые к ним. Я заведомо не сказала антибиотики, потому как сегодня не все препараты против инфекций являются антибиотиками в правильном понимании этого слова. Читать полностью