Виды деятельности ребёнка
В повседневной жизни маленького ребёнка в основном преобладают два вида деятельности - творческая и обучающая.
Творческая деятельность, которая ещё делится на - организованную взрослыми (родителями, воспитателями, воспитателями), когда ребёнок чем-то занимается по заданию - играет, рисует, лепит, конструирует и строит, и т.д.,
и - неорганизованную, когда ребёнок делает то же самое, но по своему желанию решает - «что?» ему делать. И в том, и в другом случае результат его деятельности для самого ребёнка не важен. Даже оценка взрослых ему не очень-то и нужна. Для него важен сам процесс творчества.
Во время таких занятий он что-то воображает и фантазирует, придумывает и размышляет, ошибается, а затем сам же исправляет и переделывает, сообразуясь со своими понятиями, представлениями и ощущениями.
Он сам лучше всех знает в этот момент - «что?» у него должно получиться и «что?» получилось!
Все эти действия, как умственные, так и физические доставляют ему удовольствие. Главное в такой момент - не мешать ребёнку и не лезть со своими советами и, тем более, - со своими оценками результатов его труда, если он не просит. Лучше потом спросить - «что он делал?» и «что у него получилось или не получилось?».
Обучающая деятельность - как правило, организовывается взрослыми по своему усмотрению - там присутствуют и цели, и задачи, и процесс расписан, а в итоге, и результат ещё оценивается каким – либо способом.
В такой деятельности результат для ребёнка очень важен - он ведь ещё и оценивается. К тому же очень часто и сам ребёнок сравнивается с другими детьми. Ни один ребёнок не хочет быть хуже всех. Это нормально.
Для успешного протекания обучающего процесса, как в каждый конкретный момент (на данном занятии), так и в будущем (на последующих занятиях), исключительную роль для ребёнка играет результат его личных усилий, стараний и действий, как физических, так и умственных!
Если же у ребёнка постоянно возникают ситуации непонимания «что надо делать-то?», «как надо делать?», если от него часто слышится: «У меня не получается!», или он не может запомнить не только что-то нужное (кому нужное?), но и порядок своих действий и часто ошибается, то ему всё это быстро надоест и он отключит или переключит своё внимание на то, что ему знакомо, понятно и не напрягает.
На этом процесс обучения и закончится.
Если такой порядок вещей будет повторяться достаточно часто, то это приведёт сначала к полному неприятию какого - либо обучения «с этой тётей» или даже с мамой (папой) и к сопротивлению (капризы, полное нежелание что-то делать в этом плане, баловство и т.д.), а самое плохое - сильно понизятся самооценка, желание и потребность учиться, и появится неуверенность.
Это, конечно же, не исключает ошибки во время процесса, но ребёнок должен знать (а это ему нужно объяснить заранее!), что ошибаются все и не ошибаются только те, кто вообще ничего не делает!
Ребёнок должен не просто знать про это, он должен постоянно ощущать, что взрослые к его ошибкам относятся спокойно. Ошибка - это ещё одна возможность подумать над своими действиями. Может быть вместе подумать и разобраться. Ребёнку должно быть интересно самому найти и исправить ошибку. Ведь в принципе это даже сложнее, чем сразу что-то сделать без ошибок.
Отсюда выводы:
Во время обучения для ребёнка исключительное значение имеет положительный результат, потому что он понимает - он стал умнее, он чему-то научился. А это ещё одна ступенька в его развитии.
А взрослых должны придавать исключительное значение организации и наполнению процесса обучения - процесс этот должен быть разумным, грамотным и не должно быть в нём ничего лишнего или «заумного», а только то, что строго соответствует природным законам обучения и развития ребёнка.
Применительно к обучению ребёнка умению читать, всё это сделать очень легко - после каждого занятия и даже просто после каждого упражнения он должен на себе убеждаться, что он не просто узнал новую букву или новый склад - он получил конкретный результат - САМ составил и прочитал новое слово!
Если правильно определить и поставить цели, а затем правильно определиться с процессом обучения (главным образом с его содержанием!) и разумно всё это применять, то у Вас может получиться идеальный вариант обучения и развития ребёнка - во время обучения будут задействованы, а значит и будут развиваться оба полушария мозга, что на порядок (а может и более) повышает и эффективность процесса, и конечный результат.
В разработанной мной методике обучения детей чтению все эти моменты учитываются. На них собственно и построена методика, а возможности конструкции «кубиков» хорошо помогают реализовать такую программу обучения и развития.
На сегодняшний день это первая и единственная действительно работающая методика обучения ребёнка чтению, которая получила Патент Российской Федерации № 70032 от 10.01.2008г.
Десятки тысяч родителей за полтора года оценили простоту и эффективность такого обучения своих детей умению читать.
Если разобраться, то оказывается, что умение читать по природе своей навык очень простой и не сложнее, чем умение пересказать любимый мультик, который ребёнок пересмотрел раз десять и помнит в деталях и в подробностях - что делали и говорили герои этого мультика.
Полностью самостоятельно ребёнок будет уметь читать и будет хотеть читать только тогда, когда избавится от беспокойства и страха перед текстом.
Это же элементарная детская психология - ни одним делом он не станет добровольно и с интересом заниматься, и даже играть ребёнок не будет, если испытывает хоть малейшее беспокойство и, тем более - страх.
Ваша задача - создать такие условия, чтобы он обучался в состоянии удовольствия от того, что у него всё получается, а если что-то и не получается, то он должен усвоить, что это - нормально, это - бывает со всеми и если постараться, то всё получится.
Творческая деятельность, которая ещё делится на - организованную взрослыми (родителями, воспитателями, воспитателями), когда ребёнок чем-то занимается по заданию - играет, рисует, лепит, конструирует и строит, и т.д.,
и - неорганизованную, когда ребёнок делает то же самое, но по своему желанию решает - «что?» ему делать. И в том, и в другом случае результат его деятельности для самого ребёнка не важен. Даже оценка взрослых ему не очень-то и нужна. Для него важен сам процесс творчества.
Во время таких занятий он что-то воображает и фантазирует, придумывает и размышляет, ошибается, а затем сам же исправляет и переделывает, сообразуясь со своими понятиями, представлениями и ощущениями.
Он сам лучше всех знает в этот момент - «что?» у него должно получиться и «что?» получилось!
Все эти действия, как умственные, так и физические доставляют ему удовольствие. Главное в такой момент - не мешать ребёнку и не лезть со своими советами и, тем более, - со своими оценками результатов его труда, если он не просит. Лучше потом спросить - «что он делал?» и «что у него получилось или не получилось?».
Обучающая деятельность - как правило, организовывается взрослыми по своему усмотрению - там присутствуют и цели, и задачи, и процесс расписан, а в итоге, и результат ещё оценивается каким – либо способом.
В такой деятельности результат для ребёнка очень важен - он ведь ещё и оценивается. К тому же очень часто и сам ребёнок сравнивается с другими детьми. Ни один ребёнок не хочет быть хуже всех. Это нормально.
Для успешного протекания обучающего процесса, как в каждый конкретный момент (на данном занятии), так и в будущем (на последующих занятиях), исключительную роль для ребёнка играет результат его личных усилий, стараний и действий, как физических, так и умственных!
Если же у ребёнка постоянно возникают ситуации непонимания «что надо делать-то?», «как надо делать?», если от него часто слышится: «У меня не получается!», или он не может запомнить не только что-то нужное (кому нужное?), но и порядок своих действий и часто ошибается, то ему всё это быстро надоест и он отключит или переключит своё внимание на то, что ему знакомо, понятно и не напрягает.
На этом процесс обучения и закончится.
Если такой порядок вещей будет повторяться достаточно часто, то это приведёт сначала к полному неприятию какого - либо обучения «с этой тётей» или даже с мамой (папой) и к сопротивлению (капризы, полное нежелание что-то делать в этом плане, баловство и т.д.), а самое плохое - сильно понизятся самооценка, желание и потребность учиться, и появится неуверенность.
Это, конечно же, не исключает ошибки во время процесса, но ребёнок должен знать (а это ему нужно объяснить заранее!), что ошибаются все и не ошибаются только те, кто вообще ничего не делает!
Ребёнок должен не просто знать про это, он должен постоянно ощущать, что взрослые к его ошибкам относятся спокойно. Ошибка - это ещё одна возможность подумать над своими действиями. Может быть вместе подумать и разобраться. Ребёнку должно быть интересно самому найти и исправить ошибку. Ведь в принципе это даже сложнее, чем сразу что-то сделать без ошибок.
Отсюда выводы:
Во время обучения для ребёнка исключительное значение имеет положительный результат, потому что он понимает - он стал умнее, он чему-то научился. А это ещё одна ступенька в его развитии.
А взрослых должны придавать исключительное значение организации и наполнению процесса обучения - процесс этот должен быть разумным, грамотным и не должно быть в нём ничего лишнего или «заумного», а только то, что строго соответствует природным законам обучения и развития ребёнка.
Применительно к обучению ребёнка умению читать, всё это сделать очень легко - после каждого занятия и даже просто после каждого упражнения он должен на себе убеждаться, что он не просто узнал новую букву или новый склад - он получил конкретный результат - САМ составил и прочитал новое слово!
Если правильно определить и поставить цели, а затем правильно определиться с процессом обучения (главным образом с его содержанием!) и разумно всё это применять, то у Вас может получиться идеальный вариант обучения и развития ребёнка - во время обучения будут задействованы, а значит и будут развиваться оба полушария мозга, что на порядок (а может и более) повышает и эффективность процесса, и конечный результат.
В разработанной мной методике обучения детей чтению все эти моменты учитываются. На них собственно и построена методика, а возможности конструкции «кубиков» хорошо помогают реализовать такую программу обучения и развития.
На сегодняшний день это первая и единственная действительно работающая методика обучения ребёнка чтению, которая получила Патент Российской Федерации № 70032 от 10.01.2008г.
Десятки тысяч родителей за полтора года оценили простоту и эффективность такого обучения своих детей умению читать.
Если разобраться, то оказывается, что умение читать по природе своей навык очень простой и не сложнее, чем умение пересказать любимый мультик, который ребёнок пересмотрел раз десять и помнит в деталях и в подробностях - что делали и говорили герои этого мультика.
Полностью самостоятельно ребёнок будет уметь читать и будет хотеть читать только тогда, когда избавится от беспокойства и страха перед текстом.
Это же элементарная детская психология - ни одним делом он не станет добровольно и с интересом заниматься, и даже играть ребёнок не будет, если испытывает хоть малейшее беспокойство и, тем более - страх.
Ваша задача - создать такие условия, чтобы он обучался в состоянии удовольствия от того, что у него всё получается, а если что-то и не получается, то он должен усвоить, что это - нормально, это - бывает со всеми и если постараться, то всё получится.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: